Туристы, пострадавшие от тяжёлого финансового кризиса одного из крупнейших российских туроператоров — «Ланта тур Вояж», — подали более 2,5 тыс. заявок на компенсацию их ущерба на сумму более 90 млн руб. Об этом на вчерашней пресс-конференции заявил Александр Григорьев, генеральный директор страховой компании «Ингосстрах», официального страховщика «Ланты Тур». По мнению специалистов, фактическое банкротство одного из крупнейших туроператоров России указывает на системный кризис в отрасли. Игроки ждут новых банкротств, а туристические власти хотят ужесточить законодательство, регулирующее отрасль.
Фингарантий не хватит
Как рассказал Александр Григорьев, по состоянию на 14 февраля «Ингосстрах» получил 2,6 тыс. заявлений на 90 млн руб. «Между тем, совокупный объем требований по обязательствам туроператора может составить порядка 300 млн руб. И это при том, что ответственность „Ланты Тур“ застрахована всего на 100 млн руб», — заявил Александр Григорьев.
«Реестр пострадавших от кризиса «Ланты Тур» ещё не закрыт, количество пострадавших туристов уточняется, — утверждает глава Ростуризма Александр Радьков. Он отметил, что в самой компании сейчас анализируют данные, сколько клиентов оплатили тур, и сколько забронировали. Глубина продаж у туроператора — до сентября 2012 года.
Между тем, как сообщает туристический портал turprom.ru, на этой неделе последние пострадавшие туристы «Ланты тур» вернулись в Россию. Можно предположить, что количество страховых заявок до конца недели сильно увеличится.
Как мы уже сообщали раньше, туроператор «Ланта Тур» после приостановки деятельности с 28 января по 7 февраля, получив кредит от банка ВТБ в размере $7 млн, возобновил операционную деятельность. Однако сейчас основные усилия работы компании направлены на возмещение ущерба пострадавшим туристам и реструктуризация деятельности.
Системный кризис
Ростуризм, наученный горьким опытом краха двух крупных туристических компаний, предлагает пересмотреть законодательство, регулирующее работу на туристическом рынке в России. Так, в частности, Александр Радьков считает, что если до лета туристическое законодательство не изменится, а ситуация, подобная той, в которой оказался туроператор «Ланта-тур», повторится, неприятности с российскими туристами на отдыхе за границей неизбежны. Первое, что необходимо сделать, по мнению главы Ростуризма, — это увязать размер финансовой ответственности туроператора с оборотом компании. В частности, туроператорам с годовым оборотом свыше 500 млн руб. размер финансового обеспечения предлагается поднять со 100 до 200 млн руб., для компаний с оборотом свыше 1 млрд руб — до 200 млн руб плюс 5–10% от объёма, превышающего 1 млрд руб.
Вторым шагом, по мнению Радькова, должно стать создание в туристической отрасли саморегулируемых организаций (СРО), которые бы несли ответственность за своих членов. По мнению главы Ростуризма, это поможет решить проблемы туристов в случае банкротства компании или любого другого форс-мажора, а также вернуть людей из-за рубежа.
Генеральный директор «Ингосстраха» Александр Григорьев уверен, что банкротства «Капитал тура» и «Ланта-тура» — это свидетельство системного кризиса в туриндустрии. По его мнению, этот кризис очень просто диагностировался, и никаких подводных камней в этой связи не наблюдалось:
«Практически ни у кого нет капитала, практически все висят на кредитном плече, и практически у всех минимальная или отрицательная маржа. Туристы просто доигрались своим демпингом».
Он отметил, что туроператоры вынуждены подстраиваться под авиаперевозчиков: «Туроператоры вынуждены «заблаговременно выкупать целые блоки услуг у авиаперевозчиков, при изменении ситуации на отдельных направлениях выездного туризма они не могли обеспечить наполнение этих блоков. В результате самолёты, оплаченные туроператорами, летают почти пустыми».
Система провоцирует крах
«Вообще, практика контрактных отношений туроператора со своими контрагентами в виде отеля и авиаперевозчика — это общепринятая мировая норма. Оплата обычно происходит в течение 30–60 дней после оказания услуги. Для того чтобы лучше понять, как действует эта система, нужно взглянуть на ситуацию в её историческом развитии», — рассказал глава туристической компании «НТК-Интурист» Виктор Тополкараев в интервью журналу «Эксперт», — «Российская отрасль выездного туризма начала формироваться в начале 1990-х, когда рухнул железный занавес. На мировом рынке нас тогда никто не знал, ни о каких контрактных отношениях не могло быть и речи. Туроператор обычно приезжал в отель вместе с группой туристов и чемоданом денег, все отношения строились на условиях полной предоплаты. Ситуация стала меняться в конце 1990-х — начале 2000-х. В это время начался бурный рост туристического рынка — он прирастал на 20–30 процентов ежегодно. Российским туроператорам стали доверять, российские туристы оказались привлекательной аудиторией. Страны массового отдыха уже сами старались привлечь партнёров из России, помочь им увеличить потоки; отношения между российскими и западными контрагентами становились все лояльнее».
Ситуация на российском рынке туризма критичная, уверены эксперты. А Ростуризм прогнозирует новые крахи компаний в разгар сезона отпусков.
Виктор Тополкараев объясняет журналу «Эксперт»: «Компаниям, у акционеров которых нет других капиталов, доходов с других рынков, будет очень тяжело выбираться из этой ситуации. Многие уже попали в замкнутый круг, когда, может, и хотели бы, но не могут выйти из бизнеса — кредиты надо обслуживать, а для этого привлекать новых клиентов и брать новые кредиты и так далее. Какого-то чуда и большого роста потребительского спроса, который мог бы вытянуть ситуацию, вряд ли стоит ожидать — вся мировая экономика балансирует на уровне стагнации, скорее, речь пойдёт о падении, а не о росте. Сейчас очень важно, чтобы государственные органы оперативно отреагировали на ситуацию, иначе кризис будет тяжёлым».
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.