Издержки непроплаченности

Колумнисту жизнь постоянно подбрасывает сюжеты для очередной «колонки». Мне сегодня говорить на «журналистские» темы поможет прошедший 22 марта в ДК г. Азова областной профессиональный праздник — День работника культуры РФ. В чем же «соль»? Журналистов различных СМИ было немало, представителей отрасли — порядка 500, а общение между ними, во многом, происходило исключительно через призму «проплаты»…

Избирательный объектив

Первое же правило неписаной журналистской этики гласит: «журналист должен быть объективен». Иными словами, если ты показываешь событие, человека, ситуацию, не делай это однобоко, используй все многообразие красок, а не ограничивайся одной-двумя. Так же, как врач обязан исцелять болезнь вне зависимости от того, насколько «статусен» больной, насколько многонольны его счета в банке. Да, лекарства, процедуры, уход и питание могут быть совершенно различными — с учётом пожеланий клиента, но лечение конкретной болезни либо есть, либо его нет. Та же ситуация с информацией: либо лепится «комикс» для тупых, либо подаётся спектр мнений для «мыслящих».

Грустно было наблюдать, как за министром культуры Александром Резвановым и мэром города Сергеем Бездольным (в меньшей степени) журналисты и «телекамеры» буквально охотились. А председателя профильного комитета заксобрания Валентины Мариновой или руководителя управления образования Ростова-на-Дону Людмилы Лисициной вежливо, но неизменно избегали. Можно, конечно, предположить, что последних наши СМИ в лицо не знают, либо эти «чиновницы от культуры» двух слов связать не могут без «бумажки». Но и то, и другое будет неверно. Обе умеют говорить хорошо и по делу, обе связаны с культурной отраслью не по «должности», а по призванию.

Обидеть чем-то Александра Резванова или Сергея Бездольного не хочу. Первый относительно недавно занял свой пост и, может быть, не вписал ещё своё имя на скрижали Культуры, но в вопросе разбирается и о проблемах говорить не стесняется. А за Сергея Леонидовича лучше всего «свидетельствуют» элементарные факты: в городе — два духовых оркестра (в большинстве муниципальных образований нет ни одного, а, как сказал кто-то из философов, «музыка — самое убедительное доказательство бытия Божьего»), постоянно проходят региональные и межрегиональные фестивали (в январе, например, там же прошёл первый областной конкурс журналистской песни «Перо и Лира»), про Азовский музей краеведения знает весь более-менее образованный мир, сам этот праздник проходил в Азове и т. д. Но означает ли это, что журналист должен давать «микрофон» только этим двоим, да «людям из толпы»??? И нужно ли деление участников мероприятия по принципу «первой» и «второй» свежести???

 
 

Установка «сверху» и «изнутри»

Любому работнику СМИ хорошо знакомы вариации инструктажа у редактора (любого иного чина административной верхушки газеты, журнала, программы, канала, сайта) перед походом на какое-либо массовое мероприятие. Самый приятный вариант — пиши (набирай сюжет) по своему усмотрению. Но такое бывает нечасто. Второй случай — заказчиком являются такие то, в их интересах все и делай. Это — наиболее распространённая практика. Третий, затесавшийся между двумя предыдущими по частоте упоминаний, — заказчик есть, но не выпячивай его.

Я не случайно пронумеровал варианты. Для профессиональной оценки это существенно. Первый и третий варианты дают журналисту возможность профессионально выполнить свою работу. Второй — практически исключает её. Он «убивает» журналиста в его собственных глазах, в глазах тех экспертов или носителей интересной информации, кто остался «на обочине» в силу своей «непроплаченности», да и в глазах потребителя журналистской информации. Именно «второй вариант», который все больше «рулит» нашими контентами и эфирами, склоняет общественное мнение в пользу того, что журналистика — это «вторая древнейшая профессия», а вовсе не к осознанию, что мы — «четвертая власть» (колонка на эту тему в «Городском репортере» — через неделю).

Можно по-разному относиться к Владимиру Познеру и его личной позиции по многим проблемам, но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что в журналистике этот человек «собаку съел» и может выступать экспертом по отраслевым вопросам. А в том же интервью от 23 марта, цитата из которого вынесена в эпиграф к этой колонке, Познер совершенно справедливо говорит: «…Наша задача — говорить о проблемах. В этом смысле журналист — цепной пёс правды. Но мы не должны предлагать никаких решений. Предоставьте публике полную картину с места событий, а уж она сама решит, что ей думать по этому поводу…»

Профессионал хорошо и красиво отработает при любой «установке». У него мастерство включается на автопилоте, и обидеть потенциального клиента, а также постоянного потребителя ничем не мотивированным или чисто меркантильным отказом ему просто в голову не придёт. Но с хорошими профессионалами у нас во всех отраслях сейчас наблюдаются определённые проблемы. И тому же редактору (любому другому шефу) многих седых волос будет стоить потом столь же немотивированный или меркантильный отказ во включении его СМИ в список получателей рекламного бюджета от того, кого сегодня обошли вниманием из-за непроплаченности.

Что стоило?

Однажды мне рассказали историю про одного «большого начальника». Он никогда никому и ни в чем не отказывал. Проситель приходил с заявлением, начальник его внимательно слушал, а затем писал на заявлении обязательно позитивную резолюцию. Человек уходил в восторге. И только подчинённые знали, что «собака зарыта» в цвете чернил, которыми наложена резолюция: красный — «исполнить немедленно», зелёный — «помогите, если получится», синий — «ничего не предпринимать», чёрный — «сделайте так, чтобы я этого человека больше не видел!»

Конечно, я не призываю кого бы то ни было поступать подобным образом. Есть в нем нечто изначально подленькое и гаденькое, именуемое то «завуалированной ложью», то «двойными стандартами», то «макиавеллизмом» — список можно продолжать.

Но журналист, как и учитель в школе, если он хочет именоваться таковым, не имеет права игнорировать «поднятую руку». Можно не вызвать «к доске», но дать понять, что готовность ответить замечена. Можно предоставить возможность «ответить с места», не ставя «оценки» (т. е. не включить в готовый текст, не выпустить в эфир). Но не давать слова — нельзя. Это — обесценивает профессию, делает её «продажной» и «лживой». А потом мы же сами жалуемся на низкие рейтинги, тиражи, зарплаты…

 

Это делает ещё одну страшную вещь — уничтожает профессионализм напалмом. Журналист — по природе своей — «охотничья собака». Только охотится не за дичью, а за информацией. Работа по принципу «приехал, подошёл к Ивану Ивановичу и Наталье Петровне, записал все, что скажут, подснял картинку, а в редакции что-то слепим» начисто отбивает «охотничий инстинкт» у журналиста, фотокора, оператора. Они становятся ленивыми, ожиревшими «дворнягами», готовыми вилять хвостом, лизать сапоги и т. д. — лишь бы сухой корм вовремя сыпали, да косточку иногда бросали…

Коллеги! Пощадите профессию! И уже через несколько лет она станет более статусной, более оплачиваемой, более честной…


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ростовчане готовы потратить на летний отдых не более 60 тысяч рублей

Чаще всего ростовчане выбирают для отдыха июль и август.

Экономист Остапкович: продукты не подешевеют после снижения ставки ЦБ

В Ростовской области не станут дешевле продукты питания после снижения с 21% до 20% ключевой ставки ЦБ.

Араратская область Армении и Ростовская область будут сотрудничать

Ростовская область во время работы X Российско-Армянского межрегионального форума подписала соглашение о сотрудничестве с Араратской областью Армении.

«Доктор Живаго» — самая востребованная классика в Ростовской области

По данным сервиса «Литрес», пользователи из Ростовской области чаще всего покупали произведения русской классики, и лидером продаж стал роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

На Дону отремонтируют 163 дороги — уже готовы 55 участков

В этом году по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» приведут в нормативное состояние 163 дороги местного значения, из которых 108 ведут к социальным объектам. Об этом сообщает пресс-служба Правительства Ростовской области.

Здание ЗАГСа 1895 года в Ростове отремонтируют до осени

Мэр Ростова Александр Скрябин поручил выделить средства из резервного фонда на капитальный ремонт фасада и кровли ЗАГСа Пролетарского района. Об этом он сообщил в своём Telegram-канале.

ЕЩЕ НОВОСТИ