Оксана Зиброва // фото предоставлено Театром 18+

В ростовском Театре 18+ готовится премьера спектакля «Саша, вынеси мусор» по пьесе Натальи Ворожбит. Для постановки пригласили балетмейстера и режиссера  заслуженную артистку Республики Северная Осетия-Алания Оксану Зиброву. «Городской репортер» поговорил с режиссером премьерного спектакля о том, почему эта постановка будет понятна всем, что должен уметь актер, и можно ли с помощью танца рассказать полноценную историю.

 Оксана, 28 и 29 апреля в Театре 18+ пройдет премьера вашего спектакля «Саша, вынеси мусор». Расскажите, пожалуйста, почему вы решили обратиться к такому материалу?

 Начну с того, что у меня не такой большой постановочный опыт: это мой седьмой спектакль и первый настоящий драматический  там будет минимум пластики и максимум слова. Честно говоря, я пьесы не выбираю  они меня сами находят. Я случайно наткнулась на пьесу драматурга Натальи Ворожбит  по ней не так давно поставил спектакль Центр имени Мейерхольда. Когда я прочла пьесу, уже точно знала, что хочу ее поставить  настолько это был мой материал.

 Получается, это будет своего рода дебют для вас?

 Да, не считая детских сказок, это моя первая драматическая постановка. До этого я также поставила в Театре 18+ два пластических спектакля  «Сеанс» и «Любовь, мечта и бигуди».

 Все-таки чем именно вас зацепила пьеса Натальи Ворожбит?

 Я очень люблю, когда о сложном говорят просто, а о простом  сложно. И то, что написала Наташа Ворожбит,  это уникальная история. Казалось бы, она пишет так просто, но если читать между строк, там такая мощнейшая история Она не оставила меня равнодушной.

 Вы сразу поняли, кто может сыграть в этом спектакле?

 С этим проблем не было, потому что я варюсь в этом театре, также работаю балетмейстером-постановщиком в Молодежном театре, и я точно знала, кто какую роль сыграет. Актерский состав  люди с большим профессиональным опытом. Спасибо моей постановочной группе и актерам: в спектакле в два состава заняты Людмила Мелентьева, Светлана Лысенкова, Александр Волженский и Юлия Кобец, Светлана Башкирова, Роман Меринов. Потрясающие ребята, они меня не подвели, и надеюсь, что я их не подведу.

 Почему вы решились на драматическую постановку?

 Во-первых, это нужно попробовать. Во-вторых, Наташа Ворожбит так удачно написала Вообще, впервые сталкиваюсь с тем, что я не вымарала ни одного слова из текста. Пьеса небольшая, но в ней каждое слово очень важно. Более того, в пьесе есть эпитафии и фрески, и я их все оставила.

[quote_center]Мне кажется, если выпадет хотя бы одно слово из этого произведения, рухнет целостность. Как дом: если убрать кирпич, может завалиться все здание.[/quote_center]

 О чем эта история?

 Хотя эта история очень непростая, но так, как она написана и как ставлю ее я, будет понятна всем. Это касается каждого человека на земле  темы любви и войны. О войне в этом спектакле мы не говорим как о какой-то романтике приключений, мы говорим о войне с точки зрения отношения мужчин и женщин к ней, но больше, конечно, женщин. Я не понаслышке знаю, что такое боевые действия, поэтому мне кажется, что могу об этом рассуждать. Я долго не хотела говорить на эту тему, но поймала себя на мысли, что спустя 20 лет могу это сделать  мне есть что сказать. То, что мне театр дает такую возможность,  это очень круто.

 Означает ли это, что постановка будет понятна больше женщинам-зрителям?

 Нет, ни в коем случае. Конечно, это женская история, поэтому я за нее и взялась, но понятна она будет всем.

 Должен ли режиссер, по вашему мнению, основываться на своем личном опыте при постановке или лучше абстрагироваться от него?

 Мне кажется, что если я чего-то не понимаю в проблеме, о которой хочу рассказать, то не смогу донести это до зрителя. Сверхзадача в спектакле «Сеанс», например,  это показать одиночество. И это мне и моему окружению свойственно, а значит, я могу говорить на эту тему.

 А тяжело ли актерам без хореографического опыта играть в пластических спектаклях?

 Во-первых, в вузах и театральных училищах есть хореографическая подготовка, это обязательная программа. Другое дело, что все это забывается. Но в Молодежном театре мы два раза в неделю проводим занятия по пластике, так что поддерживаем форму актеров. Тут проблем нет никаких. Вообще, актеры должны уметь все. Актерство  потрясающая штука в плане обучения: всю свою карьеру они учатся чему-нибудь. На мой взгляд, в этом есть какая-то прелесть.

 Обязательно ли в пластическом спектакле должен быть текст, или можно обойтись без него?

 Конечно, ставят и спектакли вообще без текста, а где-то он есть, но не играет ведущую роль. Два пластических спектакля, которые я ставила в Театре 18+, были с использованием текста, но он был абсолютно минималистичен. В спектакле «Любовь, мечта и бигуди», например, текст по большому счету и не нужен был, но мне показалось, что его мне хватает, чтобы до конца раскрыть тему: если мы таким образом подчеркнем хореографию, то люди, приходящие сюда, будут узнавать себя в некоторых ситуациях, а это всегда плюс.

[quote_center]Пластические спектакли  это один из способов выражения, это язык. Если все грамотно сделано, то тут не может возникать никаких вопросов, это должно быть понятно без слов.[/quote_center]

 Получается, что текст не должен затмевать пластику?

 Конечно, но я работаю с драматическими актерами, а у них в любом случае на первом месте слово, грех было этим не воспользоваться. Мне любопытно работать с этим синтезом  пластическое действие и текст, потому что если брать только пластику, то можно пригласить артистов балета и с ними работать, но это уже будет совсем не то.

 Насколько пластические постановки сейчас популярны?

 Сейчас таким спектаклям уделяют больше внимания, все тенденции идут, конечно, из наших столиц. В Ростове это направление пока не так распространено, но в любом случае мы должны к этому стремиться. Театр 18+ в этом смысле  пионеры в Ростове.

 К театру сейчас активно присоединяют другие виды искусства  кино, живопись, тот же танец. Как вы думаете, насколько это оправдано?

 Если это полезно и поможет выразить то, что ты хочешь сказать, то почему нет. Я  за. Дух театра невозможно убить, если он есть. Все это вспомогательные элементы, а театр как строился на своих законах, таким он и остается.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров