«Городской репортер» записал монологи трех ростовских водителей Uber, которые совмещают эту работу с другой: они рассказали о том, какие пассажиры чаще всего садятся к ним в машину, как водители заботятся о своей безопасности и какие темы обсуждают во время поездки.
Аслан, 28 лет, фотограф:
— Я фотографирую с 20 лет, профессионально начал этим заниматься примерно с 22-х, учился я студийной съемке, но практикую другие виды — портретную, репортажную, интерьерную.
Друг как-то начал «катать» в Uber и предложил мне: почему бы и нет. Я тоже стал партнером сервиса и теперь езжу в свободное от работы время. Стать водителем несложно: приезжаешь в офис, смотришь обучающее видео, предоставляешь документы, ждешь активации аккаунта и — вперед. Делать поездки с Uber я начал уже больше полугода назад. В основном я езжу вечером: как правило, днем у меня съемки, потом сижу за компьютером. Устал, что-нибудь не получается — выехал «катать». Так затягивает, что иногда раз — и уже четыре утра. И думаешь: надо бы уже и поспать.
График работы у меня свободный, поэтому получается совмещать. Но если силы есть, то, думаю, можно было бы ездить и при графике «с 9 до 18». Например, я был как-то в Москве, вызвал Uber как пассажир, приезжали мужчины-водители, говорят: мы работаем, целый день сидим в офисе, а вечером на пару часиков выезжаем.
Клиентов всегда много, только покурить успеваю между заказами, потому что в машине я не курю и даже клиентам говорю, что не курю вообще. Я сам этого не люблю — когда в машине курят, поэтому получается маленький обман, но это во благо.
По доходу тоже неплохо получается, плюс есть всякие бонусы. Работаю во всех районах, если адреса не знаю — есть навигатор.
По большей части клиенты попадаются вежливые, что мне нравится. Бывают выпившие люди, но выпившие — это веселые люди, главное, чтобы не сильно.
Я очень разговорчивый, поэтому сам вытягиваю людей на беседу. Иногда бывает, что разговорился с человеком, рассказываю, что я фотограф, а они: «А можно визиточку?» Кстати, несколько заказов именно так ко мне прилетело — девичник, дни рождения. Жаль, конечно, что не свадьбы.
О политике обычно не говорю, туда не лезу. Как правило, разговор начинается так: «Эээм, погодка сегодня плохая». Недавно вез двух девушек, они были очень веселые — примерно в 4 утра, всю дорогу с ними разговаривал, они фотографии мои смотрели. Они у меня потом спрашивают: «А можно вас всегда заказывать?» Я говорю: «Ну, так не получится, системой такое не предусмотрено».
Иногда бывают задушевные разговоры, выступаешь даже как психолог. Везешь девушку, например, а она говорит, что с парнем поругалась и не знает, как с ним помириться. Прямых советов я не даю, конечно, но стараюсь подбодрить. Молодежь обычно охотно разговаривает, но бывают и молчуны: в таких случаях я не навязываюсь. Если женщины-пассажиры, то разговоры в основном про отношения, про любовь, про кино, если мужчины, то про машину: какой расход, что ломается и т. д. Или вот еще популярная тема: у вас такая борода! На нее часто внимание обращают.
Иностранцев среди пассажиров пока не попадалось, из гостей города — чаще всего люди из области. Говорят, что город у нас красивый. Если говорить про возраст, конечно, по большей части это молодые люди, но есть и пассажиры постарше. Клиенты часто говорят о том, что им нравится, что за ними приезжают всегда хорошие машины, неразваленные. При приеме водителей смотрят и на твой автомобиль.
Система рейтингов — хорошая функция, так как оценки после поездки ставят и водители, и пассажиры. Если я, например, поставил одну «звезду» пассажиру, этого человека больше ко мне не направят. И в обратную сторону это тоже работает. Я ставлю в основном хорошие оценки. И мне тоже: сейчас мой рейтинг — почти 5 баллов.
Владимир, 24 года, выпускник вуза по специальности «Клиническая психология»
— 6 лет назад я поступил в ЮФУ и, как все студенты, начал подрабатывать. Получилось заработать на автомобиль, после этого знакомые предложили стать партнером Uber. Я понял, что там заработок выше, чем на моих предыдущих местах работы. Закончил вуз по специальности «Клиническая психология», предложения о трудоустройстве по специальности сейчас есть, но пока не вижу финансового стимула — зарплата маленькая. Да, у меня интересная профессия, но надо «крутиться» и зарабатывать побольше.
С сентября прошлого года работаю с Uber, мне стало это интересно. Во-первых, это живое общение с людьми. Это не совсем такси, отличается многим. Я попробовал, и за месяц буквально меня это увлекло. 90% пассажиров — всегда интеллигентные, не позволяют себе грубости. Если у них плохое настроение, то они просто молчат, никогда не возникает конфликтных ситуаций. Ты стараешься, чтобы пассажирам было комфортно, и люди тебе благодарны. Можно сказать, что клиентская база — идеальная.
В то же время не хочется терять полученные в вузе знания, поэтому рассматриваю и работу по специальности, но чтобы можно было иметь дополнительный заработок. Можно, например, в выходные подрабатывать на платформе Uber, сейчас хватает энергии работать и шесть, и семь дней в неделю.
Плохие водители в Uber не задерживаются, требования строгие. И они не могут вернуться потом на работу, если плохо себя зарекомендовали, насколько я знаю.
Я вижу, когда у людей плохое настроение. Был случай, когда в машину села девушка, у которой была истерика. Я ее успокоил, мы провели беседу, попытался отвлечь ее.
Если такие ситуации возникают, то пытаюсь наладить контакт, если вижу, что лучше не стоит этого делать, то не надоедаю, когда человек хочет в тишине посидеть, подумать о своем. Бывает наоборот — люди в отличном настроении, спрашивают, интересуются, всегда приятны такие ситуации. Бывали случаи, что поездка закончилась, а мы продолжаем разговаривать. Поэтому Uber — и не служба такси в привычном смысле. Там работают люди, у которых это часто дополнительный заработок, или им хочется отдохнуть от рутины, сбежать от одиночества. Было такое, что я пользовался Uber как пассажир, и водитель, который меня вез, признался, что за рулем он отдыхает от основной работы.
Сказать, что пассажиры любят обсуждать политику, — нет. Мне раньше казалось, что именно такие темы выйдут на первый план, но нет. Всегда по-разному, возможно, даже и о погоде, о машине. О книгах редко, кстати, разговариваем. Определяю по человеку, о чем ему будет интересно поговорить, невзначай начинаю разговор.
Мужчины больше о машинах разговаривают, девушки часто расспрашивают о тебе. О пробках любят, кстати, все поговорить: когда это все закончится. Люди до 25 лет меньше расположены к общению. Наушники вставили — и в окно смотрят. Может быть, стесняются, а может, думают, что с водителем и не о чем поговорить.
Иностранцы часто встречаются, некоторые хорошо говорят по-русски. За месяц — пару-тройку иностранных пассажиров подвожу. Спрашивают, какой отель лучше, какие интересные места есть в городе. Предлагаю всегда сходить на набережную, на улицу Пушкинскую — стандартно.
Чтобы человек вскочил в салон и — быстро, вон за той машиной, плачу любые деньги? Это мечта любого водителя, наверное, но такого не было никогда.
Была одна девушка-пассажир, которая очень боялась ехать, только со скоростью не выше 40 километров в час. Скорее всего, фобия, возможно, когда-то попадала в ДТП. Я довез ее, конечно, с той скоростью, которую она просила, но это была очень долгая поездка.
Сначала я возил с собой, признаюсь, электрошокер. Потом я уже понял, что работа отличается от такси. Через месяц-два понял, что все клиенты — адекватные, относятся с уважением к тебе и твоей машине. Даже был случай, когда просили остановиться, чтобы пассажир смог выйти покурить. К тому же все поездки фиксируются и контролируются.
Алина, 45 лет, работник торговли
— Я работаю на платформе Uber с прошлого года. На основной работе тогда сократили — всю жизнь я работала в торговле — нужны были деньги, и я пошла в Uber. Мой водительский стаж — уже больше 19 лет.
Начинать было очень сложно, понадобилось время, чтобы разобраться с приложением. Мне понравился уровень дохода, который я тогда получала, и свободный график. Сейчас я устроилась на постоянную работу, месяца два не получалось совмещать, а сейчас получается после работы и на выходных покататься. Сейчас заказов очень много, бывает, я даже не могу уйти с линии.
Со стороны пассажиров никогда не было предвзятого отношения, в том числе и потому, что женщина за рулем. Было со стороны знакомых пренебрежение — таксистка, таксистка. Очень обижало. И их не смущало, что я зарабатывала больше них.
За восемь месяцев работы попадались только хорошие пассажиры. Было страшно пару раз, но не потому, что они были плохие, а потому, что я от них ждала плохого.
Однажды был заказ — двое мужчин сели в машину. И когда мы проехали Суворовский, а время — 12 ночи, я ехала и уже мысленно прощалась с жизнью.
Действительно, ехали по бездорожью, но приехали в садовое товарищество, все хорошо — они расплатились и вышли. Средств защиты с собой не вожу, рассчитываю, что должно меня что-то уберечь. Хотя часто с ужасом читаю в интернете, как нападают на таксистов.
Я люблю поговорить. Вообще, все пассажиры делятся на два лагеря — которые хотят пообщаться и нет. По слову «здрасьте» уже понятно, настроен человек на общение или нет. Был момент, когда подвозила женщину, а она в конце поездки говорит: «С вами так интересно, я и не хочу выходить». Однажды ехала женщина, я задала ей вопрос по поводу пробки, а она мне: «Езжайте как хотите». Я поняла, что беседы не получится. Мы доехали, а она мне говорит: «Как я вам благодарна, что вы не приставали ко мне с расспросами, мне так хотелось помолчать».
В основном все пассажиры вежливые. За восемь месяцев только одна девушка была с негативом, претензиями.
Обсуждаем все — ситуацию в стране, с работой. Женщины часто говорят на личные темы — рассказывают про своих детей, мужей, любовников. Если человек хочет пообщаться, сам начинает делиться.
Даже не подозревала, что в миллионном городе можно встретить одного и того же пассажира. Было такое, что одну и ту же девушку я подвозила несколько дней подряд.
Иностранцы среди пассажиров были — китайцы, американцы. Чаще всего они либо с сопровождающим, либо для них вызывают машину, организовывают поездку заранее.
Перед Новым годом, помню, была интересная акция UberELKA — собрали водителей, у которых большие машины, кроссоверы, попросили развозить людям елки. И знаете: кто шоколадку подарит, кто чем-то угостит, все с Новым годом поздравляют — так приятно было!
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.