Ника Каото // фото: архив героини
Ника Каото // фото: архив героини

Этой весной в Ростове состоится фестиваль уличного искусства «Ничего страшного». Одним из его участников стала ростовская художница Ника Каото. «Городской репортер» сходил посмотреть пространство, на котором Нике предстоит нанести рисунок и поговорил с ней в ее студии на набережной.

Ника, как она сама себя называет, — «художник с опытом дизайнера ИКЕА и архитектора». В ее творческом портфолио – множество работ разного масштаба. От миниатюрных холстов до росписи стен гастрономических заведений, среди которых ростовское бистро «Шалом» и краснодарский бар «Детектив, где вы?».

Начало развития

Я училась в АрхиИ по направлению «архитектор-градостроитель». Мы получали информацию по двум направлениям сразу, и это дало комплексное видение города, взгляд на него как на целую инфраструктуру. Ты смотришь на город, как врач на тело. Видишь здания не отдельными кусками, а наблюдаешь, как они как влияют друг на друга. Скорее всего, моя любовь к масштабу оттуда.

 

Рисовать я начала с третьего курса, тогда и начался путь, который продолжается сейчас, поиск своей темы и стиля. Я много лет спрашивала себя – «Что я могу?». Стояла на распутье: дизайн интерьера в ИКЕА, просто дизайн интерьера, архитектура или рисование.

Самый большой толчок дал декрет в 2019 году. С него начался процесс коммерциализации, когда я стала относиться к своему творчеству как к бизнесу. Было непонятно, на что жить, кроме пособия от государства, я находилась в состоянии отчаяния. Нормальная мать в декрете спит, когда спит ребенок. А я рисовала. И понимала, что делаю не то, с чем смогу выйти и сказать: «Я художник!». «Как мне относиться к рисованию? Это для меня хобби и мне нужен другой способ заработка или я ремесленник, который должен повышать ценность своих работ?» — эти вопросы очень волновали меня. Старая схема «ну я сейчас немножко поработаю, потом еще, а затем займусь своей основной работой» уже не работает. У меня ребенок, силы кончаются, и их нужно тратить целенаправленно.

Материнство очень помогает развиваться, но только если ты прилагал усилия раньше. Это настолько сильно сужает время, что ты вынужден жестко фильтровать, на что его тратить.

Я боялась, что перестану рисовать и быть интересной, останусь просто мамочкой в декрете. Тогда творчество и изучение английского позволяло мне чувствовать себя человеком. Мне хотелось большего, я стала искать дополнительные инструменты. Неожиданно повезло с таргетной рекламой – в инстаграме попалась специалист по развитию творческих способностей. У нее был бесплатный марафон для работников креатива, в котором я решила поучаствовать, и на его базе получился проект с черепахами.

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Nika Kaoto (@nika_kaoto)

Это двор родителей моего мужа, и их гаражи. Пока я рисовала, ко мне подходили соседи, волнуясь и задавая вопрос. Я показывала эскиз я поясняла: «Я не вандал, я — художник, это двор моей семьи, будет красиво». В результате место из точки притяжения для маргиналов превратилось в приятное и ухоженное. Я поняла, что даже один арт меняет ощущение двора, что это мое предназначение — трансформация пространства через творчество.

Когда я стала рисовать на тревожащие меня темы, пришел заказ от ТЦ Мега на 300 000 рублей. А раньше я не знала, как заработать больше 30 000 рублей в месяц. До этого движение шло очень медленно, а сейчас я иду семимильными шагами — за последние два года произошел такой рост, который не происходил за десять лет.

Видимо это мой путь – я иду по нему и чувствую, будто потолка вообще нет. Все стало проще, и вместо беготни по лабиринту открылось поле с кучей троп. Преград нет, если ты идешь своим путем и занимаешься этим со страстью.

Участие в стрит-арт фестивалях – мое давнее желание. «Ничего страшного» — локальное мероприятие, но, как оказалось, на него приедут творцы федерального уровня. И я понимаю, что, если хорошо покажу себя там, где есть такие ребята, это откроет передо мной новые двери. Очень хотелось бы поучаствовать в фестивалях международного уровня, и я чувствую, что эта мечта приближается.

Творчество

Нужно понять, какие темы тебе интересны, чем ты можешь поделиться с миром. Хорошие работы получаются, когда идея в тебе вызревает настолько, что ты больше не можешь молчать, должен выплеснуть ее.

Я ощущаю себя не только художником, но и поэтом. Для меня смысл картин важен, но хочется давать и ощущения. Чтобы люди видели в моих работах будущее, дающее надежду. Трансформировать мир, превращать его в более открытое, культурное место. Быть маленьким кусочком этой эволюции.

Мои рисунки можно охарактеризовать афоризмом известного архитектора Мис ван дер Роэ: «Меньше – значит больше». Например, мой рисунок с маяком нравится заказчикам своей монохромностью. Я оставляю право зрителю выбирать цвета для его идеального маяка. Для меня он моих любимых цветов – желтого и голубого, для кого-то он синий и красный. Одна женщина искала изображение маяка в память о своем дедушке, который был моряком. Долго перебирала варианты, но все было «не то» — не те цвета, дающие не те ощущения. А мой маяк оказался тем, что ей было нужно – идеальное обесцвечивание, дающее место для фантазии и ассоциаций.

// фото: Ника Каото
// фото: Ника Каото

Для меня маяки тоже многое значат. Когда я работала в мастерской в квартире моей мамы, то ночью включала синие лампы на потолке и звуки грозы, дождя и моря на полную громкость. Так получалось быть не в крохотной продуваемой комнатушке с видом на свалку, а в своем месте силы — на маяке посреди моря, где я совсем одна.

Городская среда

Когда я впервые увидела вид из окна в моей новой мастерской в здании Речного вокзала, я наконец почувствовала себя на своем месте. Меня страшно задевает, что его не признают объектом культурного наследия. Это создает новые проблемы: могут ввести возможность застройки до 33 этажей, обстроить здание многоэтажками или вообще снести.

Даже визуально близлежащий ЖК «Адмирал» все портит – раньше вокзал был доминантой среди остальных построек, а теперь все внимание на себя перетягивает эта многоэтажка. К тому же, первое, чему учат в архитектурных вузах — нельзя строить обувную мастерскую в форме сапога или кондитерскую в форме пирожного. Это архитектурная порнография, смачный плевок в лицо каждому специалисту в этой области.

Так нельзя, это вандализм и наживание на наследии Ростова, будущем детей, которые растут в убогой среде и становятся пофигистами. Кому-то это может показаться развитием региона, но ведь культура, туризм — это развитие. Понимающие люди из других городов могут приехать в Ростов ради таких зданий, как Речной вокзал.

Kaoto Stidio // фото: Ника Каото
Kaoto Stidio // фото: Ника Каото

Город сильно влияет на нашу психику, люди, выросшие на Западном и в центре – это два разных человека. У меня есть друг, росший в центре Ростова, очень чуткий и восприимчивый. С детства он имел все, что может дать это расположение — хорошее окружение, красивые здания перед глазами, учителей, ценящих его. Трудно сказать, только ли это повлияло на него, но сейчас он – концертмейстер в Мариинском театре. Я тоже из центра, но всегда считала его гетто в самом сердце города: красивая городская среда и убогое жилье, что располагало проводить больше времени вовне.

Я обожаю публичную библиотеку, это мое любимое здание в Ростове и одна из причин, по которой я решила стать архитектором. Меня так вдохновила сила проектирования, чья-то мысль, которая влияет на твое состояние в помещении. Снаружи здание строгое и неприступное, но заходишь внутрь и думаешь – «Кто создал этот оазис посреди пустыни? Бог?!». Ты чувствуешь себя там прекрасно, особенно летом – влажность, свет, растения, такое контактное пространство.

У архитектора Яна Гейла, исследующего взаимосвязь психологии и архитектуры, есть такая фраза: «Хорошая городская среда – признак демократии». Состоятельный человек может поехать куда-то, а остальные вынуждены пользоваться тем, что есть. Хороший парк, площадка и пляж — то, что уравнивает нас. Комфортная городская среда — показатель честности города. У меня однажды чуть ребенок не вывалился из коляски на проезжую часть из-за установленного не в том месте слива.

Когда я шла учиться, я думала, что архитекторы создают городскую среду. Поработав, обнаружила, что ее создают инвесторы — мужики старшего поколения, сколотившие себе состояние в 90-х.

Но так было тогда, в 2014 году. Сейчас город могут создавать другие люди — по крайней мере я так считаю. Такие как локальный бизнес и фестивали, галереи, художники, «Мой Фасад», туристы.

Многое из того, что происходит в Ростове, можно назвать порчей будущего. Ценность человеческого ресурса не в цепочке «поел, поспал, поюзал айфон и помер», а в готовности давать миру, своему сообществу и творить. Если мы будем создавать хорошую среду – через стрит-арт, детские площадки, качественные здания – и делиться этим, то в городе зацветет не два цветочка, а миллион. И будет поле.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров