Герман Греков: «Русский народ любит размышлять — это часть нашего генетического кода»

Герман Греков // фото предоставлено Театром 18+

Ростовский независимый Театр 18+ в этом году стал единственным в России театром, который получил приглашение принять участие в международном фестивале «Неделя словенской драматургии». Сейчас представители театра запустили краудфандинговый проект, который позволит собрать средства на поездку в Словению и показать там спектакль «Шокошоппинг». В самом театре тем временем представляют премьеры сезона: главный режиссер Театра 18+ Герман Греков поставил спектакль «Хорошая смерть». «Городской репортер» поговорил с драматургом, актером и режиссером Германом Грековым о новой постановке, сезоне зарубежной драматургии, связи театра с другими видами искусства, а также о том, почему в иностранной пьесе нужно искать «нашу» культуру.

 На прошлой неделе в Театре 18+ прошла премьера спектакля «Хорошая смерть» по пьесе сербского драматурга Васко Раичевича. Почему вы решили обратиться именно к этому материалу?

 Первый повод для постановки этой пьесы  сезон иностранной драматургии, который сейчас идет в нашем театре. Из всего пересмотренного меня заинтересовала именно эта пьеса, можно сказать даже в плане географии. Мне кажется, Восточная Европа  одна из болевых точек нашего земного шара: там наиболее драматические моменты жизни и смерти. Я много смотрел балканского кино Чем вообще хороши балканские авторы? Они очень смелые  не боятся задавать вопросы и не боятся на них отвечать, а мы все-таки немного боимся. И этой смелости можно позавидовать  она гармонична и вытекает из той ситуации, в которой они живут. Там немножко другая позиция жизни  что-то экзистенциальное, а это всегда очень привлекательно для художника. Я смотрел много английской, французской драматургии, там какая-то сатира, абсурд, а я хотел именно чего-то глубокого — заглянуть в бездну.

 

Во-вторых, в репертуаре нашего театра еще не было пьесы такого типа. В этом произведении большой элемент трагедии  самого высокого жанра. Конечно, эта пьеса не тянет в полном смысле на трагедию, потому что она одноактовая, и к тому же высокая трагедия всегда связана с лицами, от которых очень многое зависит.

Спектакль "Хорошая смерть" // фото предоставлено Театром 18+
Спектакль “Хорошая смерть” // фото предоставлено Театром 18+

В-третьих, мне показалось, что актерский ансамбль сложился. В задачи нашего театра входит еще и просветительское начало  не только для зрителей, но и для актеров. Современная драматургия  это отдельная история, не везде этому учат.

 Перед премьерой театр предупредил зрителей: если вы не хотите думать, не приходите на этот спектакль. Что имеется в виду?

 Вообще, я заменил бы тяжеловесное слово «думать» на более приятное  «размышлять». Я считаю, что размышлять  одно из удовольствий, данных человеку природой, одно из естественных его состояний. Человеку нравится размышлять, и как любой процесс, это требует пищи. Пищей всегда является либо фильм, либо пьеса, те вещи, которые дают неоднозначную трактовку, и ты имеешь полное право выдать этому произведению свою рецензию, поставить оценку.

Люблю сравнить все с кулинарией. Как говорил Виктор Гюго: «Жизнь  блюдо, которое нравится только благодаря приправе». Разовью эту мысль.

Пища для размышлений  блюдо с очень тонкими ингредиентами, там есть много составляющих, которые ты не сразу можешь вычислить. И самое главное  потом ты можешь поделиться послевкусием.

Мы делаем это, когда получаем какие-то ощущения. Чем-то однозначным делиться не хочется. Мне кажется лукавством говорить, что люди приходят в театр развлекаться. Но и размышлять, и делиться  почему мы это забываем? Русский народ любит поразмышлять, произведения искусства всегда востребованы  это часть нашего генетического кода. Вот если в нации есть генетический код, то пусть у нас он будет именно таким.

 А с чем связано обращение к зарубежной драматургии Театра 18+ в этом сезоне?

 Это такие правила игры, мы же все-таки театр и сами создаем себе условия. Нашему театру уже три года, и в репертуаре было не так много зарубежных пьес. Работа с таким материалом может иметь два варианта. Первый  проигрышный, другой более жизнеспособный. Первый  это когда постановщики начинают приближать. Например, если берут того же Макдонаха, сразу начинают играть Ирландию, хотя там никто не был. Даже если режиссер съездил, по пабам походил и месяц пожил там, он считает, что знает Ирландию, и потом на сцене играется такая «клюква». Я ни в коем случае не в осуждение это говорю, есть много талантливых постановок. Но играть в Ирландию  это со стороны выглядит так же, как в Голливуде играют русских. Любая игра в кого-то  всегда пародия. Когда берешь любую иностранную пьесу, ищешь какие-то точки соприкосновения с нашей культурой, с нашими людьми  это и есть второй вариант. И те пьесы, которые у нас приживаются,  именно второго варианта. Почему популярен Макдонах? Потому что в его пьесах есть что-то очень близкое: глубинка, провинция, все пьют, все друг друга ненавидят, жалуются на жизнь, но что-то заставляет их любить — это абсолютно наша история.

Когда мы делаем такие постановки, это лишний раз доказывает, что мир един, даже в своем различии. Нельзя себя отделять: если не гражданином мира быть, то человеком уж точно. Любая культура  синтетическая вещь, это аксиома. В этом тоже есть такой месседж, как сейчас модно говорить.

Герман Греков // фото предоставлено Театром 18+
Герман Греков // фото предоставлено Театром 18+

 Как вы отбираете произведения для постановок?

 Раньше была такая профессия  заведующий литературной частью, завлит, я сам проработал не один год в этой должности. Это была востребованная профессия, много знаменитых литераторов работали завлитами  Горький, Мандельштам. Но в наше время, когда так распространен Интернет, эта профессия оказалась не нужна. Режиссер сам видит, какую пьесу можно поставить, ему не нужен человек, который за него будет читать: режиссер должен уметь работать с текстом.

 Вы упомянули, что при постановке «Хорошей смерти» смотрели много балканского кино. Как часто приходится обращаться к кинематографу?

 Эти два явления  кино и театр  очень и очень зависимы друг от друга. Много киношных элементов используется в театре: начиная от банального и набившего оскомину проектора и заканчивая какими-то раскадровками, несколькими местами действия. Но не надо забывать о том, что кинематограф тоже очень тяготеет к театру. Абсолютно театральный режиссер, на мой взгляд,  Квентин Тарантино, он очень любит закрытые пространства. И все его самые удачные фильмы  именно такие, а его сценарии  это замечательные пьесы. Последний фильм Тарантино «Омерзительная восьмерка»  тому доказательство.

 В феврале в Театре 18+ состоялась премьера вашего спектакля «Лондон». Постановка совместила в себе элементы театра и выставки. Насколько сейчас распространено «сложение» разных видов искусства в театре?

 Тенденция одна, она называется «театр плюс», то есть театр плюс еще какой-то вид искусства  документальное кино, интервью, танец, живопись, спорт даже. Ведь что такое театр? При ответе на этот вопрос сразу начинают влезать в Древнюю Грецию и шаманизм, уходить в эти дебри, а все гораздо проще: идешь по улице, и два человека ругаются, целуются или просто разговаривают, а ты смотришь на них, и все  театр! Когда что-то происходит, обязательно находится зритель. Если есть генотип поведения, модель жизни  как угодно, то это он.

Театр  одна из универсальных форм передачи информации, он переварит все, он всеядный и может притянуть любой жанр, вид искусства.

 Сейчас принято условно делить театры на прогрессивные и традиционные. Как вы думаете, насколько оправдано это деление?

 Это все чушь. Просто есть государственные репертуарные театры, которые тоже по-разному существуют, и там все зависит от художественного руководителя и меры его прогрессивности  как от капитана корабля. У нас в театре немного другая система  ансамблевость какая-то. Штат небольшой, и все мы на одном повернуты: все обсуждаем и делаем сообща.

 А когда вы пишите пьесу, вы сразу понимаете, как ее можно поставить?

 Нет, работают разные области мозга. Когда ты пишешь пьесу, видишь реальных людей, реальное место действия. А когда переносишь это на сцену, то видишь актеров, которые не очень похожи на тех персонажей, с которых ты писал. В режиссуре и драматургии  разные законы, это разные операционные системы. Когда режиссер берет пьесу, то вступает в диалог с ней — спорит, соглашается, переделывает что-то под себя. Он превращает некое словесное облако в зримый образ, а при превращении меняются и смысловые акценты. Если говорят, что режиссер поставил спектакль так, как написана пьеса,  это ужасно. Я видел несколько талантливых постановок по своим пьесам, и тогда я превращался в зрителя и забывал, что я автор,  настолько был увлечен.

 Театр 18+ получил приглашение на фестиваль «Неделя словенской драматургии» в Словению. Насколько это важно  выступить там?

 Гастроли для любого театра  это обновление, свежий воздух. Как поездка в горы или пикник.

Специфика театральной жизни  бродячая, сидеть на одном месте  губительно для театра. Как драматург я состоялся только благодаря фестивалям  этим встречам, диалогам, людям. Поездка, а тем более за рубеж, на гастроли или фестиваль  это необходимая театру вещь. Так и должно быть.

 Какие ближайшие планы Театра 18+?

 Планов на самом деле  громадье. Хотим сделать еще одну сцену со следующего сезона. Ведем переговоры с Оксаной Зибровой по постановке спектакля «Саша, вынеси мусор!». Наш худрук Юра Муравицкий в следующем сезоне хочет сделать мюзикл  совместить стихи Александра Родионова и музыку Дениса Третьякова. У меня есть планы поставить спектакль в выставочном пространстве. Еще решили сделать спектакль-бродилку, в основе которой будет лежать сказка. Донатас Грудович должен приехать к нам  ставить спектакль-перфоманс «Мистический стриптиз». Весной ждем Талгата Баталова с пьесой Фассбиндера «Катцельмахер». Возможно, запустим мастер-классы с режиссерами и актерами, а также курсы.

 Планируются ли читки пьес в Театре 18+?

 Думаю, что мы организуем читки современной драматургии с последующим обсуждением. Я этим занимаюсь давно и вижу, как люди «подсаживаются» на читки. Человек по своей воле не будет читать пьесу  это сложно. Там в начале главные герои, которых потом обязательно забываешь У меня папа читал так детективы  выписывал на листочек всех героев, чтоб не запутаться. В театре же пьесу преподнесут в абсолютно нужном ритме, внятно, четко, в голове даже может сразу сложиться спектакль. А после этого зрителю дают возможность поделиться впечатлениями или просто послушать кого-то. Если задача теледебатов, например,  довести, спровоцировать, то у нас это скорее умение дискутировать.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.