В Ростове с 21 октября начали вводить новую схему маршрутов общественного транспорта, основная цель которой — отказ от маршруток в пользу автобусов. Но за первые недели работы у горожан появилось много вопросов к новой маршрутной сети — многие жалуются, что подолгу ждут транспорт на остановках и просто не могут поместиться в те автобусы, которые призваны заменить маршрутки.
Что хорошего?
Согласно новой транспортной сети, добавились новые маршруты, у некоторых частично изменилась схема движения, но главная особенность — это замена маршруток на автобусы большой и средней вместимости, о необходимости которой неоднократно говорили власти Ростова: маршрутки повышают загруженность дорог, постоянно нарушают правила дорожного движения. «Маршрутки целесообразно оставить на маршрутах с низким пассажиропотоком или на тех улицах, где большой автобус проехать не сможет», — говорил ранее глава администрации города Виталий Кушнарев. Все изменения подробно описаны здесь.
В целом идею замены маршруток на автобусы эксперты оценивают положительно. «Этот шаг можно только приветствовать, поскольку на ряде загруженных направлений в последние годы работало слишком много микроавтобусов, чего в большом городе быть не должно. Кроме того, теперь весь транспорт работает в обычном режиме — останавливается на всех остановках, предоставляются льготы в полном объеме, есть возможность безналичной оплаты», — прокомментировал «Городскому репортеру» администратор ресурса «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов.
Кроме того, среди позитивных изменений отмечают и то, что теперь свои маршруты появились у ряда новых микрорайонов, например, ЖК «Соловьиная роща» и «Измаильский парк».
Что плохого?
«Характеризуя новую маршрутную сеть, важно отметить, что схемы базовых маршрутов с основным пассажиропотоком, пользующихся наибольшим спросом у пассажиров, остаются привычными для граждан, работа организована с минимальным интервалом движения и временем работы с пяти утра до полуночи», —говорит директор департамента транспорта Ростова Сергей Саенко.
Однако на практике все пока не так хорошо: нововведения вызвали критику жителей города.
В частности, пассажиры жалуются, что не могут добраться до пункта назначения из-за переполненного общественного транспорта, особенно в утреннее и вечернее время, а автобусы приходится подолгу ждать на остановках, и ходят они не так часто, как маршрутки.
Основные причины возникновения проблем связаны с недовыпуском транспорта на линии, недостаточной информированностью населения и с желанием раздуть конфликт, заявил министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов во время встречи с журналистами. «Отчасти проблемы связаны с недовыпуском транспортных средств на линии. Это продиктовано в том числе нехваткой водителей, здесь есть определенный конфликт между перевозчиками, которые работали раньше, и новыми перевозчиками», — отметил Андрей Иванов.
Как рассказал Сергей Саенко в рамках круглого стола в «Дон-медиа», на сегодня средний процент выпуска транспорта на линии всех маршрутов составляет около 85%. Причина — неукомплектованность водителями. «Сейчас они ходят по разным транспортным предприятиям и выбирают лучшее место для себя, в том числе то, где можно больше заработать. Еще одна проблема в том, что водители привыкли работать на автобусах малого класса — маршрутках. Для вождения большого автобуса нужны другие навыки. Те, у кого их нет, переучиваются, а для этого нужно время», — цитирует директора департамента транспорта «Дон 24».
По словам Михаила Кругликова, средняя ежедневная посещаемость групп «Ростовского городского транспорта» в соцсетях с начала маршрутных изменений выросла в четыре раза — горожане обсуждают транспорт. «Пассажиры жалуются на то, что не могут уехать, зачастую просто физически — не хватает места в транспорте, либо им приходится долго ждать на остановках. Также отмечают недовыпуски, отсутствие транспорта вечером», — поясняет Михаил Кругликов.
Какие маршруты самые проблемные?
Наиболее проблемная ситуация сложилась на нескольких маршрутах, в частности, речь идет об автобусах №№ 22, 94, 96.
Так, до конкурса на маршруте № 22 работало 18 больших автобусов, а после конкурса — 11 автобусов средней вместимости. Жители Чкаловского жаловались на то, что просто физически не могут уехать с остановок в центр города. В департаменте транспорта после мониторинга заявили о том, что количество автобусов на этом маршруте увеличат на 10 машин.
Другая ситуация — с маршрутами №№ 94 и 96. Напомним, нововведения в транспортной схеме начали внедрять поэтапно, 21 октября произошло первое изменение — отмена маршруток № 94 и № 96 с компенсацией их автобусами большой вместимости по маршрутам № 94 и № 96 «ГПЗ-10 — пр. Сельмаш — ГПЗ-10».
Но в тот день на эти маршруты вышли сразу два перевозчика — ростовская компания АТП-3 «Транссервис» и ижевская «Ипопат-Юг».
Первая около 18 лет обслуживала эти маршруты, но проиграла в конкурсе ижевскому предприятию.
В АТП-3 тогда сообщили, что планируют работать до ноября на основании постановления городской администрации. Так и случилось: с ноября на маршруты выходит только перевозчик, победивший в конкурсе на их обслуживание.
При этом в АТП-3 не согласны с результатами конкурса, а пассажиры начали жаловаться на работу автобусов после смены перевозчика: на сервисе «Активный ростовчанин» появилась инициатива с требованием сохранить маршруты №№ 94 и 96 за АТП-3. «После того, как на маршруте стал работать новый перевозчик, уехать стало невозможно. Катастрофически мало выходит автобусов на маршрут», — говорится в обращении.
Как сообщила журналистам президент Ассоциации работников транспорта и туризма Ирина Ал Зирки, работу маршрутов № 94 и № 96 приведут в порядок примерно через две недели. Автобусов у нового перевозчика «Ипопат-Юг» хватает — автопарк компании состоит из 221 автобуса, а причина неудобств — в недостатке водителей, и эта проблема сейчас решается.
В свою очередь, водители АТП-3 в видеообращении, размещенном в соцсетях, призвали вернуть их компании автобусные маршруты. Сотрудники заявили о том, что насильно на предприятии их не удерживают — они сами не хотят переходить на другую работу, так как им нравятся условия в АТП-3. Персонал действительно не увольняется, подтвердил «Городскому репортеру» помощник генерального директора АТП-3 «Транссервис» Эдуард Киргуев. «Мы сейчас ждем решений по тем обращениям, которые направили, — от местных властей и до президента России. Мы будем действовать в рамках закона и отстаивать свои интересы», — сказал Эдуард Киргуев.
Что делать? И когда все придет в норму?
В городском департаменте транспорта говорят, что ежедневно ведут контроль за исполнением договоров транспортными предприятиями, а также проводят рейды. Министерство транспорта Ростовской области, в свою очередь, на прошлой неделе запустило самостоятельное обследование маршрутов и активизировало работу телефона горячей линии — 253-57-27. Департамент транспорта Ростова также открыл горячую линию для пассажиров: 8 (800) 222-76-76.
Направлять свои обращения пассажирам советует и Михаил Кругликов.
«Пассажиры не должны быть безучастны: молчание либо жалобы „во дворе“ никто не услышит, а значит, ситуацию не смогут откорректировать оперативно», — говорит эксперт.
Чтобы исправить ситуацию, департамент транспорта должен прислушаться к жалобам пассажиров и вести контроль за тем, какой транспорт выходит на линию, в каком количестве, до какого времени работает, указывает Михаил Кругликов. «Хочется надеяться, что ситуация в ближайшее время будет улучшаться. Курс на изменения выбран правильный, осталось настолько же качественно реализовать задуманное», — отмечает он.
О проблеме высказался и губернатор Ростовской области Василий Голубев. По его словам, за внедрением измененной транспортной системы областные профильные министерства наблюдают ежедневно. «Состояние транспорта оставалось и пока еще остается неважным. У нас автобусы, которые работали не менее девяти лет. В результате перемен, которые сейчас происходят, возраст транспорта уменьшится до 3–4 лет. Я уверен, что этот вопрос надо довести до конца. И надеюсь, что до конца текущего месяца городской администрации удастся ситуацию нормализовать», — сказал глава региона.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.