Уличные арт-медиации  это тот формат экскурсий, который предполагает активное включение зрителя в интерпретацию и анализ произведения стрит-арт объектов. Здесь не только рассказывают «посмотрите направо, посмотрите налево», но и рассуждают с участниками об уличном искусстве, о вандализме, о городе. Одна из таких медиаций снова прошла на днях в центре Ростова.

Ничего страшного

Желающие больше узнать об уличном искусстве собрались вокруг кураторов художественной галереи «Ростов» и организаторов фестиваля уличного искусства «Ничего страшного»  Ирины Ровер и Марии Лаэды. Несмотря на ветреную и пасмурную погоду, все участники в приподнятом настроении, знакомятся друг с другом и общаются.

 

«В уличном искусстве нет ничего страшного. Многие говорят, что уличные художники  это вандалы. Мы же искренне считаем, что в уличном искусстве нужно разбираться, нужно уметь читать город. Художники  это не маргиналы. Это люди, которые имеют работу. Среди них и дизайнеры, и повара».

Маршрут начинается на Пушкинской, 161 рядом с арт-объектом ростовской художницы Кати Колыхалиной. Она примечательна тем, что сделана в нестандартной, редко используемой, технике: создание аппликации и их дополнение рисунками на стене. В работе задействованы цвета окружающей обстановки, вывесок и зданий, поэтому арт-объект хорошо вписывается в городскую среду. Случайный прохожий уже и не догадается, что раньше здесь была ночлежка для бомжей. Сейчас в центре Пушкинской это островок спокойствия, где можно остановиться, выпить кофе, сфотографироваться.

// фото: из личного архива Ирины Ровер

«Катя занималась этим арт-объектом вместе с ребятами из школы «Уличного искусства». Когда они делали эту работу, полиция хотела художников арестовать. Катя показала разрешение, но ей не поверили «Такого быть не может. В нашем городе не разрешают никому рисовать на улицах». Пришлось звонить в администрацию. Они быстро вмешалась и ребят отпустили»,  смеется Ровер.

По мере продвижения по маршруту встречаем работу Лиды Железняк. Она одна из первых, кто начал сотрудничать с кафе «Книжный». Ее работы  картины эпохи возрождения, немного переработанные в авторском стиле художницы. С этими работами было несколько случаев, когда их активно закрашивали.

Пацаны поняли, город  нет

Толпа людей, интересующихся творчеством, продвигалась вперед. Слушали интересные истории про публичную библиотеку, рассматривали работу Максима Сидорова  «Весна». На одном из зданий Университетского рассказывается история про общение человека с природой, с городом. Если посмотреть на темные элементы, то это как раз город, которому сложно, но он старается сохранять связь с природой.

// фото: из личного архива Ирины Ровер

Остановившись возле ЗАГСА, кураторы обратили внимание на витраж помещения. Неизвестно, какого года работа, но это хороший пример паблик-арта. Ровер пояснила разницу через слова питерского художника Максима Ива: «граффити сделал  пацаны поняли, город  нет. А стрит-арт все поняли, а пацаны удивились». Хорошо, когда в Ростове есть такие, совершенно прекрасные, образцы уличного искусства.

Экскурсия движется дальше. Слушатели фотографируют, задают вопросы, связанные с арт-объектами, авторами работ и отношениями с администрацией. Рассказывают истории. Среди них много творческих людей, в том числе и художников, поэтому трактовок одной и той же работы возникает немало, как и особенностей.

Сами кураторы арт-медиации отмечают не только большие яркие работы, но и незаметные, но вносящие свой вклад в стиль города арт-объекты. Старая мозаика на Университетском нестандартная, притягивающая взгляд, но что с ней будет дальше  неизвестно. Электрический шкаф, украшенный в стиле Макса Сидорова, «и нарядный, и не выпадает из городского пространства» .

«В следующем году хотим сделать много маленьких работ по всему городу. Электрические шкафы, подстанции. Также в планах сделать Ростовский словарь, чтобы развить настоящих уличных художников. Напишем наши разные слова типа «жердела» и «кулек»» ,  отмечает Ровер.

На следующей остановке в основе анализа и интерпретаций легла работа Вадика Слуфа  практически первый арт-объект, который был нанесен в рамках фестиваля. Работа «Взросление» рассказывает как преодолеваются волны жизни. Она вписалась в креативное пространство, потому что сам этот кластер, как креативное взросление человека вместе с игрушками.

// фото: из личного архива Ирины Ровер

На арт-медиациях появляется возможность не просто прикоснуться к искусству уличного искусства, но и узнать истории создания и внутреннюю кухню:

«Каждая работа  мастер-класс по общению с людьми. Тянули электричество из подвалов переносками, спрашивали, у кого можно подключиться к розеткам. У бара арендовали стул. Получился краткий экскурс  как добыть все для фестиваля «Уличного искусства»,  вспоминает Лаэда.

Затронули и тему размещения детских рисунков на улицах города:

«Чтобы город развивался, детским рисункам не место на стенах, они должны быть на детских конкурсах, в галереях. Детей должны учить выставочной культуре. А из уличных рисунков нужно делать арт-объекты, как точки притяжения горожан»,  высказывает свое видение ситуации Ровер.

Открывать город заново

// фото: из личного архива Ирины Ровер

После экскурсии корреспондент «Городского репортера» отдельно побеседовала с Ириной Ровер об истории создания «Арт-медиации» и дальнейших планах по развитию проекта.

 Как проект зарождался, как появилась идея создать экскурсию в таком формате?

В каждом городе, где есть активное фестивальное движение, связанное с уличным искусством, проходят экскурсии по объектам фестивалей. В 2020 году к нам приезжал сотрудники Института исследования стрит-арта, которые проводили обучение для всех, кто хотел водить уличные экскурсии. В 2021 году к нам приезжал Алексей Шахов из Екатеринбурга и читал свою лекцию о том, как делать такие экскурсии и зачем они нужны. А этим летом к нашему проекту подключилась искусствовед, арт-медиатор Надя Ковалева. Она натолкнула нас на идею, что это должны быть не экскурсии, а арт-медиации. Собственно именно она и провела первые арт-медиации по уличному искусству в Ростове.

Как формировались экскурсионные маршруты? По какому принципу отбирались работы, каких авторов?

 Мы показываем объекты, созданные в рамках фестиваля уличного искусства «Ничего страшного», а также те объекты, которые созданы художниками  «от себя» и которые нам очень нравятся.

 Для кого подходят такие экскурсии? На кого ориентированы? Какую реакцию вызывают арт-медиации у людей?

 Мы приглашаем всех жителей и гостей нашего города. Всем очень нравится. Многие открывают для себя город заново, читая символы и знаки. На самом деле уличное искусство это обращение художников к городу.

 Есть ли планы по расширению проекта?

В следующем году мы будем опять проводить свой фестивали и в его рамках по плану запланировано не менее 30 экскурсий за лето.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.