Дмитрий Гусев: «Нужен час, чтобы научить человека ездить на велосипеде»

Дмитрий Гусев // фото предоставлено героем интервью

Руководитель службы проката «Прокат в Ростове» Дмитрий Гусев в сентябре запустил новый проект  он учит кататься на велосипедах за одно занятие, которое длится около часа. Причем такие занятия — абсолютно бесплатные. О том, как научиться кататься на велосипеде за час, можно ли потерять детские навыки езды и как психология помогает в обучении, рассказал «Городскому репортеру» Дмитрий Гусев.

 Дмитрий, расскажите, как появилась идея создать такой проект?

 Изначально я не позиционировал его как отдельный проект. Платная услуга обучения ездить на велосипеде была на протяжении всего существования «Проката». Она не популяризировалась, не афишировалась, но те, кому она была нужна, ее находили. Мы учим уже давно, и эта такая практика, которую я оставил сам для себя, скажем так. За время работы многие процессы делегировал, но здесь мне нравится обучать людей и давать им возможность входить в этот мир.

 

Когда я сказал, что обучение катанию заняло один час, одна девушка очень правильно подытожила: «34 года и один час». Многие люди в течение долгого времени действительно не могут поехать на велосипеде. В это многим сложно поверить, но требуется буквально один час, одно занятие, что позволяет человеку поехать. После этого велосипед в его жизни становится постоянным спутником.

 В чем заключается сам проект?

 Я запустил такую инициативу абсолютно бесплатно. В рамках первого проекта я собрал нескольких активистов, людей, которым это интересно, через объявления в социальных сетях. Выбрал трех человек, условно говоря, просто тыкая пальцем, потому что люди все разные, у каждого своя небольшая история. Мы сняли обучение на видео, чтобы показать, что нет никакой подставы: человек рассказывает, что ему мешает поехать, вот он полчаса занимается, вот он едет. Такой у нас формат. Сейчас мы монтируем первую часть.

Но я решил уже продолжать эту историю. Я думаю, что буду делать это постоянно, выбирать людей из списка заявок и учить их в таком формате. Это не мешает всем остальным записаться. Кто-то может ускорить этот процесс за деньги, тогда его просто не снимут на камеру. Важность проекта в то, что мы даем возможность людям научиться и показываем остальным, что это все реально.

 Реально ли научиться ездить на велосипеде за одно занятие?

 Я не уверен, что сейчас система у нас сформирована в таком виде, в котором я бы мог однозначно сказать, что она четко работает и по ней можно научить. Она такая, но ее нужно дорабатывать. Просто очень много разных людей встречается. За все время только одна девушка не научилась ездить с одного раза, потому что она не захотела, а во второй раз просто не пришла. То есть она не победила свой страх. А в основном за одно занятие люди обучаются, побеждают свой страх. В первую очередь у человека должно быть желание.

// фото предоставлено Дмитрием Гусевым
// фото предоставлено Дмитрием Гусевым

 Сколько длится одно занятие?

 Сейчас, как правило, успеваем пройти основы за час. Я гарантирую, что минимум за два занятия человек научится ездить на велосипеде. Но в основном все учатся с первого раза. На первом занятии еще были нюансы, но со второго они уже «докатываются».

 То есть сначала идет теория, а потом практика?

 Да. Теория важна не меньше, а даже больше. Самое интересное, что люди удивляются, что все так просто. С детьми, может быть, немножко по-другому. Слишком маленьких детей не хочу брать, потому что с ними такая система не совсем работает. Я могу родителей научить учить детей.

 Где обычно проходят занятия?

 В Покровском сквере. Это рядом с улицей Суворова, есть там прямая, где нет машин и не так много пешеходов, есть тропы. Все очень удобно.

 «Прокат в Ростове» бесплатно предоставляет велосипеды обучающимся?

 Да, от вас ничего не требуется, кроме заявки и удобной формы одежды. При обучении вы не несете ответственность за велосипед. Есть определенные параметры, по которым мы подбираем велосипед для обучающегося.

 Что мешает людям поехать на велосипеде?

 Как показывает практика, многие думают, что только они живут с уникальной проблемой и не могут научиться кататься на велике. В этом плане они начинают замораживаться, заморачиваться, многие люди до последнего времени не могут сказать: «Я могу». Само обучение, сам подход, может быть, немного психологический, это тоже определенный выход из зоны комфорта, шаг вперед для многих людей, борьба со страхом. Многие люди радуются, когда они едут, они побеждают себя, для многих это становится большим событием в жизни, которое их мотивирует на дальнейшие вещи. У кого-то катание на велосипеде  это как прыжок с парашютом. Хоть это более доступно и менее опасно, многие люди боятся этого примерно так же.

У меня были такие люди, которые говорят: «Да я с парашютом прыгал, а на велосипеде боюсь».

 Психологические барьеры  это единственные препятствия, которые мешают научить кататься на велосипеде?

 Это все только в голове. Примеров много, когда люди и на протезах, и с какими-то особенностями в развитии передвигаются на велосипеде. Есть примеры, когда люди со сломанными ногами чемпионаты выигрывали. Просто это сила духа, характера. Да, я больше склоняюсь, что психология.

Некоторые просто теорию не знают. Почему у меня получается научить, а у других, например, у родителей, — нет? Я большое внимание уделяю теории.

Дмитрий Гусев // фото предоставлено героем интервью
Дмитрий Гусев // фото предоставлено героем интервью

 Это и есть ваш новаторской подход?

 Это можно назвать новаторским подходом. Новаторский он в том, что все ожидают, что мы будем бегать рядом с обучающимся. Да, мы будем бегать, но совсем немного, потому что бегать за тем, кто все понимает, совсем не нужно. Мне доставляет удовольствие общаться, а не бегать за ними. Конечно, я все контролирую, но человеку, который усваивает теорию, на практике проще.

 Сколько бесплатных занятий уже прошло?

 Три. Все научились. Я хотел еще несколько человек научить, я им звонил, но они в силу разных обстоятельств не смогли. Я хочу научить самого взрослого человека, который оставил заявку,  около 50 лет, женщина. Есть еще парни, которые не умеют кататься, вот их тоже интересно научить. У меня в основном девчонки учатся.

 Сколько примерно было заявок?

 За две недели буквально разом свалилось более 50 заявлений. А нужно было три человека. Я троих отобрал и буду продолжать. Сейчас погода подводит. Но я думаю, что мы за осеньзиму научим пару-тройку людей и будем продолжать эту историю. Повторюсь, я не планировал выделять это в отдельный проект, но он много интереса вызвал у людей, которым хочется учиться кататься на велике.

«Прокат в Ростове» // фото предоставлено Дмитрием Гусевым
«Прокат в Ростове» // фото предоставлено Дмитрием Гусевым

 Какой средний возраст желающих научиться кататься на велосипеде?

 Возраст абсолютно разный. Средний возраст  32 года. Максимальный был 52 года. Минимальный  13 лет. Кто-то спрашивал насчет детей дошкольного возраста, но я ответил в комментарии, что это тот возраст, когда родители сами могут научить, еще ничего не потеряно. Я своего рода хирург, который режет. Это как хирургическое вмешательство, когда человеку 48 или 50 лет, например, и он до сих пор не смог научиться ездить. Тогда я гарантированно научу.

 Кого вы выбираете в ученики?

 Я специально выбираю таких людей, которые вообще-вообще никогда не катались или пробовали, но у них не получилось, и, как правило, это заканчивалось либо конфликтом, либо травмой. Проблема в том, что пробовали практически все, но кто-то не поехал либо поругались с обучающим.

 Можно ли потерять детские навыки езды на велосипеде?

 Нет. Человек, который поехал, не забудет, как это делать. Это как в плавании  ты либо плывешь, либо нет. Либо едешь, либо нет.

 Занятие проводится в группе или индивидуально?

 Это все индивидуальные занятия.

 Почему считаете такой подход более эффективным?

 Чтобы человек поехал, он должен понять теорию. Чтобы понять теорию, он должен понять меня. Заниматься в группе  это сложно, начинается противостояние, люди обращают внимание друг на друга. В данном случае все очень индивидуально. Есть несколько распространенных ошибок, и основная работа строится на их исправлении.

 Как дальше будете развивать инициативу?

— Я буду и дальше выбирать добровольцев и бесплатно учить их. Я не хочу терять качество в обучении, взяв количеством. Может, это будет по одному участнику в неделю. К мартуапрелю мы уже сформируем более четкий план действий.

 Как вы в целом оцениваете развитие велокультуры в Ростове?

 Классное развитие. Эта инициатива  еще один показатель того, что велокультура развивается. Культура  она как раз в таких проектах, в общении и других вещах. Сейчас задача  немножко у людей поменять в голове ментальность продвижения велокультуры.

Движение развивается однозначно, может, не так активно в инфраструктурном направлении. Инфраструктура нужна не столько для тех, кто уже катается, а сколько для детей, девушек, пенсионеров и для тех, кто боится кататься. Желание есть, возможности есть, велосипедистов больше, взаимопонимания на дороге больше. Я очень позитивно на это смотрю, я в таком ключе вижу развитие. Все идет правильно.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.