Александр Соломин //фото из личного архива А. Соломина

В начале июня на ул. 13-я Линия в Ростове открывается многофункциональное лофт-пространство «Библиотека» площадью 770 кв. м. Организаторы отмечают, что это уникальный проект на юге, потому что сочетает сразу несколько направлений  кофейня, проведение сторонних мероприятий и организация своих, сдача офисов в аренду. Мы поговорили с генеральным директором нового городского пространства Александром Соломиным и узнали, как найти в свой проект инвесторов, на что стоит обратить внимание начинающему бизнесмену и какое первое впечатление на него произвел Ростов.

Александр Соломин родился в Таганроге и закончил там педагогический институт. После армии переехал в Москву, где строил декорации к сериалу «Склифосовский». Затем понял, что хочет быть по другую сторону камеры, уволился и уже через несколько лет стал организовывать мероприятия на крупнейших площадках Москвы. В итоге ему удалось собрать команду и создать собственное «Агентство событий». А теперь он решил открыть новое пространство в Ростове  лофт «Библиотека».

 Саша, почему все-таки лофт?

 Лофт  это объединение всех тех навыков, которые были получены за восемь лет жизни в Москве. Все эти годы я занимался организацией событий, от детских утренников и до больших городских мероприятий. Знаешь, лет шесть назад я выработал для себя такую аксиому: делать то, от чего получаешь удовольствие. Ведь если ты будешь кайфовать от того, чем ты занимаешься, то и реализовывать ты это будешь на сто процентов. И я понимаю, что кайфую от каждого момента: от экстренных ситуаций, от подбора площадок, от визуализации проекта. Вот это одна из составляющих желания иметь свою площадку. Если говорить о второй составляющей, то это как раз возможность.

Сейчас  я говорю, наверное, какими-то шаблонными фразами  хочется отдавать и есть возможность отдавать.

Можно было бы вполне открыть какую-нибудь шиномонтажно-помоечную станцию и не заморачиваться абсолютно. Внести три миллиона рублей, которые приносили бы тебе прибыль.

Открывая такой проект, как «Библиотека», ты понимаешь, что несешь социальную миссию в тот регион, который дал тебе жизнь и где ты делал первые важные шаги.

 Как появилось название?

 Это личная история: в 12 лет я мог отправиться в детский дом, но мое воспитание в свои руки взяла бабушка, мама моего отца. Бабушка всю жизнь проработала в библиотеке, она заслуженный библиотекарь города Таганрога.

 Как ее зовут?

 Фаина Ивановна. Понимаешь, она такой стопроцентный сотрудник библиотеки  всегда спокойная, я не знаю, что должно было заставить вывести ее из себя. Это не та бабушка, которая готовила огромные пироги, но ее начитанность, ее взгляды сформировали меня. И вот проект «Библиотека»  это мое «спасибо». Внутренне я всегда благодарен бабушке, к сожалению, при ее жизни я не смог ей этого достойно сказать, обеспечить ее как-то, потому что ее не стало, когда я заканчивал институт.

 Всегда было понятно, что ты займешься бизнесом?

 Потенциальным вектором развития был выход моего «Агентства событий» на другой уровень. Но это все так просто уже делалось. Был хороший заработок, который тратился на путешествия, на вещи, от которых получал удовольствие.

 Многие на этом и останавливаются.

 Я себя много раз ловил на этой мысли. Если говорить о толчке, то в какой-то момент появился мой одноклассник, предложил встретиться в Москве.

Он мне говорит: «Слушай, Саш, у меня тут два чемодана денег, давай их вложим во что-нибудь интересное». Я говорю: «Ок, я тебе завтра пришлю свои мысли».

За одну ночь я слепил две бизнес-модели. Первая  это агентство, была идея купить франшизу Danilov-Wedding. Оно в Москве считалось «вау-вау». Правда, в конце концов парень понял, что рынок проседает, и ушел в цветочный бизнес. Второй вариант  создание пространства, в рамках которого можно проводить и организовывать мероприятия, генерировать идеи и сдавать площади в аренду. Я отправил однокласснику это все. Но у него произошли перемены в личной жизни, и он пропал. Парень пропал, а идея осталась. И она не отпускала.

 Почему не в Москве?

 Я не помню, рассматривал ли Москву изначально. Почему-то сразу делал ставку на регионы или Питер. В Москве площадок такого формата весьма много. Если залезть в интернет  ну, порядка 150200 разных лофтов. Мы, кстати, ездили, встречались с их руководителями, общались с владельцами и администраторами. Я спрашивал, на какие грабли они наступали, насколько это востребовано. Все достаточно открыто делились информацией.

 На что они советовали обратить внимание?

 На удаленность от центра, транспортную развязку, наличие парковочных мест, отношения с арендодателем. Есть история московская, когда ребята раскрутили площадку и через год владелец помещения просто выкинул их из пространства и пытался продолжать вести этот бизнес, не меняя название. Кроме того, важно лично контролировать сметы и все затраты, потому что если полностью отдаешь на аутсорс, то твои площадки начинают сдавать на стороне и вписывать в смету какие-то несуществующие пункты. И, конечно, сервис. Если ты перестаешь уделять этому должное внимание, то в какой-то момент он перестанет быть на уровне.

 Как ты искал инвесторов?

 Общаясь с друзьями. Знаешь, есть такой тренер Гил Петерсил. Я слушал его выступление пару недель назад, он сказал хорошую мысль  делитесь своими стратегическими планами с друзьями и знакомыми. Он очень пропагандирует тему нетворкинга. Я, еще не слушая Гила, общался с друзьями, рассказывал. Они заинтересовались: а сколько нужно денег, а какой период окупаемости? Я подумал: «Так, ок, давай поговорим с тобой по-другому».

Изначально у меня было четыре потенциальных инвестора, которые вышли на этап обсуждения. В итоге одни ребята ушли в свой бизнес, осталось только двое московских друзей. Один сейчас живет в Германии, а второй  в Москве.

 А не страшно заходить в бизнес с друзьями?

 Страшно. И для себя мы выработали следующую стратегию: мы на берегу прописываем все условия, внутренний устав и в случае возникновения какой-то конфликтной ситуации возвращаемся к нему.

 Они занимаются проектом сейчас?

 У нас изначально была договоренность, что вся нагрузка лежит на мне. Это как устно проговорено, так и отражено в процентном соотношении нашего ООО. Основной акционер  это я, ребята имеют свои равные доли. На этапе проработки один из соинвесторов подсказал многие моменты, у него такой шахматный склад ума. Второй сейчас является нашими руками и глазами в Москве. То есть все потенциальные встречи с нашими партнерами, которых мы привезем сюда, будут как раз ложиться на него. Но на данном этапе вся работа идет здесь, в Ростове.

 Как долго вы подбирали площадку?

 С июня по ноябрь прошлого года я сюда прилетал раз в месяц или два. Сначала делал большие подборки через Аvito, искал через риелторов, использовал социальные сети, пытался найти через знакомых. Но все это не дало какого-то более или менее адекватного предложения. У нас был большой перечень требований. Мы посмотрели порядка 15 площадок, не считая того, что отсеивали на этапе фотографий. Когда я не мог прилететь, местный друг очень помог в этом вопросе: ездил, снимал на видео, отправлял в режиме онлайн. Мы находили идеальное место с видом на Дон практически в центре, но, общаясь с владельцем, понимали, что уверенности в этом человеке нет вообще никакой. И вероятность того, что он, почувствовав свой интерес, попрощается с нами, была очень велика.

Как-то проезжая мимо очередного здания, мы с другом решили остановиться. Встретились с владельцем, спросили, какие еще есть места. Он ответил, что у него есть здание, но оно в таком состоянии, что нам точно не понравится.

//фото предоставлено Александром Соломиным

Мы решили все равно посмотреть. Нас завели через черный вход — и вот эти первые ощущения, самые важные. Ты понимаешь, что, да, разруха, но ты видишь наметанным взглядом несколько залов, коридор, который позволяет зайти в один зал, не попадая в другой, видишь окна с двух сторон, а значит, будут красивые фотографии, видишь гараж на 70 квадратов, который может стать летней верандой. И все  ты осознаешь, что наконец где-то близко (улыбается  прим. ред.).

 Здание было действительно так запущено?

 Само здание 1935 года постройки. В нем было, наверное, все, почему-то мне так кажется, от конюшни до завода «Энергосвязьавтоматика», который производил подстанции. Сотовые сети убили производство. Потом там была швейная фабрика, склад, три года оно пустовало. Затем в нем сделали перепланировку и открыли продуктовый магазин, который из-за крупных маркетов тоже закрылся.

//фото предоставлено Александром Соломиным

Мы восстановили лестницу и оконные проемы, вывезли три «Камаза» мусора. Сейчас еще один вывезем, поднакопилось. Но наше главное открытие произошло, когда мы подняли линолеум и обнаружили там паркет. У меня есть подозрения, что он 1935 года. Мы точно решили, что будем его восстанавливать: сбивали с него сантиметровый слой клея в нескольких местах, выдергивали все гвозди, купили циклевочную машину.

 Что будет отличать твой лофт от остальных?

 Ну, во-первых, это сервис, который в Ростове хромает. В какие-то моменты думаешь: черт побери, ты же приходишь, платишь деньги, а тебе даже не улыбаются. Для меня это уже настолько естественно, потому что за эти восемь лет требовательная московская публика заставляет волей-неволей держать все на нужном уровне: с тобой должны здороваться, когда ты заходишь, тебе должны отвечать после третьего гудка, территория около здания должна быть чистая и так далее. Там нельзя сделать по-другому, нет шанса на ошибку. Один отзыв — и провал.

Дизайн-проект лофта //фото предоставлено Александром Соломиным

Во-вторых, это творчество. Пожив в Москве, как организатор мероприятий, я видел колоссальное количество предложений, которые бы можно было воплотить и привнести сюда. Не тривиальных — не просто мыловарение, грубо говоря. Интересные группы, нестандартные авторы и поэты, выставки, обучающие истории, семинары путешественников и многое другое. И, главное, я знаю, как это вписать в город.

Дизайн-проект лофта //фото предоставлено Александром Соломиным

 Не страшно было задумываться об открытии лофта в незнакомом городе?

 Знаешь, в какой-то момент мне было страшно. Когда я приехал сюда в первый раз, меня привезли на ж вокзал. Повозить по городу и показать Ростов должна была моя подруга. Я приезжаю на вокзал, стою, а там люди в сланцах и в носках, какие-то женщины в халатах, какие-то ребята, торгующие золотом с картонной коробки. Я думаю: «Какой лофт, Саша? Кому? Какие тренинги? Какие лекции?» Но приезжает белокурая дива на Audi, и ты выезжаешь в центр, где видишь совершенно другой город. Это такой контраст, подобное, наверное, ты ощущаешь в Индии, гуляя по Бомбею. И прожив здесь уже два месяца, посещая ростовские заведения, понимаю, что здесь есть те, для кого это нужно делать.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров