Виктор Терещенко: «Мы создаем новый тип городской остановки»

Виктор Терещенко // Фото предоставлено компанией "Юрос"

В Ростове начали монтировать новые остановочные комплексы, которые будут оборудованы бесплатным Wi-Fi, книжными полками, велопарковкой. На остановочном комплексе будут работать кофейни и закусочные мини-формата. Реализует проект компания «Юрос», руководитель которой Виктор Терещенко рассказал, для чего Ростову новые остановки, за чей счет ведутся работы и как планируют украшать остановки в Ростове.

— Виктор, когда вам пришла идея обустроить остановочные комплексы в Ростове?

— По стечению обстоятельств нам досталась компания, у которой с администрацией Ростова были заключены долгосрочные договоры аренды земельных участков для размещения торгово-остановочных комплексов. Это была обычная коммерческая компания, ни в коем случае не аффилированная, просто что-то у нее пошло не так, работа не удалась. А мы решили привести остановки в порядок и использовать арендуемые земли по назначению, реализовав свои права. Решили сделать остановки, которые могут стать значительно лучше, чем все то, что раньше можно было увидеть в нашем городе.

 

— Когда вы планировали строить остановки нового типа, вы ориентировались на какой-то опыт?

— Конечно, мы изучали российский и европейский опыт установки остановочных комплексов. У нас в регионах много хороших примеров.

[quote_center]Где-то есть остановки с торговлей, интернетом, где-то — с информационными табло, где-то — с книжными полками. Но так, чтобы было все вместе, такого пока не было нигде.[/quote_center]

— На остановках будет раздаваться интернет?

— Да, наши комплексы оборудованы бесплатным Wi-Fi. Жители иногда жалуются на то, что при подключении требуется верификация, люди думают, что их будут засыпать рекламой, не хотят сообщать свой телефонный номер. Но это не наша идея. Так требует законодательство, мы должны верифицировать абонента, это в том числе защита от угрозы террористических атак. Для того, чтобы человек мог воспользоваться бесплатным Wi-Fi, ему нужно пройти регистрацию. Это необходимо сделать один раз, после этого на всех наших остановках он сможет выходить в интернет на нормальной скорости.

— Что кроме интернета будет на новых остановках?

— На каждой остановке будет установлено информационное электронное табло. Сейчас на нем можно увидеть, какое расстояние осталось проехать автобусу или троллейбусу до прибытия на эту конкретную остановку. Сейчас оно работает в тестовом режиме. В перспективе мы планируем выводить на табло информацию о времени прибытия транспорта. Это сложнее и требует доработки программной составляющей, замены «железа» интеграции с известными навигационными сервисами. В реализации проекта нам помог город. Все автобусы и троллейбусы оборудованы трекерами системы ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать их местоположение. Это дорогостоящая система и нашей фирме без помощи города было бы невозможно справиться. Человек, стоящий на остановке, будет точно знать, сколько ему еще предстоит ждать транспорт. В это время он сможет выпить кофе или полистать книгу с книжной полки на остановочном комплексе.

//Фото предоставлено компанией "Юрос"
//Фото предоставлено компанией «Юрос»

— То есть, книги у вас тоже будут?

— Конечно. Полка с литературой будет обязательно. Это проекту мы дали условное называние «Доступная литература». Сейчас мы начали размещать поверхности на которых вместо обычной рекламы в местах ожидания транспорта можно прочесть отрывки из произведений российских и советских классиков, в художественном оформлении. Кроме того, остановки в центре Ростова будут посвящены конкретным писателям и поэтам. Сейчас мы заканчиваем монтировать остановку на пересечении проспекта Ворошиловского и улицы Горького. Она будет посвящена Максиму Горькому. Будет несколько «фишек», посвященных писателю, например, цитаты из его произведений украсят торгово-остановочный комплекс. Возможно, для кого-то, кто их прочтет, они станут поводом задуматься или улыбнуться.

— Вы планируете украшать остановки какими-то изображениями?

— Да, у нас есть такие планы. Мы работаем с молодыми художниками, дизайнерами. Заднюю стенку остановки на Горького мы оформили известной фотографией, на которой писатель изображен вместе со Станиславским и Качаловым. За каждой остановкой мы будем закреплять молодого художника, который займется ее оформлением. Сейчас мы открыты для сотрудничества и готовы обсуждать каждый проект, который нам приносят. Мы можем дать молодежи свободу выражения, единственное условие — мы не будем платить художникам за работу. Предоставим все необходимые материалы, но денег не будет. Это возможность реализовать свой потенциал и сделать что-то для города, в котором они живут.

— Вы планируете использовать граффити для оформления остановок?

— Нет. Это единственный стиль, который мы использовать не планируем.

[quote_center]Мы решили для себя, что рисунки на остановочных комплексах должны быть все же в каком-то из привычных людям стилей. Тем более архитектура Ростова, особенно в центре города, требует классики.[/quote_center]

— Есть ли постоянные дизайнеры, с которыми вы работаете?

— Мы давно работаем с компанией «Жмек дизайн». Они помогли нам разработать единый дизайн-код для всех остановок, которыми мы управляем. В дизайн-код входит обязательная визуализация арендаторов, которые работают на остановке, установка информационного табло, транслитерация названия остановочного комплекса для иностранных граждан.

— Почему была выбрана транслитерация, а не дословный перевод?

— Я знаю, что многие ростовчане высказывали свое недовольство тем, как мы написали название остановки на площади Карла Маркса. Но здесь мы консультировались с филологами ЮФУ, и они нам рассказали, что именно транслитерация является приемлемой в нашем случае. Если название остановки написано на латинице, любой иностранец сможет произнести его вслух, а житель Ростова сможет подсказать, как добраться до этого места, потому что он поймет, о чем идет речь.

— Как насчет рекламы? Она будет размещена на остановке?

— Да, реклама будет, но основная часть будет социальной. Разумеется, нам не удастся обойтись без коммерческой рекламы вообще, но она будет не в том объеме, в каком она есть на ростовских остановках сейчас. Вся реклама должна выглядеть красиво и эстетично.

//Фото предоставлено компанией "Юрос"
//Фото предоставлено компанией «Юрос»

— Не боитесь вандалов?

— Не боимся точно, но мы уже успели с ними столкнуться. Так, на одной из остановок мы высадили пять туй, а к утру четыре из них кто-то забрал.

— Данные с камер наблюдения не помогли поймать вора?

— Мы не стали искать того, кто украл деревья. Камеры могут помочь в том случае, когда рядом с остановкой совершено более значительное преступление, а туи пусть останутся на совести тех, кто их унес.

— Остановки будут посвящены только писателям и поэтам или есть еще какие-то планы?

— Не только.

[quote_center]На проспекте Космонавтов мы будем устанавливать остановку, которую планируем посвятить первому космонавту Юрию Гагарину. Это важно, эти российские достижения достойны того, чтобы о них помнили.[/quote_center]

— Вы планируете установить одну из тематических остановок на проспекте Космонавтов. Знаете ли вы о том, что его собираются частично переименовать? Как вы относитесь к этой идее?

— Я против переименования уже существующих улиц. В городе строятся новые микрорайоны, в которых много улиц. Им можно давать имена известных ростовчан, благо, достойных людей у нас в городе очень много.

— У вас в аренде 40 участков под остановочные комплексы. В каких районах они расположены?

— Наши остановки стоят практически в каждом районе города. Не охвачена только Александровка.

— Кого вы планируете привлечь в качестве арендаторов? Это будут известные компании или вы предпочитаете делать ставки на молодых предпринимателей?

— На самом деле, мы очень трепетно относимся к арендаторам, они должны быть ответственными. Если это кафе, то оно должно использовать только качественные продукты, которыми жители и гости города не отравятся… А вообще, работа с арендаторами, как может показаться, совсем непростая.

— То есть шаурма, которая продается на ЦГБ, у вас не появится?

— Нет, шаурма и чебуреки — это, все же, не наш товар. Я не говорю, что в шаурме что-то плохое, но любой продукт должен быть качественным. Кроме того, еда должна быть хорошо оформлена, должна быть красивая подача.

[quote_center]Среди арендаторов очень много региональных компаний. Я знаю, что они используют продукты, выращенные в Ростовской области. Они платят налоги в бюджет региона, и это тоже хорошо.[/quote_center]

— Есть ли товары, которые никогда не будут продавать на ваших остановках?

— Мы не будем сдавать помещения под пивные ларьки. Это под запретом. Сложнее с табачной продукцией. Табак — это иногда неотъемлемая часть жизни человека. Если кто-то не курит, то это, конечно, хорошо. Но если человек курит, то это его осознанный выбор. Табачная продукция есть, но в качестве сопутствующей.

— Сколько рабочих мест появится с введением ваших остановок?

— Сейчас уже создано около 100 новых рабочих мест. Когда проект будет реализован полностью, появится около 450–500 рабочих мест.

— Когда вы планируете завершить проект?

— Я думаю, мы успеем сделать это до конца 2017 года. Хочется успеть сделать город лучше к чемпионату мира по футболу 2018 года.

— В интернете, когда шло обсуждение остановки на пересечении Ворошиловского и Горького, ростовчане говорили, что нет особого смысла в таком оформлении остановки. До конца маршрута ехать всего пару остановок, есть ли смысл размещать здесь кофейню?

— Смысл определенно есть. Кроме пассажиров, которые выходят и заходят в транспорт на этой остановке, есть те, кто просто гуляет по ростовским улицам. Кроме того, человек может утром опаздывать на работу, выбежать на остановке, купить кофе, какую-то булочку и съесть их по дороге.

[quote_center]Мы создаем новый тип городской остановки. Вокруг наших комплексов люди могут собираться и без необходимости куда-то уехать. Кроме того, напомню, что торгово-остановочные комплексы устанавливаются на земельных участках, которые находятся в аренде у нашей компании, а не там, где мы захотим.[/quote_center]

— Насколько хорошо налажена уборка остановок?

— Три-четыре раза в неделю клининговая компания убирает территорию. Раз в квартал будет проводиться генеральная уборка, павильон будут вымывать основательно. Я иногда вижу пакеты с мусором рядом с остановочными комплексами, это неприятно, хочется, чтобы у нас такого не было. Это же личная ответственность каждого ростовчанина. Жалко, что не все это понимают.

//Фото предоставлено компанией "Юрос"
//Фото предоставлено компанией «Юрос»

— Проект с созданием новых остановок реализуется за счет вашей компании или есть помощь городской администрации?

— Это исключительно коммерческий проект, финансово нам никто не помогает. Мне кажется, в городе достаточно проблем, на которые деньги будут выделяться из бюджета, а здесь мы все делаем своими силами. Администрация использует в Ростове очень правильную тактику: там, где она может, она привлекает коммерческие деньги для создания комфортной городской среды. Все остановки, которые существуют в городе, построены компаниями за собственные средства. На создание одного остановочного комплекса нам необходимо направить не менее нескольких миллионов рублей. Мы перекладываем плитку, меняем асфальтовое покрытие там, где оно этого требуется, монтируем пандусы. Мы делаем это, чтобы люди почувствовали себя комфортно.

— Когда примерно может окупиться этот проект?

— Окупаемость проекта от пяти до восьми лет. Помимо основных затрат, мы платим аренду в городской бюджет.

— Кто-то из ваших коллег решил повторить ваш опыт и делать остановочные комплексы по вашему образцу?

— Нет. Это вопрос концепции развития города. У администрации не было желания развивать именно такой формат остановок, они планировали делать это несколько иначе. Город хотел просто убрать ларьки и торговлю с остановок. Но наши права возникли еще до подобных стратегических решений города. А мы показываем, что нормально оформленная и красиво выглядящая торговля может сделать остановку привлекательной. Конечно, речь не идет о пивных ларьках или продуктовых магазинах.

— Как обстоит вопрос с озеленением остановочных комплексов?

— Озеленение также прописано в нашем дизайн-коде. Оно будет стандартным на всех остановках. Мы будем использовать вертикальное и горизонтальное озеленение. Так, на многих остановках в центре будут установлены туи в кадках. Кстати, кадки весят 240 кг, чтобы никто не мог их унести. Будем практиковать сезонное озеленение.

— Не планируете к чемпионату сделать тематическую футбольную остановку?

— Нет, мы поступим иначе. На каждой остановке у нас отведено место для социальной рекламы. Мы даже готовы за свой счет печатать рекламные плакаты. Мы уже сотрудничаем с обществом по профилактике инсульта или с обществом, которое занимается борьбой с наркоманией. Я думаю, мы также сможем размещать плакаты, пропагандирующие спорт и здоровый образ жизни на своих остановках.

— Насколько вы готовы принимать предложения от ростовчан?

— Мы открыты для жителей города. К нам обратились велосипедисты, попросили сделать велопарковки, мы пошли им навстречу. Обратилась одна девушка, она попросила установить на остановках зеркала. Это было рискованно, потому что их могли разбить. Но мы нашли другой выход: вместо зеркала будет светоотражающая пленка, в которой человек сможет посмотреть, как он выглядит. Если нам предложат еще что-то полезное, обязательно воплотим это в жизнь.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.