Ростовская культурная среда никогда не была разбалована обилием негосударственных театров и театральных проектов. Периодически они появляются, но часто не выдерживают трудностей и закрываются. Ростовский независимый драматический театр просуществовал три года — с 2013-го по 2016-й, лауреат «Золотой маски» Театр 18+ работал с 2013-го по 2020-й год, но все равно закрылся. Стоит отметить, что на спектакли этих театров билеты продавались отлично, интерес публики был на лицо, однако творческие организации не выдержали бремени финансовых затрат. В результате на смену полноценным репертуарным театрам в Ростове все чаще и чаще приходят театральные проекты, реализованные на площадках креативных пространств города.

«Частных театральных проектов в Ростове мало, а я создам свой»

Режиссер и актер Андрей Бахарев родом из Екатеринбурга. Приехав в 2017-м году работать в Молодежный театра Ростова он удивился: частных театров, театральных площадок и интересных спектаклей в городе оказалось маловато. Тогда Бахарев решил поставить что-то свое.

«Мой первый спектакль  Медея по трагедии Сенеки я показал в виде эскиза в 2019-м году на сцене Молодежного театра. Но он не подходил под репертуарную политику Молодежного, поэтому мы сменили площадку. Теперь он идет в Макаронке. Правда, сейчас редко, потому что главную роль исполняет Елена Пономарева, а она переехала учиться в Москву»,  рассказывает Бахарев.

 

Два других своих спектакля начинающий режиссер поставил даже не в частном театре, а на площадке креативного пространства D30 на Донской.

Андрей Бахарев // фото: Инстаграм Андрея Бахарева

«Креативное пространство  место реализации идей единомышленников»

«Так получилось, что мне предложили здесь, в D30 реализовать свои творческие замыслы. И все совпало: нашлись единомышленники, сформировалась команда, которая всегда поможет, еще и безвозмездно,  делится Андрей Бахарев.  Конечно, здесь, к сожалению, не самое приспособленное место вообще для театра. Нет гардероба, зрители собираются перед началом спектакля в кафе».

Спектакли проходят в небольшом помещении театральной студии заслуженного артиста России Николая Ханжарова. Сама покупка билетов и посещение театра  небольшой квест. Все билеты именные, списки посетителей сверяют на входе и запускают внутрь кафе. Ощущения некой сакральности особенно усиливается, когда зрителей рассаживают по периметру сцены  артисты уже сидят на белом кубе, отделенные от публики только прозрачными перегородками. Это  второй спектакль Андрея Бахарева по мотивам рассказа Михаила Булгакова «Морфий».

Третья режиссерская работа Бахарева  иммерсивный спектакль «Слепые» (иммерсивный  создающий эффект погружения  прим.ред) по пьесе Мориса Метерлинка. Его играют в теплое время года, так как действие происходит во дворе D30 и на улицах Ростова.

Нет грантов, но есть единомышленники

Первоначально идея поставить знаменитый рассказ Булгакова пришла к актеру Молодежного театра Александру Гайдаржи.

«Так вышло, что я подошел к Андрею Бахареву с идеей поставить спектакль Морфий. Андрей играл бы там главную роль. Как все это сыграть точно представления не было, была полумысль. И вот что-то попробовали сыграть, я посмотрел на это и стал думать. В итоге понял, что, так как я хочу сделать в этом спектакле, это мне трудно будет объяснить другому, лучше сделаю это сам в роли актера. А дальше все понеслось: куб, стекла  это уже все Андрей придумал»,  рассказывает исполнитель главной роли.

Александр Гайдаржи // фото: Инстаграм Александра Гайдаржи

При это Александр признается: ставить спектакли думал и раньше, написал несколько писем на получения гранта в СТД.

«Мне всегда не везло с грантами. Один раз отказали из-за того, что у меня немосковское образование, в другой раз еще по какой-то смешной причине. И для постановки Морфия у нас не было денег и не было площадки, где это можно было бы реализовать. Коллектив D30 нам помог»,  делится Александр Гайдаржи.

«Я сначала много сомневался, но в итоге билеты раскупают очень быстро»

Андрей Бахарев признается: было много сомнений, потому что текст булгаковского рассказа отнюдь не лучший материал для постановки в театре, он не сценичен.

«Это не пьеса, это просто дневник и размышления человека, которые ты читаешь. И, кстати, прочитать его можно гораздо ярче, чем изобразить, — рассуждает режиссер спектакля. — Каким-то чудом у нас получилось что-то сделать, но изначально я был очень сильно не уверен во всем этом, до самого последнего, пока у нас не появился зритель, пока мы не начали показывать. Думал, что ничего не получится. Большая благодарность Ольге Царицыной и Карине Погосовой из школы танца «Кувырком» за их хореографию для спектакля, а также большое спасибо Саше и Соне (актеры спектакля «Морфий»- Александр Гайдаржи и София Львова  — прим.ред.), которые все это реализовали».

Несмотря на сложный для постановки материал и пока еще небольшой режиссерский опыт Бахарева спектакль пользуется хорошим спросом у зрителей. Билеты нужно покупать заранее, попасть на спектакль не так-то просто.

«Это может быть очень интересной творческой площадкой»

Директор и руководитель креативного пространства D30 Сергей Зуев говорит, что интерес к театру и самобытным проектом в Ростове есть. При том совсем недавно заработало новое место для реализации творческих идей ростовчан.

«Осенью мы открыли «Чурилин-Центр» — новое креативное пространство в здании бывшей макаронной фабрики в переулке Островского. Это красивое здание ХIX века с общей площадью в 3000 квадратных метров. В его подвале, который не используется со времен Революции 1917 года, мы планируем сделать независимую театральную площадку. Там смогут самовыражаться творческие единицы нашего города», — рассказывает Зуев.

Сергей Зуев // фото: Инстаграм Сергея Зуева

Сейчас в подвале располагается объединение художников и творческих людей — Арт-Базар. Сергей Зуев говорит, что прийти с предложением поставить что-то свое туда может каждый. Пространство достаточно большое — подвал занимает 300 квадратных метров и имеет семиметровые потолки.

При этом креативное пространство D30 продолжит радовать зрителей независимыми театральными проектами. Этой зимой ожидается премьера: новую работу по пьесе драматурга Павла Пряжко представит хорошо известный ростовскому театральному зрителю по спектаклям в Театре 18+ режиссер Герман Греков.

 

 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.