Кризис в «стране-бензоколонке»: ждать ли дефицит топлива и что будет с ценами на бензин в России?

В этом году жители многих регионов остро ощутили дефицит бензина и небывалый рост цен. Дефицит топлива не обошёл стороной и Ростовскую область.  В середине  ноября правительство отменило временное ограничение на экспорт бензина введённое в сентябре. Стоит ли ожидать нового витка дефицита топлива или же бензина будет достаточно, и розничные цены начнут заметно падать на ростовских АЗС?

Бензина хватит на всех

С февраля 2022 года многие страны начали отказываться от российских нефтепродуктов. На тот момент на экспорт в Евросоюз приходилось 40% всех продаж топлива. Производственные мощности страны были рассчитаны на соответствующий объем добычи и переработки нефтепродуктов.

Крупные нефтяные компании увеличили поставки топлива на биржу, что способствовало стабилизации его стоимости на внутреннем рынке. И хотя на фоне эмбарго на поставки нефти в США и страны Евросоюза стоимость барреля выросла до 130 долларов, биржевая стоимость внутреннего рынка нефтепродуктов значительно упала.

Руководитель ФАС Максим Шаскольский, выступая в Госдуме 10 марта 2022 года, заявил: «В настоящее время оптовые цены на топливо снижаются, логистика не менялась, объёмы достаточные. Есть предпосылки для снижения и розничных цен». Но этого так и не произошло. С января по декабрь 2022 года розничная цена за литр бензина АИ-92 упала лишь на 30 копеек.

Самый прибыльный год

В течение 2022 года предложение значительно опередило спрос внутреннего рынка топлива. За этот год на экспорт ушло всего около 14% от производства бензина. Биржевая стоимость снижалась, за исключением сезонного незначительного роста летом. Несмотря на это, розничная цена на бензин оставалась практически неизменной с марта по декабрь 2022 года.

Как изменялись биржевые, оптовые и розничные цены на бензин //Источники: биржевая стоимость СПбМТСБ, предложение нефтебаз Ростовской области, розничная цена за заправках в Ростове-на-Дону
Как изменялись биржевые, оптовые и розничные цены на бензин //Источники: биржевая стоимость СПбМТСБ, предложение нефтебаз Ростовской области, розничная цена за заправках в Ростове-на-Дону

Очевидно, что этот период был весьма прибыльным как для нефтебаз, так и для розничных точек продаж. На всем протяжении взлётов и падений, цена для конечного потребителя оставалась на одном уровне – около 48 рублей за литр.

Динамика розничных цен бензина АИ-92 на АЗС в Ростове-на-Дону в апреле 2022 года //Источник: интернет-каталог Российских АЗС Benzin-price.ru, цены на АЗС по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Бодрая, 92
Динамика розничных цен бензина АИ-92 на АЗС в Ростове-на-Дону в апреле 2022 года //Источник: интернет-каталог Российских АЗС Benzin-price.ru, цены на АЗС по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Бодрая, 92

И хотя в апреле нефтебазы предлагали самую низкую цену за рассматриваемый нами период – 33 рубля за литр, – это никак не отразилось на конечной цене для потребителя.

«Похожие эпизоды на внутреннем рынке имели место в 2008 и 2014 годах. Но такой разницы между закупкой и розницей не было даже тогда. Я занимаюсь этим бизнесом с 90-х годов, но этот год оказался самым прибыльным» – поделился Василий П. (имя изменено – прим. ред.), владелец одной из частных АЗС.

В декабре 2022 года начался резкий рост морских поставок бензина за границу и в январе 2023 года он достиг максимума. Обозначился рост поставок бензина в страны Африки и Ближнего Востока. Некоторые нефтеперерабатывающие компании, например Новошахтинский НПЗ, закрыл оптовые продажи. По неофициальной информации, ресурсы НПЗ были перенаправлены на обеспечение нужд СВО. Стоимость топлива на внутреннем рынке начала расти и уже к началу лета достигла «дофевральских» показателей.

Лето топливной катастрофы

В летний сезон 2023 года «сошлись все звезды» для небывалого роста цен на внутреннем рынке, особенно в Ростовской области. Представители правительства неоднократно связывали дефицит бензина и рост цен с разными обстоятельствами.

На фоне дефицита в бюджете, 14 июня замглавы Минфина Алексей Сазанов на встрече с журналистами заявил, что скорее всего, с 1 сентября 2023 года будет скорректирован механизм топливного демпфера.

С его помощью государство могло регулировать ценообразование внутреннего рынка. На экспорт топливо идёт по биржевой цене, а на внутренний рынок – по согласованию с правительством. Если цена на топливо растёт, то производитель отдаёт предпочтение экспорту. Суть механизма сдерживания внутренних цен заключается в том, что государство компенсирует производителям потерянную прибыль, нивелирует разницу между экспортом и внутренним рынком.  

 

Тогда же, в июне 2023 года, Роснефть, крупнейшая нефтекомпания в стране, закрыла внешние оптовые продажи в Ростовской области. И хотя цена на бирже в преддверии сезона росла не так быстро, нефтехранилища повысили цену с 48,84 рублей в июне до 58,6 рублей за литр АИ-92 в августе. В то время, как цена реализации в августе на АЗС той же Роснефти, на которую негласно ориентируется в области ценообразования большинство компаний, составляла 50,79 рублей.

Как изменялись биржевые, оптовые и розничные цены на бензин в 2023 году //Источники: биржевая стоимость СПбМТСБ, предложение нефтебаз Ростовской области, розничная цена за заправках в Ростове-на-Дону
Как изменялись биржевые, оптовые и розничные цены на бензин в 2023 году //Источники: биржевая стоимость СПбМТСБ, предложение нефтебаз Ростовской области, розничная цена за заправках в Ростове-на-Дону

И если более крупные сети могли себе позволить такую закупку за счёт наличия дохода от продуктовых товаров, автомобильных масел и т.д., то малый бизнес терпел убытки, простаивал или и вовсе закрывался.

«У частных АЗС своя проблема: в то время как нефтеперерабатывающие гиганты закрыли оптовые продажи, локальные нефтехранилища сами диктуют условия. Нет «большого брата», который бы фиксировал цену. В июле и августе предлагали такую цену, что литр бензина выходил в среднем на 5 – 8 рублей дороже цены реализации», – рассказал Василий П.

Турпоток на юг через наш регион превысил все ожидания. Краснодарский край, куда путь туристов из многих регионов лежит через Ростовскую область, по некоторым данным занял 50% от общего турпотока внутри страны.

Повышение стоимости топлива в Ростовской области в летний сезон – обычное дело. Большая часть оптовых закупок идёт на АЗС, расположенных вдоль трассы. И нефтебазы, и АЗС, в свою очередь, поднимают цену с расчётом на «москвичей».

В итоге, на городские точки и частные АЗС не хватает топлива, а те объемы, которые остаются, идут по завышенной цене

Как бы нелогично это ни выглядело, но лето для нефтезаводов – это сезон плановых ремонтных работ. Соответственно, урезается количество производимого топлива.

«В настоящий момент Астраханский газоперерабатывающий завод находится на плановом ремонте. В связи с этим отгрузка топлива не осуществляется»,  – рассказывал журналистам минувшим летом замминистра региональной политики и массовых коммуникаций правительства Ростовской области Сергей Тюрин.

В таких условиях в Ростовской области образовался дефицит бензина и, как следствие, рост цен и закрытие АЗС, в особенности – частных.

Цены на нефтебазах во время повышенного туристического спроса были настолько высокими, что в августе 2023 года в Ростовской области случился топливный коллапс.

Топлива дешевле, чем сейчас, уже не будет

После небывалого роста цен на топливо в летний период, правительство приступило к урегулированию внутреннего рынка.

1 сентября 2023 был сокращён механизм топливного демпфера, и 21 сентября правительству пришлось принять решение ввести временный запрет на экспорт, чтобы стабилизировать внутренний рынок.

Он был отменен только 17 ноября. В сообщении правительства говорилось, что двухмесячный запрет при сохранении высоких объёмов переработки нефти обеспечил насыщение внутреннего рынка, на бирже создан профицит топлива.

Но, хотя на текущий момент стоимость на бирже АИ-92 за тонну составляет 49678 рублей, то есть 36,8 рублей за литр, цены на ростовских АЗС остались на высоком уровне – 50,79 рублей (Роснефть).

«Как это устроено. Если компания приобрела на бирже дорогой бензин, а цена упала – они продают его точкам по той цене, которой купили. А если они купили его дёшево, а цена выросла, то и продавать будут уже по повышенной цене. Так или иначе, они всегда в плюсе», – рассказал Антон П. (имя изменено – прим. ред.), менеджер по продажам одной из крупнейших в области нефтекомпаний.

Сейчас, после открытия экспорта и падения котировок на бирже, «точки» ожидают, когда нефтебазы выторгуют дорогой бензин и появятся предложения, соответствующие биржевой цене.

«Я приобретаю вагоны напрямую на бирже. И, если нет никаких проблем, они приходят в Ростов примерно через месяц. За такое время как биржа, так и розница может очень сильно поменяться. Приходится подстраиваться. Где-то в плюс, где-то в убыток себе. По большей части я занимаюсь дизелем для фермеров, но у меня есть клиенты и АЗС» – делится своим опытом частный предприниматель Илья С. (имя изменено – прим. ред.).

Цена на нефтебазе формируется из биржевой цены, транспортировки, стоимости хранения и наценки. В среднем к биржевой цене прибавляется 6 – 8 тысяч рублей за тонну или 4 – 6 рублей на литр.

Эксперты утверждают, что сейчас Ростовская область находится в непростом положении. С одной стороны на ценообразование в регионе влияет биржевая динамика, с другой стороны – особое геополитическое положение: сезоны отпусков и каникул, закрытые аэропорты, загруженность железных дорог, близость зоны боевых действий. По мнению представителей отрасли, топливо дешевле, чем сейчас, не будет никогда. Во всяком случае ощутимого падения розничных цен ожидать не стоит.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ЕЩЕ НОВОСТИ