За последние три года многие стены таганрогских зданий были украшены знаменитыми лицами. Фаина Раневская, Антон Чехов, Екатерина II, Петр I, Юрий Дудь, Виктор Цой  вот лишь малый список героев, которые появились на улицах города. Теперь в Таганрог приезжают туристы не только, чтобы пройтись по Каменной лестнице или увидеть дворец Алфераки, но, и чтобы познакомиться с работами местного художника Антона Тимченко, выполненными в авторском стиле. «Городской репортер» поговорил с художником и узнал, каким образом выбирается место для новой картины, как реагируют на его творчество прохожие и как так получилось, что по работам Антона Тимченко уже делали экскурсию.

Художник Антон Тимченко специального художественного образования не получил  он закончил Институт радиотехнических систем и управления ЮФУ в Таганроге и стал специалистом по защите информации. Как признается, в школе и университете тоже не рисовал. Творчеством начал заниматься лишь в 28 лет  учился по открытым источникам в интернете.

Первую картину Антон Тимченко написал рядом с офисом своей работы. Это была Фаина Раневская с подписью «Я знаю самое главное: я знаю, что надо отдавать, а не хватать». Так как стена была кирпичная, он решил нарисовать ее пикселями. Таким образом появился новый метод художественной работы  пиксель-арт. Интересно, что вблизи рисунок кажется размытым  и только на расстоянии складывается в картину. Теперь в этой технике художник выполняет все свои работы.

 

 Начинать писать картины на улице было страшно?
 Нет, наверное, потому что это было соседнее здание, расположенное рядом с работой, и не фасадная стенка. Я просто выходил в свое свободное время и по чуть-чуть рисовал. Было даже интересно, как получится. Жаль, что позже рядом со зданием появилась пристройка, которая заслонила картину. Сейчас она практически закрыта.

 Работу вы согласовывали с администрацией?
 Раневскую я не с кем не согласовывал. Но получилось так, что она понравилась и администрации, и жителям. Со мной связались из комитета по архитектуре города и сказали, что такие работы надо согласовывать. Их нельзя просто так рисовать. После этого я начал все делать так, как надо.
Конечно, в основном стену мне предлагают люди, которые живут в этом же доме. При этом они уже знают, что хотят, чтобы я нарисовал. Иногда я предлагаю несколько вариантов. Жители сразу свою задумку обсуждают со старшим по дому, с ТСЖ или УК. Когда все согласны, начинается согласование с администрацией. Если же мне нужна какая-нибудь стена, то я сам стучась в первую попавшуюся квартиру, узнаю, кто старший по дому, рассказываю, кто я такой и чего хочу. Дальше все то же самое.

 Это долгий процесс?
 От недели до месяца, грубо говоря. В администрацию я подаю макет рисунка. И они мне его согласовывают или нет.

 А сколько по времени занимает одна работа?
 Всегда по-разному. Михалыча (колоритный житель Таганрога, сапожник  прим. ред.) я три дня всего лишь рисовал, Екатерину Великую  три недели, Антона Чехова и Фаину Раневскую  месяц. Длительность зависит от сложности рисунка, от его размера, от внешних условий, от исходного состояния стены.

Фото: Антон Бакарюк

Иногда, например, только подготовка стены занимает несколько дней: старую краску нужно убрать, вычистить, загрунтовать. Бывает, правда, что стена уже готовая, когда дом после капитального ремонта. Все новенькое, то есть ты приходишь и сразу рисуешь.
Кроме того, если у меня есть подъемник, то он очень сильно ускоряет работу. Когда ты сам, убирать и двигать баллоны с краской  это дольше намного. Понимаете, я ведь рисую не баллончиками, а красками в банках. На большие работы может уйти довольно много  два десятилитровых ведра. Расход краски всегда больше, если работа сильно цветная или если нужно несколько слоев.

На долговечность картин влияют погодные условия?
 Я рисую фасадными красками, как раз рассчитанными на то, чтобы на улице это делать. К тому же все сделанные работы я покрываю акриловым лаком сверху, который дает дополнительную защиту, оберегая рисунки от выгорания, погодных условий. Я стараюсь, чтобы это все была долговечная история.
Самая показательная работа в этом плане  это Чехов. Я его нарисовал три года назад, и он до сих пор никак не изменился. Были, конечно, и неудачные работы  Раневская оранжевая. Дело в том, что я ее рисовал зимой, использовал там непривычную для себя краску и неправильно рассчитал пропорцию. В результате она выцвела. В остальных же случаях рисунок может испортиться, если была сильно жуткая стена, которая начала осыпаться. Это не связано с красками и материалами.

 Во многих постах в Instagram вы говорите, что это физически тяжелая работа, поэтому чаще всего стрит-артом занимаются мужчины. Что усложняет процесс?
 Много всего. Ты физически стоишь на ногах целый день. Летом тебе жарко, зимой холодно, часто ветер. Весь день простоять на улице  непросто. Плюс лазить по лесам вверх-вниз  это тяжело. Наиболее комфортно рисовать весной, когда тебе и не жарко, и не холодно.
Да, я бы сказал, что заниматься стрит-артом  это больше мужская работа. Девочки мне помогали рисовать  это тяжело. Даже если ты находишься в помещении, целый день стоишь  все равно устаешь.

 Но бывает же так, что и внешние обстоятельства придают вдохновение? Я читала историю, как однажды прохожие вас угостили кофе и шарлоткой.
 Конечно! Так было, например, в прошлом году, когда я получил заказ от местных властей,  в отделе пропаганды ГИБДД придумали сделать социальный проект. Сотрудники нашли мой телефон и связались со мной. Финансировали работу местные депутаты. Так вот на последнем моем рисунке были изображены детская коляска и инвалидное кресло. Это было такое место, где рядом практически негде остановиться машине, потому что вблизи  перекресток, светофор, мост. И было очень классно, что люди просто на аварийках на перекрестках останавливались, сигналили, несли мне воду.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Антон Тимченко 🎨Художник🎈 (@antontimchenko.art)

Вообще люди тепло реагируют?
 В основном да. Правда, обязательно есть и те, кто скажет: «Зачем вы это делаете? Лучше оставьте нам серую стену»! Такие всегда бывают, хотя бы один, но обязательно. Конечно, положительных отзывов, пожеланий, помощи и угощений  больше.

 А пожеланий в стиле «оставьте как было» чаще слышно от представителей старшего поколения?
 Да! (улыбается  прим. ред.). Это больше характерно для старшего поколения: «Не было ничего и не надо тут, оставьте в покое!»

 Я видела, что иногда вы говорите, что к вам во время процесса создания картины можно присоединиться. Это какие-то местные художники?

 Вот именно художники ко мне никогда не приходят. Ко мне приходят помочь подписчики. У меня есть схемы что, где и как конкретно рисовать, разметки, макеты, все расписано обычно, заранее разложено. Я просто даю человеку кисточку, краску и говорю: «Ты выкрашиваешь этот участок».
Когда один-два человека приходят, это удобно. Если больше, то становится сложно, потому что я ж сам еще рисую и пытаюсь быстро это делать. А если люди приходят, то в первую очередь развлечься, время провести, потусить и пообщаться, а уже потом порисовать, приложить к работе свою руку. Нужно на всех отвлечься, всем показать, дать кисточку, рассказать, как и что делать. Я это воспринимаю, как развлечение, чтобы люди от процесса какое-то удовольствие получили.

 Правильно я понимаю, что это вообще не коммерческая история? И картины сделаны на пожертвования, а все остальное  это ваше свободное время и творчество?
 Чаще средства, которые идут на реализацию работы, составляют 50 на 50: половина моих денег, остальную половину собираю в Instagram. Сейчас, благодаря частным заказам, эта работа стала моей профессией. На зарплату я живу.

 Видела в Instagram, что по вашим работам делали экскурсию? Это был какой-то совместный проект с местным музеем?
 Да. Летом 2020 года от местного художественного музея поступил заказ. Они получили еще одно историческое здание в качестве филиала. Во дворе оказалось несколько боксов  гаражей. И сотрудники музея попросили меня их разрисовать. Мы решили сделать этот проект в виде старых открыток с видами города. После чего сотрудники музея придумали и сделали экскурсию по моим работам, по двору, по фотографиям.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Антон Тимченко 🎨Художник🎈 (@antontimchenko.art)

 Вы могли предположить, что ваши работы так органично впишутся в город?
 Ну, я надеялся (улыбается  прим. ред.). У меня как раз была идея сделать какие-то достопримечательности, какие-то знаковые места в Таганроге, ради которых люди будут приезжать из других городов. Периодически туристы отмечают меня в Instagram с подписью: «Мы приехали в Таганрог посмотреть работы». Это, конечно, очень приятно!
Но, если честно, у меня не возникает такой мысли: «Ага, ура, так и надо!». Каждый раз удивляешься и думаешь: «Ничего себе! Люди приехали из другого города, заморочились, день или два ходили и смотрели работы. Это приятно очень!»

 В одном из интервью вы сказали, что у вас в планах  развитие Instagram. А есть какая-нибудь глобальная цель?
 Да, чтобы у меня появились заказы в моем пиксельном стиле с абсолютной творческой свободой. Чтобы мой личный стиль приобрел какую-то ценность, известность и популярность. Знаете, у меня был такой заказ. Люди попросили их трехэтажный дом полностью разрисовать пикселями. Я придумал всю концепцию, но это отложилось. Начался кризис из-за коронавируса, а проект предполагал большой бюджет. Это для меня сейчас самое большое желание  получить такой частный заказ с моим стилем. Чтобы люди оценили мои творческие идеи и способности, а не просто списанную технику из интернета.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.