В ростовском Театре 18+ готовится премьера спектакля «Саша, вынеси мусор» по пьесе Натальи Ворожбит. Для постановки пригласили балетмейстера и режиссера — заслуженную артистку Республики Северная Осетия-Алания Оксану Зиброву. «Городской репортер» поговорил с режиссером премьерного спектакля о том, почему эта постановка будет понятна всем, что должен уметь актер, и можно ли с помощью танца рассказать полноценную историю.
— Оксана, 28 и 29 апреля в Театре 18+ пройдет премьера вашего спектакля «Саша, вынеси мусор». Расскажите, пожалуйста, почему вы решили обратиться к такому материалу?
— Начну с того, что у меня не такой большой постановочный опыт: это мой седьмой спектакль и первый настоящий драматический — там будет минимум пластики и максимум слова. Честно говоря, я пьесы не выбираю — они меня сами находят. Я случайно наткнулась на пьесу драматурга Натальи Ворожбит — по ней не так давно поставил спектакль Центр имени Мейерхольда. Когда я прочла пьесу, уже точно знала, что хочу ее поставить — настолько это был мой материал.
— Получается, это будет своего рода дебют для вас?
— Да, не считая детских сказок, это моя первая драматическая постановка. До этого я также поставила в Театре 18+ два пластических спектакля — «Сеанс» и «Любовь, мечта и бигуди».
— Все-таки чем именно вас зацепила пьеса Натальи Ворожбит?
— Я очень люблю, когда о сложном говорят просто, а о простом — сложно. И то, что написала Наташа Ворожбит, — это уникальная история. Казалось бы, она пишет так просто, но если читать между строк, там такая мощнейшая история… Она не оставила меня равнодушной.
— Вы сразу поняли, кто может сыграть в этом спектакле?
— С этим проблем не было, потому что я варюсь в этом театре, также работаю балетмейстером-постановщиком в Молодежном театре, и я точно знала, кто какую роль сыграет. Актерский состав — люди с большим профессиональным опытом. Спасибо моей постановочной группе и актерам: в спектакле в два состава заняты Людмила Мелентьева, Светлана Лысенкова, Александр Волженский и Юлия Кобец, Светлана Башкирова, Роман Меринов. Потрясающие ребята, они меня не подвели, и надеюсь, что я их не подведу.
— Почему вы решились на драматическую постановку?
— Во-первых, это нужно попробовать. Во-вторых, Наташа Ворожбит так удачно написала… Вообще, впервые сталкиваюсь с тем, что я не вымарала ни одного слова из текста. Пьеса небольшая, но в ней каждое слово очень важно. Более того, в пьесе есть эпитафии и фрески, и я их все оставила.
[quote_center]Мне кажется, если выпадет хотя бы одно слово из этого произведения, рухнет целостность. Как дом: если убрать кирпич, может завалиться все здание.[/quote_center]
— О чем эта история?
— Хотя эта история очень непростая, но так, как она написана и как ставлю ее я, будет понятна всем. Это касается каждого человека на земле — темы любви и войны. О войне в этом спектакле мы не говорим как о какой-то романтике приключений, мы говорим о войне с точки зрения отношения мужчин и женщин к ней, но больше, конечно, женщин. Я не понаслышке знаю, что такое боевые действия, поэтому мне кажется, что могу об этом рассуждать. Я долго не хотела говорить на эту тему, но поймала себя на мысли, что спустя 20 лет могу это сделать — мне есть что сказать. То, что мне театр дает такую возможность, — это очень круто.
— Означает ли это, что постановка будет понятна больше женщинам-зрителям?
— Нет, ни в коем случае. Конечно, это женская история, поэтому я за нее и взялась, но понятна она будет всем.
— Должен ли режиссер, по вашему мнению, основываться на своем личном опыте при постановке или лучше абстрагироваться от него?
— Мне кажется, что если я чего-то не понимаю в проблеме, о которой хочу рассказать, то не смогу донести это до зрителя. Сверхзадача в спектакле «Сеанс», например, — это показать одиночество. И это мне и моему окружению свойственно, а значит, я могу говорить на эту тему.
— А тяжело ли актерам без хореографического опыта играть в пластических спектаклях?
— Во-первых, в вузах и театральных училищах есть хореографическая подготовка, это обязательная программа. Другое дело, что все это забывается. Но в Молодежном театре мы два раза в неделю проводим занятия по пластике, так что поддерживаем форму актеров. Тут проблем нет никаких. Вообще, актеры должны уметь все. Актерство — потрясающая штука в плане обучения: всю свою карьеру они учатся чему-нибудь. На мой взгляд, в этом есть какая-то прелесть.
— Обязательно ли в пластическом спектакле должен быть текст, или можно обойтись без него?
— Конечно, ставят и спектакли вообще без текста, а где-то он есть, но не играет ведущую роль. Два пластических спектакля, которые я ставила в Театре 18+, были с использованием текста, но он был абсолютно минималистичен. В спектакле «Любовь, мечта и бигуди», например, текст по большому счету и не нужен был, но мне показалось, что его мне хватает, чтобы до конца раскрыть тему: если мы таким образом подчеркнем хореографию, то люди, приходящие сюда, будут узнавать себя в некоторых ситуациях, а это всегда плюс.
[quote_center]Пластические спектакли — это один из способов выражения, это язык. Если все грамотно сделано, то тут не может возникать никаких вопросов, это должно быть понятно без слов.[/quote_center]
— Получается, что текст не должен затмевать пластику?
— Конечно, но я работаю с драматическими актерами, а у них в любом случае на первом месте слово, грех было этим не воспользоваться. Мне любопытно работать с этим синтезом — пластическое действие и текст, потому что если брать только пластику, то можно пригласить артистов балета и с ними работать, но это уже будет совсем не то.
— Насколько пластические постановки сейчас популярны?
— Сейчас таким спектаклям уделяют больше внимания, все тенденции идут, конечно, из наших столиц. В Ростове это направление пока не так распространено, но в любом случае мы должны к этому стремиться. Театр 18+ в этом смысле — пионеры в Ростове.
— К театру сейчас активно присоединяют другие виды искусства — кино, живопись, тот же танец. Как вы думаете, насколько это оправдано?
— Если это полезно и поможет выразить то, что ты хочешь сказать, то почему нет. Я — за. Дух театра невозможно убить, если он есть. Все это вспомогательные элементы, а театр как строился на своих законах, таким он и остается.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.