Арт-объединение CoolConnections в этом году проводит пятый сезон проекта TheatreHD, в рамках которого в кинотеатрах идут трансляции известных спектаклей из лучших театров мира: Королевского Национального театра, шекспировского театра «Глобус», Metropolitan Opera, Большого театра и других. Посмотреть постановки сегодня можно в более чем 50 городах, в том числе и в Ростове-на-Дону. Генеральный директор арт-объединения CoolConnections Надежда Котова рассказала «Городскому репортеру» о том, как формируется программа показов, какие спектакли зрители любят больше всего и почему во время трансляций не теряется особый театральный дух.

 Надежда, расскажите, пожалуйста, с чего начинался проект TheatreHD? Сколько он уже существует?

 Мы проводим уже пятый театральный киносезон в рамках проекта, в Ростове  четвертый. Начинали мы с трансляций Metropolitan Opera, потом показали спектакль Дэнни Бойла «Франкенштейн» Королевского Национального театра и в рамках Ночи музеев  фильм-выставку «Леонардо HD». На выставку в Национальной галерее Лондона невозможно было купить билеты, и англичане придумали такой способ ее посетить. Вообще, проект и в мире, и в России начался с того, что в театры мы не всегда можем попасть  это связано и с географической удаленностью, и с дороговизной билетов, и с ажиотажем. На того же «Франкенштейна» с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером билеты было доставать невозможно. И театры сделали такой эксперимент с прямыми трансляциями. С учетом того, что мы следим за мировыми тенденциями, это нас заинтересовало, мы тоже решили попробовать, и у нас получилось. С тех пор мы нашего решения не меняли и только расширяем программу. Например, у нас появился проект «Золотая Маска» в кино», который в этом году проходил во второй раз. У нас очень много премьер в течение сезона, и нам эта история очень нравится. Что приятно, это нравится и зрителям во всех городах  отклик не то что положительный, а суперположительный. Любая задержка в опубликовании расписания в городе  и нам сразу пишут: «Куда вы пропали?». И мы не планируем останавливаться.

 

 Сколько городов сейчас охвачено вашим проектом?

 Сегодня наши трансляции идут в более чем 50 городах. В зависимости от спектаклей мы расширяем географию, в некоторых городах меняем площадки. В Ростове на постоянной основе сотрудничаем с киноцентром «Большой».

 Охотно ли кинотеатры соглашаются с вами работать?

 Это зависит от кинотеатра. Там должно быть достаточно прогрессивное руководство, приятно, что в «Большом» оно именно такое. Кинотеатры, которые заинтересованы в показе только блокбастеров, не очень понимают, про что мы. Но в большинстве российских городов мы можем найти партнера, которому интересна новая аудитория. Дело в том, что актеров любимых фильмов или сериалов можно увидеть на сцене, например, того же Тома Хиддлстона в «Кориолане».

[quote_center]Многие пишут нам письма: например, кто-то первый раз посмотрел шекспировскую пьесу благодаря любимому телевизионному или киноактеру.[/quote_center]

И, конечно, многое зависит от страны, от культуры потребления. Становится привычкой  ходить на трансляции в том же Нью-Йорке. Мировой лидер балетных трансляций  Большой театр. Теплее всего наш балет принимают, мне кажется, во Франции. Они не могли понять, почему у нас стоят возрастные ограничения на балетных постановках. Там это нормальная практика  взять детей в воскресенье и пойти смотреть трансляцию.

 Насколько я знаю, спектакли, которые вы транслируете, не выходят DVD, их нельзя найти в интернете

 Их даже и искать не нужно  это бесполезно. Так называемые телеспектакли снимаются совершенно по другому принципу: там есть и пересъемки, и монтаж. Прямая трансляция  это совсем другое, ведь второго дубля нет: когда балерина споткнулась, вы это точно увидите. Причина, по которой спектакли не найти на DVD или вообще  в режиме какого-то законченного носителя, в том, что это некая живая история, которой не рассчитана на то, чтобы попадать в архив.

 Если взглянуть на статистику посещений за пять сезонов, можно ли сказать, что есть кардинальные изменения от года к году?

 Конечно, мы растем. Начинали мы скромно, у меня даже были очень серьезные опасения в некотором смысле. Первый драматический спектакль, который мы показывали, был «Франкенштейн». Если говорить языком кино, то это блокбастер. Было немножко страшно, понятно, что аншлаг на этом спектакле вовсе не гарантирует успешность других Конечно, у нас есть всплески популярности определенных спектаклей. 15 октября была трансляция «Гамлета» с Камбербэтчем из лондонского театра Barbican. Несмотря на то, что у постановки были противоречивые отзывы, публика действительно в нее влюбилась. Но не каждый спектакль срабатывает так, как нам хотелось бы. Например, постановка Национального театра «Боевой конь»  легендарный и уникальный спектакль, но для России это темная лошадка, как бы каламбурно это ни звучало. Когда зрители начали интересоваться этой постановкой, у нас уже закончились права на показ, но осенью она вернется на экраны.

Такие спектакли нам бывает чуть сложнее продвигать. У российской публики я называют это эффектом радости узнавания, когда зритель то, что он знает, смотрит охотнее, чем что-то новое. В каком-то смысле это парадокс: у оперы «Евгений Онегин» будет более высокая посещаемость, чем у оперы «Электра». Но я думаю, это вопрос времени.

 А у каких постановок посещаемость выше  у оперы, балета или драматических спектаклей?

 Самые популярные  драматические спектакли, потом идет балет и потом опера. Но есть отличия по городам  в Уфе, например, очень любят оперу. В Ростове статистика сравнима с общей. Сказать, что одна и та же публика ходит на балет, оперу и драму, не могу. Есть и такие, но это не большинство. У каждого жанра — свои почитатели.

 Как формируется программа?

 На следующий сезон у нас уже готовы балетная и оперные программы  эти сезоны формируются в театрах заранее. Сезон Metropolitan Opera, например, мы знали уже в декабре, в январефеврале получили предварительную программу и весной уже были готовы анонсировать следующий киносезон. Дело в том, что опера построена на исполнителях  замены здесь бывают крайне редко. Программа балетного сезона у нас тоже готова, но исполнителей заглавных партий мы будем знать ближе к показу. Кроме того, мы уже знаем, какие драматические спектакли будем показывать в записи, потому что, как показывает практика, это нестареющее искусство, того же «Франкенштейна» можно пересматривать бесконечно. Будет также 57 новых спектаклей. Но о них мы узнаем за 34 месяца до постановки, когда начнутся репетиции.

[quote_center]Вообще, если взглянуть на наш репертуар, то можно увидеть, что мы собрали сливки.[/quote_center]

 Текущий сезон заканчивается в июне. Планируется ли что-то до нового киносезона?

 Летом традиционно начинается наш Летний театральный фестиваль, запланирован показ спектакля «Ромео и Джульетта» театральной компании Кеннета Браны. Нам очень интересно привлечь юную публику  1416 лет. Но не знаю, насколько это у нас получится Кроме того, в программу вернутся наши фильмы-выставки.

 Можно ли уже подвести предварительные итоги пятого киносезона?

 В этом году нам понравилось, как получилось все с «Золотой Маской». Это было непросто, потому что у нас было не так много времени на этот проект: только с момента, когда определяются номинанты (это ноябрь), мы могли начинать переговоры с театрами о возможности трансляции. Я честно скажу, что в прошлом году у нас не все получилось в этом плане: нам казалось, что «Золотая Маска»  настолько известный театральный бренд, и любой уважающий себя театрал должен срываться с места и бежать в кинотеатр покупать билеты. На деле все оказалось не так. В этом году мы поменяли стратегию, нам удалось поймать контекст театральной жизни, и все сработало. Конечно, мы хотим продолжать эту историю.

 Какие планы есть у вас на следующий сезон?

 В следующем сезоне будут сюрпризы, но я пока не могу их анонсировать. Основная задача в тех городах, где мы уж есть, это расширение аудитории. Я уверена, что 100150 человек в любом городе мы обязаны привлекать к каждой трансляции.

 Скажите, не теряется ли особой театральный дух, когда смотришь спектакль в кинотеатре?

 Думаю, что нет: точно так же взвизгивает зал и публику накрывает волна удовольствия, когда на сцене появляется любимый актер. Опять же, в кинотеатре вы никогда не сидите на галерке, по умолчанию вы где-то ближе к партеру, ну, и преимущество крупных планов никто не отменял. Качество звука, большой экран выгодно отличают просмотр в кинотеатре от домашнего: для эффекта погружения в постановку, конечно, нужны соседи в зале, темный зал, и тогда можно прочувствовать театральную атмосферу по-настоящему.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров