Год назад Лондон пересел на велосипеды — власти решили, что без системы общественного велопроката город развиваться не сможет. Мы выяснили, что изменилось за год и какие проблемы остались.
Строгий прокат
30 июля 2010 года в центре Лондона открылось 400 станций проката и 6 000 велосипедов стали доступны всем желающим в любое время дня и ночи. Проект обошелся в 140 миллионов фунтов стерлингов, 25 из которых вложил банк Barclays — его бело-голубой логотип украшает каждый велосипед. Байки сделаны из особо прочных материалов и комплектуются устойчивыми к проколам шинами, усиленными тормозами, фонарями, небольшим багажником и даже защитой цепи, исключающей попадание в неё брюк.
Чтобы взять напрокат велосипед, нужна кредитная карта, наличные автомат не принимает. Далее за символический один фунт в день нужно купить электронный ключ доступа, зато первые полчаса поездки бесплатные — так власти Лондона пытаются приучить жителей ездить на короткие расстояния, чтобы разгрузить автобусы и метро.
Следующие 30 минут стоят один фунт, далее сумма увеличивается в геометрической прогрессии: два часа стоят уже 6 фунтов, а целый день проката обойдётся в 50 фунтов. Избежать лишних трат поможет пунктуальность: система жёстко фиксирует время и за малейшее опоздание начисляет штраф в 150 фунтов. Впрочем, если на ближайшей парковке не оказалось свободных мест, система сама выделит дополнительные 15 минут для поиска следующей станции — время отслеживают встроенные радиодатчики.
Boris Bike
Сами лондонцы называют общественные велосипеды Boris bike — в честь своего эксцентричного мэра Бориса Джонсона. В британской столице его перестали считать просто политиком: для лондонцев Джонсон прежде всего фанат велосипедов.
В прошлом году, когда Борис отмечал трёхлетие на посту градоначальника, на деньги налогоплательщиков установили памятник — 12-метровую бронзовую статую мэра верхом на велосипеде. В итоге это оказалась первоапрельской шуткой, но поначалу многие в Лондоне восприняли новость всерьёз.
Борис Джонсон, мэр Лондона: «Если дама ругается на меня, я просто говорю: „Иди-ка прокатись на велосипеде“»
Любовь к велосипедам Борис Джонсон прививает и простым гражданам — каждый год он лично открывает велосезон в Гайд-парке. В качестве свадебного подарка принц Уильям и Кейт Миддлтон получили от него велосипед-тандем. На встречу с премьер-министром Дэвидом Кэмероном Джонсон тоже ездит на байке и торжественно паркует его прямо у дверей Даунинг-стрит, 10. Пропаганду велосипедов мэр постоянно ведёт в своем Twitter, но главное — уже несколько лет сам ездит на работу исключительно на байке.
Замки, мороз и вандалы
Хотя с момента запуска прошел уже год, проблемы с общественными велосипедами до сих пор существуют. Местные жители жалуются на отсутствие больших корзин и замков. От замков власти отказались намеренно: электронные ключи помогают следить за временем и избежать краж. Впрочем, совсем без потерь не обошлось: за год угнали 10 велосипедов. Споры не утихают и в рядах автомобилистов. Одни жалуются на сокращение парковочных мест, другие уверяют, что толпы туристов перекрывают и без того узкие улочки и создают аварийные ситуации.
Репутацию велосипеда как нового общественного транспорта подрывают и технические сбои. В минувшем декабре, например, система попросту замёрзла: не выдержав первых холодов, станции перестали читать электронные ключи, в итоге заблокировав всё велосипедное сообщение. Возможно, проблему списали бы на погодные условия, но именно в тот день забастовали работники метро и вся нагрузка легла на наземный транспорт. С самими велосипедами тоже не всё в порядке: изначально утверждали, что байк может проехать 60 тысяч километров и прослужить без перерывов 15 лет. Однако за первые полгода из строя вышло почти две трети велопарка — каждый день на ремонт отправляли по 30 велосипедов. Впрочем, всего три велосипеда в итоге ушли в утиль. Штраф за порчу велосипеда — до 300 фунтов.
25 миллионов фунтов на велики
Сейчас велосипедные поездки составляют в Лондоне 2% всего транспортного потока, но в ближайшем будущем власти надеются увеличить эту цифру вдвое.
Из 12 запланированных трасс пока запущены две, они соединяют деловой Сити с городской окраиной и проходят через наиболее загруженные районы, причём новые ярко-синие дорожки спроектированы таким образом, чтобы максимально отгородить велосипедистов от автомобильного потока.
Эд Кленси, олимпийский чемпион по велоспорту: «Борис Джонсон — отличный велосипедист, и что он ещё мог сделать, если не заставить всех жителей Лондона крутить педали? Любой, кто продвигает велосипеды, делает огромное дело»
В конце июля банк Barclays выделил ещё 25 миллионов фунтов на развитие велосистемы: на эти деньги купят 2 000 велосипедов и проложат новые трассы. Перемещаться по центру на байке уже сейчас можно в два раза быстрее, чем на автомобиле.
Источник: The Village, Екатерина Бородихина
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.