Владимира Арцыбашева хорошо знают не только в Ростове-на-Дону и Донском регионе, но и далеко за его пределами. После южной столицы Владимир Михайлович несколько лет проработал советником вице-губернатора Рязанской области. Журналист газеты «Путеводитель по ЖКХ»  поговорил с Владимиром Арцыбашевым о его карьере и современном состоянии ЖКХ.

— В июне этого года будет ровно 38 лет, как Вы трудитесь в системе ЖКХ. Какие сегодня, на Ваш взгляд, «болевые точки» этой так необходимой для всех отрасли?

— Работа в ЖКХ требует напряжения 24 часа в сутки. Любое время года имеет свои особенности. И если пошел снег, то сразу на автопилоте включаются задачи, которые нужно решать: снег нужно убирать. Пошел дождь, значит нужно выполнить работы, чтобы исключить подтопление домов. И вот так все время. Это только в песне поется: «У природы нет плохой погоды. Каждая погода — благодать». В итоге за годы работы в жилищно-коммунальной отрасли у меня исчезло радостное «ощущение первого снега» из раннего детства. Согласитесь, а ведь тяжело ничего не любить. Сейчас я на пенсии и пытаюсь реанимировать это прекрасное человеческое чувство.

 

Вот только проблемы, существующие в ЖКХ, наверное, никогда не прекратятся. Это такая отрасль, которая необходима людям и без которой они не могут прожить. Но, как ни парадоксально звучит, чем больше вкладывается бюджетных средств в жилищно-коммунальное хозяйство, тем больше собственник превращается в потребителя, не желая нести какую-либо ответственность.

Положение дел в ЖКХ прежде всего зависит от федеральной политики. Главный документ — это Жилищный кодекс. В нем написано, что ответственным за содержание жилья является собственник, но при этом не прописаны меры ответственности, если он это жилье содержит плохо. И пока федерация не предусмотрит меры наказания нерадивых собственников, любые местные поползновения изменить ситуацию будут отклонены.

Закон предполагает, что размер тарифа за содержание общедомового имущества собственники должны определить на общем собрании жильцов. Но, как показывает практика, все на деле обстоит иначе и тот, кто писал этот закон, не имеет представления, что такое общее собрание и как оно проходит. Управляющая компания обосновывает затраты, но только в ответ им говорят: «Нам плевать, мы тариф не принимаем». При этом минимального порога этого тарифа не существуют. Каждый собственник многоквартирного дома считает, что он предостаточно оплачивает услуги ЖКХ, а в результате мы имеем то, что имеем. Но это, на мой взгляд, не главная проблема.

До тех пор пока собственник не поймет, что состояние дома зависит от него и только от него, никуда мы не двинемся. Есть УК, у которых дома содержатся образцово, но и плата там составляет не 16 рублей, а 50 рублей. Я всегда говорю: если не нравится вам управляющая компания, то замените ее, у вас всегда есть право выбора.

Почему не меняют? Вот обращаются жильцы в новую УК и говорят: «У вас такие дома хорошие, возьмите и наш в свое управление». Представители компании приходят, делают обследование — дом страшный, грязный. УК берет этот дом в управление, и жильцы сразу же забывают, в каком он был состоянии. Им считают за содержание жилья по 30 рублей с квадратного метра. Те в ответ: «Нет, предыдущая компания обслуживала нас за 10 рублей». — «Чего же вы от них ушли?» — «С ними плохо!» — «Так с ними плохо, потому что вы им 10 рублей платите». УК всегда можно заменить, но никто не хочет платить больше.

Кроме того, тариф за обслуживание жилья должен в разных домах различаться. Чем меньше дом, тем больше на него накладных расходов, а чем он старше, тем больше нужно средств, чтобы его поддерживать в рабочем состоянии. На Западе все очень просто: там ваши проблемы не волнуют никого. У вас 60 квадратов, а вы можете платить за 30. Вы продаете свою трехкомнатную квартиру и покупаете себе однокомнатную, и вам достаточно субсидии.

Например, в Париже есть правило: каждые пять лет все фасады должны ремонтироваться за счет собственников. Если денег нет, то ты обязан продать свою жилплощадь и приобрести апартаменты той квадратуры, за которой сможешь ухаживать положенным образом. Да, сегодня администрации регионов выделяют большие деньги на сферу ЖКХ. Только, к большому сожалению, собственник этого не ценит и это его просто расхолаживает.

Помню, как в Ростове-на-Дону мы проводили акцию среди тех, кто задолжал за коммунальные услуги с 1990-х по начало 2000-х, выбрав собственников с действительно сложными ситуациями, и сделали амнистию — погасили их колоссальные долги. Так вот, очень многие из них потом снова накопили огромные задолженности и ждут очередную амнистию. Такая разовая помощь зачастую приводит к тому, что люди становятся иждивенцами.

И если у ресурсников существуют меры воздействия на неплательщиков, например отключение воды, газы, света, то у тех же «управляек» таких нет. Только в судебном порядке, а это требует очень много времени и зачастую не дает необходимого эффекта.

— Но, с другой стороны, не все управляющие организации — добросовестные. По существующему сегодня законодательству Госжилинспекции вправе лишать лицензий нерадивые управляющие компании.

Я очень ждал введения лицензирования УК, надеялся, что это позволит убрать с рынка шарлатанов. Но, к большому сожалению, требования к УК практически нулевые. Процент отсева — мизерный. Тот, кто не получил с первого раза, получил со второго. Это говорит о том, что требования слабые. Например, первое требование: управляющая компания должна предоставлять полный комплекс ЖКУ. По факту УО может просто написать в своих документах, что предоставляет эти услуги. Нам говорят: вы им дайте лицензии, а потом мы проведем проверку и лишим их лицензий. Но я не знаю ни одного такого случая. Лишение лицензии — очень сложный процесс.

И что получается? Лицензии выдали — проблем стало еще больше. Хотя, казалось бы, в лицензионных требованиях достаточно было бы указать одно: УО обязана содержать дом и не иметь задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. И все, с рынка моментально вылетит 90% УО. Останутся 10%, но те, кто умеет нормально работать. А у нас УО в постоянных должниках перед ресурсоснабжающими организациями, и при этом они продолжают оставаться лицензированными компаниями. И  большая их часть прекратила оказывать коммунальные услуги.

У управляющих организаций нет никакой заинтересованности выполнять работы по энергосбережению. Одна из основных причин — несовершенство федерального законодательства по данному вопросу.

— Сейчас очень популярен тренд цифровизации в разных отраслях экономики, и сфера ЖКХ не исключение. Информационные технологии должны обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских служб, и, что еще важнее, IT-решения должны помочь сократить издержки.

— О глобальной цифровизации ЖКХ рано еще говорить — процесс движется очень медленно. Возьмем реализацию проекта по умному учету коммунального ресурса. В пилотной зоне устанавливают новые общедомовые приборы с дистанционной передачей данных. Это оборудование позволяет не только в режиме реального времени наблюдать за подачей и разбором потребителями коммунального ресурса, но и проводить анализ потребления за предыдущие периоды времени (месяц, год) относительно поступающих данных. Основная цель программы — повышение точности коммерческого и технического учета за счет получения данных в режиме реального времени, прохождение полного цикла — от выбора пилотной зоны и монтажа до получения информации в цифровой платформе. Это красиво звучит и приятно читается, но на практике работает несколько иначе. «Энергосбыт» меняет только отработавшие нормативный срок приборы по учету электроэнергии. По существующим нормативам такое оборудование имеет срок эксплуатации 16 лет. Поэтому, чтобы внедрять «умные» проекты, все приборы учета в доме должны быть или новыми, или одинакового «возраста». Иначе не будет никакого экономического эффекта цифровизации системы, ведь замена отдельных приборов не дает возможности создать  автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

А что касается учета потребления воды и тепла, то здесь законодатель вообще ничего не предпринял. А «цифра», безусловно, помогла бы снизить затраты на эти ресурсы и увеличила бы производительность труда.

 — Владимир Михайлович, Вы не находите, что сегодня в СМИ практически не говорят о престижности профессий в сфере ЖКХ? В основном работников этой отрасли только ругают.

— Популяризации работы в жилищно-коммунальном сегменте давно нет. И это обидно. В период пандемии часто писали о героизме наших медицинских работников. Не спорю, здоровье наших людей зависит от их профессионализма. Но вот кто-нибудь написал о том, что работу специалистов ЖКХ по ежедневной санитарной обработке подъездов жилых домов можно сравнить с работой медицинского персонала в «красной зоне» больницы? Понимают ли это наши жители?

К большому сожалению, о работе специалистов ЖКХ вспоминают только в их профессиональный праздник — ведь без тех, кто трудится в этой отрасли, мы и дня не проживем…

Владимир Михайлович Арцыбашев родился 21 января 1956 года в городе Красный Луч Луганской области.

В 1979 году окончил Ростовский государственный университет с присвоением квалификации «математик», неоднократно совершенствовал профессиональный уровень в Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России по курсу «Управление многоквартирными домами».

Трудовую деятельность начал в 1979 году на Прикаспийском горно-металлургическом комбинате в городе Шевченко Казахской ССР, где проработал до 1993 года. С 1993 по 1995 год был и.о. первого замглавы администрации города Актау Казахской ССР. С 1995 по 1997 год работал в Актау начальником многоотраслевого управления жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. С 1997 по 1998 год замещал должности директора муниципального учреждения с функциями заказчика в сфере ЖКХ Советского района города Ростова-на-Дону, затем — заместителя главы администрации Советского района. С 1998 по 2005 год занимал должность заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова. С 2005 по 2012 год занимал руководящие должности в различных коммерческих организациях Ростова и Азова, непосредственно занимающихся ЖКУ.

Владимир Арцыбашев с 2013 года являлся заместителем главы администрации города Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ. В 2017 году покинул этот пост.

Автор: Наталья ДОНСКАЯ, «Путеводитель по ЖКХ»

 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.