Настасья Хрущева: «Выход «за пределы себя» все же произошел»

16 мая в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялась премьера скандальной постановки монодрамы «магбет»: именно так — с маленькой буквы и через «г» — пишется название экспериментального сочинения Настасьи Хрущевой на тексты Алексея Никонова. На филармонической сцене был представлен синтез творчества академического композитора и — неформального поэта, лидера панк-рок группы «Последние танки в Париже». В зале был переаншлаг: на этот раз помимо привычной академической публики в филармонию пришли панки — фанаты Никонова. Композитор Настасья Хрущева, автор музыкальной составляющей монодрамы, рассказала, как ей удалось сработаться с панком и почему филармония начала экспериментировать.

Какую же форму принял ваш синтез искусств?

Музыкальный жанр «магбета» может быть определен как мелодекламация: чтение текстов на музыку. Мы с Никоновом назвали это действо монодрамой — подразумевая, что в центре находится один персонаж, пусть и включающий в себя самые разные роли. В подзаголовке указано, что это монодрама «для Алексея Никонова и камерного ансамбля»: таким образом, я хотела подчеркнуть, что музыка писалась не просто для чтеца, а именно для Алексея Никонова — его манеры чтения и личности в целом. Поэтому Никонов выступает в данном случае не только в качестве автора текстов и чтеца, но и как своего рода музыкальный инструмент.

Алексей Никонов, Настасья Хрущева //Фото: Алексей Симоновский
Алексей Никонов, Настасья Хрущева //Фото: Алексей Симоновский

Как же встретились аспирантка консерватории и панк-рок музыкант?

 

Ирина Родионова (художественый руководитель Большого зала филармонии) инициировала проект OPEN DOOR, целью которого стало привлечение в филармонию совершенно новой публики. Для этого был организован и новый формат концерта, включающий не только музыку, но и ее обсуждение: дискуссию с привлечением экспертов из самых разных областей. К участию в нем приглашаются не только музыканты, но и поэты, художники, режиссеры — как молодые, так и маститые.

Кому пришла в голову идея иного «магбета»?

Генераторами идеи нашего с Никоновым сотрудничества выступили участники и координаторы проекта OPEN DOOR Мария Слепкова, Иван Соколов и Данил Вачегин. Последний из концертов был посвящен проблеме «массового» и «элитарного» искусства. Логичным продолжением этого стала идея соединения этих полюсов, сведения двух предельно контрастных сфер. Я как академический композитор должна была стать выражением «элитарного», а Алексей (больше известный как «Леха») Никонов — воплощать «массовое». Кстати, сам Никонов с удовольствием относит себя к массовой культуре, называет себя «поэтом улиц» и любит говорить: «я, как Марциал, читаю по кабакам!»

Алексей Никонов,скрипачки Анна Дмитриева, Евгения Зима и Александра Коробкина // Фото: Алексей Симоновский
Алексей Никонов,скрипачки Анна Дмитриева, Евгения Зима и Александра Коробкина // Фото: Алексей Симоновский

Для чего вообще филармонии такие эксперименты, неужели в культурной столице не хватает публики?

Конечно, не хватает молодой публики, да и в принципе публики. Есть такая проблема, причем не только в России, но и во всём мире — почитать Нормана Лебрехта, например. Есть определённая постоянная публика филармонии, но это в основном это особый, вымирающий вид петербургский интеллигенции.

 

Можно ли сказать, что в этом плане проект удался?

В этом смысле — конечно, на «магбет» пришло четыреста пятьдесят человек, притом, что в зале всего четыреста мест. Это была новая публика, состоящая в основном из поклонников Никонова. Если хоть один из них придет в филармонию еще раз — можно будет сказать, что мы работали не зря.

Сколько времени вам понадобилось для создания пятидесятиминутного спектакля?

Так получилось, что Никонов создавал тексты буквально за десять дней, я писала музыку за двадцать — невероятно малый срок для девяноста страниц партитуры, так что для меня эта работа стала настоящим испытанием на прочность. На репетиции у нас было пятнадцать дней. Огромная нагрузка упала на Александру Коробкину — первую скрипку, да и вообще от исполнителей требовалась сверхчеловеческая (почти макбетовская!) выдержка.

Настасья Хрущева //Фото: Алексей Симоновский
Настасья Хрущева //Фото: Алексей Симоновский

Как работалось с таким необычным коллегой?

С Алексеем мы сразу нашли общий язык: он послушал мою музыку, заинтересовался и быстро написал тексты специально для меня, да и я со своей стороны увлеклась его творчеством. Конечно, совместная работа была бы невозможна без выдержки, терпения и профессионализма замечательных исполнителей: скрипачки Александры Коробкиной, Анны Дмитриевой, Евгении Зимы и флейтиста Георгия Долгова — кстати, игравшего не только на флейте, но и на трех ее разновидностях: альтовой, басовой и пикколо.

Вы одинаково с Никоновым мыслили «магбета»?

У нас с ним получились два совершенно разных «магбета» — и это, наверное, хорошо. Никонов мыслит Макбета как ницщеанского сверхчеловека, для него он не преступник, а человек, который вышел за рамки добра и зла, преступил моральные законы. А я с другой стороны подошла. Перечитав пьесу Шекспира, я поняла, что там намного ярче представлено подсознание, чем сознание. То есть у Шекспира галлюцинации кажутся более реальными, чем то, что происходит на самом деле: так, призрак Банко у него реальнее, чем сам Банко. Вот этот прорыв бессознательного я и старалась выразить, используя при этом также оперу Верди: во всех вердиевских цитатах на первый план выводятся подголоски, аккомпанементы, фоновый материал.

Алексей Никонов //Фото: Алексей Симоновский
Алексей Никонов //Фото: Алексей Симоновский

Никонов совершенно по-своему трактовал известный сюжет, у него в тексте ссылок к самому Шекспиру нет. В музыке все наоборот, я выстроила форму монодрамы по модели шекспировского «Макбета»: каждый из ее двадцати восьми разделов отсылает к соответствующей сцене пьесы-то буквально, то косвенно, то иронически.

Ты писала музыку для «магбета» в собственном стиле или пришлось выйти за рамки?

Стилистически ни Никонов, ни я ничего не предпринимали специально для того, чтобы стать ближе сфере другого или потребностям публики. Перед нами как раз поставили задачу делать то, что мы обычно делаем — поэтому и получился такой контраст. Но, разумеется, выход «за пределы себя» все же произошел — хотя бы потому, что ни он, ни я ничего похожего никогда до этого не делали.

Кто ещё с вами работал над монодрамой?

С нами работал молодой режиссер Василий Заржецкий, студент Театральной академии, ученик Александра Петрова. Это очень интересный, нестандартно мыслящий человек, кстати, по первому образованию — филолог, специально занимающийся Шекспиром. Он нашел множество интересных решений — так, например, в процессе игры флейтист выходил в зал и садился на место, которое было специально зарезервировано «для Банко» — и играл свою партию из зала. На самом деле режиссура здесь требовалась минимальная — это больше инструментальный театр, часть которого была выписана мной уже в партитуре. В частности, я указала, что в момент убийства Банко, скрипачка должна играть вокруг шеи Никонова, буквально имитируя удушение.

Это была единственная постановка «магбета». Будете повторять?

Я бы, честно говоря, хотела, чтобы «магбет» так и остался «одноразовым» действом — в этом его смысл. Кроме того, в МЗФ мы этого уже не повторим, а вне стен филармонии теряется главный нерв постановки — сочетание массового и элитарного.

Для тебя существенна пропасть между академической музыкой и уличным стихом?

Я не думаю, что это очень далёкие сферы. Например, многие мои друзья давно следят за творчеством Никонова. С точки зрения геометрии — у академической музыки и роковой поэзии есть что-то общее: они равноудалены от попсы.

Пальцы панка на филармоническом рояле //Фото: Мария Слепкова
Пальцы панка на филармоническом рояле //Фото: Мария Слепкова
И все-таки — почему с маленькой буквы и через «г»?

Идею роковой ошибки, неверной интерпретации, ставшую у Шекспира двигателем сюжета, мы ввели в «магбет» на разных уровнях: отсюда искажения в вердиевских цитатах, хармовский «сбой в системе» и аберрации в самом названии — маленькая буква в начале и звонкая согласная в центре. «Магбет» стал «сбоем в системе» как для меня и Никонова, так и для филармонической публики — думаю, эта встряска пошла на пользу всем трем сторонам.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Предыдущая статья
Следующая статья

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ

В историческом здании на Садовой загорелся чердак

В Ростове вспыхнул пожар в доходном доме М.Л.Черновой на Большой Садовой.

В Ростове за ночь израсходовали 700 тонн реагентов

В Ростове коммунальщики использовали 700 тонн противогололедных материалов для обработки улиц и тротуаров

Ростовская область станет центром большого макрорегиона

Глава региона Юрий Слюсарь отметил, что Ростовская область становится центром большого южного макрорегиона.

Слюсарь приостановил проект «Ростовский трамвай»

Глава Ростовской области Юрий Слюсарь рассказал, что в настоящее время нет четкой концепции по проекту модернизации ростовской трамвайной сети.

В Ростове введен режим повышенной готовности из-за плохой погоды

В Ростове с 15 февраля введен режим повышенной готовности. В регионе ожидается мокрый снег, сильный ветер и дождь.

Скрябин побывал в Железнодорожном районе на месте падения обломков БПЛА

Александр Скрябин прибыл на место падения обломков БПЛА, вызвавших повреждение кровли частного дома

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ЕЩЕ НОВОСТИ