Игроки телеком-рынка в Ростовской области рассказали «Городскому репортеру» о том, как проходила модернизация сетей в 2022 году и какие в отрасли наблюдались ключевые тренды
Развитие сети и модернизация
Технический директор Южного региона билайн Евгений Ключев рассказал, что последние три года компания продолжает активно развивать сеть в Ростовской области: не только за счет ее расширения, но и за счет модернизации.
«Много строили в Ростове-на-Дону, других городах и поселках. В 2022 году сеть 4G в регионе увеличилась в 1,6 раза. При этом мы не только расширяли емкость сети, но и провели несколько этапов модернизации — рефарминг, чтобы эффективнее использовать доступный спектр частот и расширить полосу для пропуска интернет-трафика. В результате скорость мобильного интернета в регионе выросла на 64%, если сравнивать с показателями осени 2021 года», — отметил Евгений Ключев.
Он также подчеркнул, что качество связи улучшается благодаря запуску новых технологий. Например, новая система «Виртуальный эксперт по качеству» круглосуточно мониторит работу сети по 30 параметрам и предсказывает возникновение проблем еще до поступления обращений от абонентов.
«Если возникают какие-то отклонения, система автоматически отправляет сообщения нашим техническим специалистам, которые контролируют процесс устранения проблем», — добавил технический директор Южного региона билайн.
В пресс-службе «Ростелекома» рассказали, что за счет собственных инвестиций компания проводит комплекс работ, цель которых — предоставление равного доступа к цифровым сервисам для жителей всех районов Ростовской области. «Ростелеком» в 2022 году установил и запустил в эксплуатацию базовые станции в 15 малых населенных пунктах региона.
«Работы велись в рамках второго этапа проекта „Устранение цифрового неравенства“, который направлен на обеспечение мобильной голосовой связью 4G/LTE и беспроводным доступом в интернет населенных пунктов с численностью от 100 до 500 человек. Зона покрытия связью распространяется на всю территорию деревни, села или хутора, в котором установлено оборудование», — отметили в «Ростелекоме».
Также в компании пояснили, что сейчас в Ростове-на-Дону и крупных городах региона порядка 92% абонентов подключены по оптическим технологиям. В 2022 году число таких домохозяйств увеличилось на 47 тысяч. Специалисты «Ростелекома» построили в регионе 124 базовых станции, проложили более 40 км оптических линий связи в 36 муниципальных районах. В 2022 году «Ростелеком» построил более 300 километров оптической сети, из них более 60 километров — в частном секторе.
На высоких скоростях
Как подчеркнул директор макрорегиона «Юг» Tele2 Константин Мотлях, с начала 2022 года специалисты технической дирекции компании модернизировали более 10% объектов связи в Ростовской области. В первую очередь обновление коснулось мест активного роста интернет-трафика.
«Для обеспечения жителей региона качественными мобильными услугами сетевую инфраструктуру оснастили дополнительным оборудованием, расширяющим емкость и обеспечивающим бесперебойную работу даже при стабильно высоких нагрузках. Технические работы были проведены в областной столице и девяти крупных городах, а также в 18 районах региона. Особое внимание уделили Каменскому и Семикаракорскому районам», — рассказал Константин Мотлях.
Кроме того, в 2022 году Tele2 усилила сеть новыми объектами связи. Оператор построил базовые станции в Ростове-на-Дону и городах области — Азов, Батайск, Донецк, Новочеркасск, Сальск, Семикаракорск, Таганрог, Шахты, а также в небольших населенных пунктах: станице Грушевская Аксайского района, хуторе Вислый Семикаракорского района и поселке Шолоховский Белокалитвенского района.
«Также в зону покрытия Tele2 вошли станица Митякинская в Тарасовском районе, хутор Хапры в Мясниковском районе и хутор Чебачий в Семикаракорском районе. Теперь местным жителям доступны цифровые сервисы на базе высокоскоростного мобильного интернета оператора», — добавил директор макрорегиона «Юг» Tele2.
По словам директора филиала МТС в Ростовской области Игоря Марьясова, в
2022 году МТС запустила новые базовые станции более чем в двадцати двух
населенных пунктах Ростовской области, что позволило местным жителям
пользоваться всеми современными цифровыми услугами на высоких скоростях.
«Жителям некоторых поселков мобильная связь стала доступна впервые —
например, восьмистам сельчанам поселка Дальнее Поле в Песчанокопском
районе. Кроме того, МТС завершила модернизацию сетей 4G в шахтерских
городах Гуково, Донецк и Новошахтинск. Проект по обновлению сети охватил
свыше 60 базовых станций МТС во всех микрорайонах этих городов», — отметил
он.
Игорь Марьясов также подчеркнул, что МТС также перераспределил частоты,
используемые ранее для голосовой связи 2G, на передачу данных в сети LTE, что
позволило увеличить средние скорости в 4G-сети в полтора раза. В частности, в
Ростове компания модернизировала более 90% базовых станций.
Директор МегаФона в Ростовской области Алексей Барков, подводя итоги работы за 2022 год, пояснил, что компания провела работы более чем на 80 объектах связи, которые позволяют обеспечить постоянно растущие потребности абонентов.
«Наши инженеры модернизировали базовые станции в Ростове-на-Дону, Сальске, Егорлыкской, Красном Сулине, Константиновске, Лихой для увеличения емкости сети. Новые телеком-объекты запущены в Новошахтинске, Новочеркасске, Таганроге, Матвеевом Кургане, Кривянской, Зверево. Результаты модернизации оценили как наши абоненты и клиенты, так и сторонние эксперты», — рассказал он.
Переходящие тенденции
Один из заметных трендов этого года — переход донских предприятий на
отечественные сервисы хранения данных, заметил Игорь Марьясов.
«По итогам всего 2022 года мы отмечаем, что объём хранимых и обрабатываемых
данных в облаке провайдера #CloudMTS в Ростовской области вырос более чем в
1,5 раза по сравнению с прошлым годом. При этом существенно увеличился спрос
на облачные решения в обрабатывающем производстве и сфере энергетики», —
рассказал директор филиала МТС в Ростовской области.
Второй тренд, по его словам — двукратный рост спроса на цифровые сервисы на
базе интернета вещей среди корпоративных клиентов: в 2022 году наиболее
активно IoT-устройства внедряли торговые и производственные предприятия,
разработчики высокотехнологичных устройств и программного обеспечения,
сфера машиностроения. Так, например, повышенным спросом у ростовского
бизнеса пользовалась услуга видеонаблюдения.
«Еще одним ожидаемым трендом стал рост спроса на товары для умного дома в
Ростовской области. Во втором полугодии 2022 года в сравнении с 2021 годом
интерес к умным гаджетам увеличился на 30%. Активнее всего покупатели
выбирали камеры видеонаблюдения и датчики температуры и влажности спрос на
них увеличился в 3 раза. На втором месте — умные лампочки. Их продажи
увеличились на 110%. За счет увеличения ассортимента товарной линейки, мы
также наблюдаем рост бытовой умной техники: увлажнителей воздуха,
диспенсеров для мыла, умных весов», — сообщил Игорь Марьясов.
Как отметила региональный директор Южного региона билайн Светлана Кострицына, в 2022 сохранился спрос на скоростной рост на фоне падения голосовой связи.
«В 2022 году в Ростовской области на 45% вырос трафик в сети 4G, обеспечивающей скоростной мобильны интернет. Это говорит о том, что существенно растет потребление услуги интернет-доступа. „Голос“ такой тенденции, конечно, не имел», — пояснила она.
Алексей Барков также согласен с точкой зрения, что основной тренд остается стабильным: абоненты все чаще совершают звонки через мессенджеры, качают информацию, смотрят видео.
«В этом году мы вывели на рынок опцию Pre-5G, которая позволяет увеличить
скорость тем, кому это необходимо. За счет большого частотного ресурса мы можем разводить абонентов по разным каналам, чтобы они не мешали друг другу. Цифровые пользователи, которые много находятся онлайн и работают с тяжелыми файлами, подключив опцию получают более быстрое соединение», — отметил директор МегаФона в Ростовской области.
Одно из важных наблюдений уходящего года, добавил Алексей Барков — люди стали больше экономить. Например, часть абонентов начали отказываться от вторых, третьих сим-карт.
«Люди переходят с более дорогих смартфонов на гаджеты средней ценовой
категории, более пристальное внимание наши абоненты обратили на китайские бренды. Сейчас у них порядка 80% рынка, хотя раньше в России такие гаджеты занимали в пределах 50%», — отметил он.
В «Ростелекоме» сообщили, что традиционно высокая популярность остается у «Виртуальной АТС», которая переводит телефонию в цифровой формат и обеспечивает решение целого спектра сопутствующих бизнес-задач. Также снова фиксируется спрос на видеонаблюдение и видеоаналитику.
«Также важно, что в этом году наша компания стала наращивать свои компетенции в таких ключевых для Ростовской области отраслях, как промышленность и сельское хозяйство, в финансовом секторе. С этой целью мы создали в Ростове проектный офис, который работает на весь юг и Северный Кавказ. Основная задача — развитие экспертизы цифровых отраслевых решений. Мы и ранее предлагали такие проекты заказчикам, но в 2022 году поставили их разработку на системные рельсы», — добавили в компании.
Спрос на безопасность и импортозамещение
В корпоративном сегменте, по словам Светланы Кострицыной, 2022 год характеризовался сразу несколькими трендами.
«Первый — это, конечно, „облака“. При этом нужно отметить, что облачные
сервисы — это тренд не только 2022 года, но и предыдущего. Он сохраняется в связи с необходимостью компаний не только хранить большой объем данных, но и защищать их. Высоким был спрос на облачные АТС, которые позволяют средним и малым предприятиям решать большое количество задач за приемлемый бюджет. Услуги Big Data также остаются очень востребованными», — добавила она.
Директор Южного региона билайн выделила еще одну особенность текущего года — высокий спрос на решения для безопасности, сервисы защиты от DDoS-атак. «Их продажи в Ростовской области выросли почти в 10 раз. Для сравнения, мы прогнозируем рост продаж облачных сервисов на 20% по итогам года».
Как подчеркнули в «Ростелекоме», сейчас сложно переоценить значение вопросов, связанных с цифровизацией, кибербезопасностью и импортозамещением. При этом в компании отметили, что у нее «есть запас прочности», поэтому западные санкции не оказывают существенного влияния на темпы развития.
«В связи с тем, что количество кибератак выросло в этом году кратно, были востребованы решения для информационной защиты на основе технологий нашей дочерней компании „Ростелеком-Солар“, которая является лидером в этой области. Несколько лет назад мы открыли в Ростове-на-Дону центр кибербезопасности и планируем наращивать экспертизу в этой важной сегодня сфере», — заявили в «Ростелекоме».
В компании также отмечают, что ей удалось существенно продвинуться в вопросах импортозамещения цифровых решений и оборудования. В частности, «Ростелеком» уже полностью перешел на отечественные волоконно-оптические кабели.
«В России есть производители оборудования для строительства сети. По крайней мере, две российские компании специализируются на производстве техники для дата-центров. Значительные наработки и собственные решения есть и в „Ростелекоме“. В проектах, реализуемых нами в рамках программы „Цифровая экономика РФ“, большинство оборудования и ПО — отечественные», — рассказали в пресс-службе компании.
Сферы применения
Константин Мотлях среди корпоративных трендов 2022 года выделил спрос бизнес-клиентов на сервисы, связанные с наращиванием клиентской базы и поиском новых сотрудников.
«Чаще всего корпоративные клиенты оператора пользовались услугой „SMS-таргет“. Инструмент стал популярен среди различных сфер предпринимательства: в строительстве, HoReCa, фитнес-индустрии, фармацевтике, сервисах доставки еды и продуктов, производстве. Всего в 2022 году количество корпоративных клиентов Tele2, воспользовавшихся услугой на Юге, увеличилось в два раза в сравнении с 2021 годом», — пояснил он.
Он также отметил, что в бизнес-направлении Tele2 реализует масштабные проекты с использованием технологии machine-to-machine.
«Например, в июне оператор обеспечил высокоскоростным мобильным интернетом оборудование в трамваях Таганрога. Это позволило оптимизировать геоаналитику движения подвижных составов, автоматизировать электронное расписание, отслеживать техническое состояние вагонов, а также настроить видеонаблюдение в салонах», — добавил директор макрорегиона «Юг» Tele2.
Алексей Барков рассказал, что в бизнес-сегменте в топе оказались услуги, которые помогают улучшить клиентский сервис, хотя еще в первом полугодии компании уделяли больше внимания темам кибербезопасности и оптимизации работы сотрудников.
«Среди всех продуктов В2В-рынка „Wi-Fi с авторизацией“ выросла на 26%, „Виртуальная АТС“ — на 21%, такой же рост показал и сервис „МегаФон Облако“. Что касается отраслей, куда цифровизация внедряется активнее всего, то лидирует торговля, почти треть подключений приходится именно на этот сектор. Также телеком-сервисы активно приобретают ростовские компании, работающие в сфере услуг — 10,3%. На третьем месте производственные и энергетические компании, их доля составляет около 9%», — подчеркнул он.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.