Бывшая стюардесса авиакомпании «Донавиа», ростовчанка Юлия Селиверстова, открывает в Ростове школу по борьбе с аэрофобией «Открытое небо». По словам начинающей бизнес-леди, в России летать боятся 40% людей, однако с этими страхами нужно обязательно бороться. Почему аэрофобы опасны на борту самолета, как будет работать школа «Открытое небо» и кто боится летать больше всего, Юлия Селиверстова рассказала в интервью «Городскому репортеру».
— Юлия, расскажите, пожалуйста, как долго вы работали стюардессой? Как вообще вы попали в эту сферу?
— Мой опыт работы стюардессой — пять лет, точное количество часов налета не скажу, но это где-то 3–4 тысячи. Стать стюардессой я никогда не мечтала — совершенно случайно услышала объявление по радио о приводящемся кастинге в авиакомпанию «Донавиа», прошла конкурс, отучилась и поступила на работу. Но сейчас в связи с тем, что «Донавиа» в числе других компаний вошла в состав авиакомпании «Россия», в Ростове остался очень маленький филиал, и нам предложили переехать для работы в Санкт-Петербург или Москву. Многих коллег, в том числе и меня, такой вариант не устроил. Плюс, конечно, я не рассчитывала долго работать стюардессой — эта работа связана с постоянным отсутствием времени.
— Когда у вас появилась идея открыть свою школу по борьбе с аэрофобией?
— Идея появилась, еще когда я работала стюардессой. Я часто наблюдала за тем, как люди боятся летать, могут даже плакать. Однажды на борту была семья с тремя детьми. Они сели на два параллельных ряда, папа достал большую икону, они взялись за руки и молились. Конечно, мы обратили на это внимание, подошли к ним, чтобы выяснить, что происходит, попытались их успокоить, но они так и сидели весь рейс. Хотя после полета глава семьи подошел к нам и поблагодарил за помощь.
— Есть ли у бортпроводников какие-то специальные инструкции на этот счет — когда аэрофобы начинают сеять панику?
— Кстати, тем и опасны люди, страдающие аэрофобией, — они могут абсолютно не контролировать свои действия. Однажды в авиации был случай, когда человек настолько боялся лететь, что пошел в туалет и через какое-то время вышел оттуда абсолютно голым. Может быть и более опасная реакция: пассажир может кричать и сеять панику, такие моменты, конечно, могут угрожать безопасности полета. Четко определенных правил на этот счет нет — ты действуешь, исходя из конкретной ситуации. Можно помочь разговорами, мы часто сидели с пассажирами, успокаивали их буквально до касания самолета с землей. Конечно, это помогает.
— Есть ли в России подобные школы?
— В Москве с 2007 года работает центр «Летаем без страха», а больше подобных школ нет.
[quote_center]За границей, кстати, это практикуется, причем давно и успешно. В России почему-то нет. Но я полагаю, что ввиду нашего менталитета. У нас не принято обращаться за помощью к психотерапевту.[/quote_center]
Я согласна с исследованием голландских коллег: они пришли к выводу, что с момента, когда у человека появляется страх полетов, до момента, когда он обращается за помощью к специалисту, проходит порядка 7,5 лет. Все это время идет развитие фобии. Если в начале ее не подавить, то она будет только прогрессировать, и справиться с этим будет труднее.
— А есть ли данные о том, сколько человек боятся летать?
— По статистике порядка 80% людей в мире боятся летать. В России — около 40%, из них ярко выраженных аэрофобов — около 25%.
— Какие причины вызывают аэрофобию?
— Этот вопрос этот очень многогранный: аэрофобия возникает у всех по разным причинам. У одних — из-за каких-то психологических надломов, у других — развивается из-за стрессов. Кроме того, человек может бояться замкнутого пространства, отсутствия возможности что-либо контролировать в процессе полета или высоты — у каждого есть определенный набор жизненных аспектов, которые могут вызвать страх. Этот набор может состоять у одного человека и из 30 пунктов — все очень индивидуально.
— А кто больше боится летать — мужчины или женщины?
— Конечно, женщины боятся больше. Согласно статистике у пожилых людей практически не встречается фобий — это обусловлено гормональным аспектом. Именно этим объясняется и то, что женщины подтверждены фобиям больше, чем мужчины, — любым страхам, в том числе и аэрофобии. Плюс ко всему, у людей, страдающих фобиями, очень развито воображение. А у женщин с этим все в порядке, как известно.
— Когда школа «Открытое небо» начнет работу? Как будут проходить занятия?
— Мы планируем, что занятия начнутся в конце апреля-начале мая. Обучение будет проходить в течение двух дней. В первый день запланирована работа командира-инструктора — моего коллеги, который тоже остался без работы. Он имеет 10,5 тысяч часов налета, 7,5 тысяч из которых он летал в качестве командира воздушного судна. Опытный командир расскажет, как устроен самолет, по какому принципу он летает, что такое турбулентность, почему трясутся крылья во время полета. Многие, кстати, спрашивали, почему трясутся крылья и не отпадут ли они.
[quote_center]Такие пассажиры не проявляют свой страх, но из этих вопросов можно сделать вывод, что они тоже боятся. Недостаток информации, естественно, рождает фобии.[/quote_center]
— Что запланировано во второй день обучения?
— Во второй день к нам присоединится дипломированный психолог. Когда я предложила ей поработать в нашей школе, она заинтересовалась и рассказала, что после мартовской авиакатастрофы в Ростове ей за день позвонили 40 человек. Много людей сдавали билеты на свои рейсы и отказывались лететь — такой уровень накала.
— Вы сами будете принимать участие в занятиях?
— Да, я планирую выступить в первый день — расскажу, чему учат бортпроводников, и что даже если случится одна на 14 миллионов ситуаций, то вам окажут помощь грамотно обученные профессионалы. Конечно, всем специалистам в нашей школе можно будет задать любые вопросы, психолог будет работать с каждым, чтобы выяснить причину страха и побороть его.
— Какое количество человек в группе будет максимальным? Есть ли возрастные ограничения?
— Максимально — 15 человек. Не думаю, что дети смогут понять такую информацию, а вот за подростков смело можно браться. Думаю, что психологу даже легче будет работать — у них гибкая психика и начальная стадия фобии.
— Сколько будет стоить обучение? Как вы думаете, будет ли школа востребована?
— Обучение будет стоить 4 тысячи рублей. Записаться на занятия и узнать подробности можно в социальных сетях, в аккаунтах нашей школы. Невозможно предугадать, будут ли востребованы такие занятия, но люди уже интересуются: один мужчина написал, что обязательно приведет к нам свою жену, потому что ее боязнь летать уже превращается в проблему.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.