Такой жанр фотографии, как фуд-съёмка, появился на фоторынке относительно недавно и сразу же заполонил социальные сети и торговые площадки. О том, как сделать кадр «вкусным», чем дополнить еду на фото, и почему Instagram способствует развитию фуд-фотографии, рассказала ростовский фотограф Вера Шварцбург.
— Как давно ты занимаешься фотографией и почему решила заняться фуд-фото?
— Не так давно я давала интервью на радио, и когда мне задали этот вопрос, я поняла, что не помню, сколько же я уже снимаю, кажется, три года. А фуд-фотографией я начала заниматься потому, что обратила внимание, что среди всех фото, которые я встречаю в сети, мне больше всего нравятся фотографии еды. Кроме того, мы с мужем вегетарианцы, и когда я начала интересоваться вегетарианской кухней, поняла, что в России очень мало сайтов подобной тематики, а если они и есть, то фотографии блюд там, мягко говоря, не очень аппетитные. Так что, изначально толчком к занятиям фуд-фотографией стало желание сделать свой кулинарный сайт с красивыми снимками, глядя на которые вам бы захотелось попробовать эту еду.
— А для кого ты сейчас снимаешь?
— Пока я снимаю в основном для себя. Сайт мы действительно сделали, но он отнимал у нас очень много времени и сил. Поэтому мы с мужем завели аккаунт в Instagram, на сегодняшний день это самая удобная площадка для продвижения, особенно если речь идёт о визуальном контенте. Честно говоря, я пока не знаю, чего я хочу добиться в итоге из всего этого, но я бы точно хотела в дальнейшем заниматься рекламной фуд-фотографией и, может быть, издать свою кулинарную книгу, большую и красивую, с массой авторских рецептов.
— Насколько сейчас популярен такой жанр, как фуд-фото, и кто в нём в первую очередь заинтересован?
— Если говорить именно о коммерческом использовании, то заинтересованы в таких фотографиях либо фотостоки, на которых продаются картинки для наполнения сайтов, либо рестораны и кафе.
Раньше еду для ресторанов снимали строго на белом фоне, но сейчас тенденции изменились, и рестораторы приветствуют более креативный подход. Ведь важно не просто сделать информативный снимок, необходимо создать атмосферу вокруг блюда.
— Чем тебя привлекает фуд-фотография, и есть ли какие-то предпочтения в этом жанре?
— Я очень люблю готовить и делаю это хорошо, по крайней мере, так считает мой муж. А если ты фотограф и при этом любишь проводить время на кухне, то фуд-фотография рано или поздно тебя настигнет. В съёмке еды мне нравится, что всё зависит от меня. Когда снимаешь портрет, то на конечный результат влияет и настроение модели, и её умение работать перед камерой, и визажист со стилистом, которые создают образ, и даже банальная погода. А в фуд-фотографии ты всё создаёшь сам, и мне это нравится. Я не командный работник, я люблю отвечать за всё. Я снимаю в стиле «low-light», мне нравятся фотографии с меньшим количеством света на тёмном фоне, потому что, как мне кажется, они передают атмосферу уютного дома, где царит вечерний полумрак, где готовят вкусную еду и где живут люди с историей.
Вообще, фуд-съёмка имеет много жанров и направлений. То, в котором я работаю, можно назвать «рустик». «Рустик» — это грубый деревенский стиль, который предполагает использование природных материалов, натуральных тканей, например, мешковины и льна, деревянных поверхностей, простой и незатейливой посуды, часто вылепленной вручную, и так далее.
— Как ты генерируешь идеи и откуда берёшь вдохновение?
— В фуд-фотографии сложно однозначно сказать, откуда берётся вдохновение. Я смотрю много чужих работ, однако сказать, что я беру идеи из увиденных картинок, нельзя. Идеи приходят внезапно и часто зависят от того, что из ингредиентов ты можешь достать в данный момент. Например, если сейчас сезон малины, то я буду делать съёмки с малиной. Я вообще очень люблю ягоды — и на вкус, и с эстетической точки зрения. Часто бывает, что ты просто идёшь по рынку, видишь какой-то интересный и красивый фрукт или овощ и дальше уже по ходу придумываешь, как его приготовить, с чем он может сочетаться, и как создать вокруг него нужную атмосферу.
— А как ты всё это воплощаешь в жизнь с технической точки зрения?
— Я сознательно не использую искусственное освещение, потому что свет из окна, с которым я снимаю, более натуральный и красивый. У меня много фонов для съёмки: какие-то мы сделали вместе с мужем, что-то мне дарят друзья. Да и реквизита для фуд-фото много не бывает: то найдёшь какую-нибудь красивую тарелку, то старую заварочную ложку где-нибудь на блошином рынке. Я не люблю новые вещи, только из магазина, у них нет истории, и на них нет печати времени. И фотографии, где всё новенькое и аккуратненькое, с только что содранной этикеткой, выглядят неестественно, как лица в глянцевом журнале. Поэтому блошиный рынок — просто рай для меня, там можно найти вещи, которые уже прожили долгую жизнь, ими пользовались, их любили, они выглядят живыми, хоть и не такими аккуратными, как новые. Так что, я могу просто подойти к бабушке, которая продаёт старые книжки и туфли, разложенные на земле, и спросить, нет ли у неё старых разделочных досок или интересной чайной ложечки.
На самом деле, если ты искренне хочешь чем-то заниматься, то достаточно просто посмотреть по сторонам, и ты обнаружишь тысячи возможностей.
— Что нужно сделать, чтобы кадр был «вкусным»?
— Есть много правил «вкусной» фотографии, и вот основные из них: во-первых, важно уметь красиво сервировать, ведь даже самая вкусная еда, как попало наваленная в миску, будет смотреться неаппетитно. Во-вторых, не стоит накладывать на тарелку слишком много. В-третьих, всё должно быть максимально свежим, только что приготовленным. Если зелень немного завяла, её можно реанимировать в тазике с ледяной водой, замороженные ягоды смотрятся не хуже свежих, а любое даже самое скучное блюдо можно украсить свежей веточкой пряной травы. Кроме того, еду лучше снимать с тёплым балансом белого на фотоаппарате, потому что холодные оттенки вызывают ощущение, что еда несъедобная. Ну и конечно, важно иметь под рукой вещи, с помощью которых можно создать в кадре историю, это может быть льняная салфетка, старая книга, поднос, моток грубых ниток или даже живые цветы в горшке.
— Насколько ты критична к своему творчеству?
— Очень критична. Мне редко нравится то, что я делаю. Но в съёмках еды это проявляется намного меньше, чем в работе с людьми, потому что с едой сложнее сделать ошибки и есть больше времени для размышлений. Еду не нужно располагать к себе, как людей, чтобы они раскрылись на съёмке и чувствовали себя комфортно. Еде всегда комфортно с тобой.
— Как ты думаешь, не дискредитируют ли жанр фуд-фотографии пользователи Instagram?
— Конечно, нет. У каждого своя цель, и если так судить, то вообще любая профессиональная фотография может быть дискредитирована пользователями Instagram. Но этого не происходит. Наоборот, сегодня продвинутые пользователи развиваются, и вы можете найти много Instagram-аккаунтов с потрясающими снимками, сделанными на телефон. Это вовсе не лишает работы профессиональных фотографов, это просто ещё одна ветвь развития профессии. Многие конкурсы современной фотографии создают специальную категорию для тех, кто фотографирует на свой смартфон.
— Как развивается этот жанр в России и за рубежом? И как с этим в Ростовской области?
— Честно говоря, я мало что об этом знаю, по крайней мере, по поводу Ростовской области. Я видела у нас работы одного или двух фуд-фотографов, это не такой популярный жанр, как, скажем, портреты, свадьбы или те же сказки. В России этот жанр сейчас развивается очень быстрыми темпами, но копирует запад. И это относится в целом к российской фотографии, не только к фуд-фото. Например, на западе сменили деревянные фоны на фоны из крашеного бетона, и у нас сейчас это начинает развиваться.
— Есть ли перспективы у фуд-фото как направления в России?
— Конечно, в нашей стране за последние несколько лет появилось много замечательных фуд-фотографов, и их снимки легко могут соперничать с зарубежными. Открылось много журналов, в которых фуд-фотографы могут проявить свои умения, в том числе потрясающе красивое и популярное издание «RussianFoodie». А главное, в России, как и в любой стране мира, есть огромное количество кафе, баров и ресторанов, которым нужна красивая и качественная реклама, меню, буклеты, флаеры, а значит, фуд-фотографы без работы точно не останутся.
— В каких жанрах ты работаешь, помимо фуд-фотографии?
— Я очень люблю снимать сказки, но сейчас я очень загружена работой, и мне удаётся снимать сказки только в проектах. Этот жанр — очень затратный, и делать индивидуальные съёмки выходит совсем недёшево, но зато невероятно интересно. Ещё у меня есть один горячо любимый проект, который называется «Настоящий я». Изначально идеей этого проекта было показать, каким выглядит человек на самом деле, без огромного количества макияжа и фотошопа. Мы привыкли к глянцевым стандартам красоты, к журналам, где люди выглядят идеальными и пластиковыми. На этот проект я рекомендую моделям приходить в чёрной или тёмной и совсем простой одежде, чтобы она не отвлекала внимания от главного, совсем без макияжа и сложных причёсок, чтобы отбросить всю наносную шелуху и увидеть человека реальным, живым и по-настоящему красивым.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.