За последние три года многие стены таганрогских зданий были украшены знаменитыми лицами. Фаина Раневская, Антон Чехов, Екатерина II, Петр I, Юрий Дудь, Виктор Цой — вот лишь малый список героев, которые появились на улицах города. Теперь в Таганрог приезжают туристы не только, чтобы пройтись по Каменной лестнице или увидеть дворец Алфераки, но, и чтобы познакомиться с работами местного художника Антона Тимченко, выполненными в авторском стиле. «Городской репортер» поговорил с художником и узнал, каким образом выбирается место для новой картины, как реагируют на его творчество прохожие и как так получилось, что по работам Антона Тимченко уже делали экскурсию.
Художник Антон Тимченко специального художественного образования не получил — он закончил Институт радиотехнических систем и управления ЮФУ в Таганроге и стал специалистом по защите информации. Как признается, в школе и университете тоже не рисовал. Творчеством начал заниматься лишь в 28 лет — учился по открытым источникам в интернете.
Первую картину Антон Тимченко написал рядом с офисом своей работы. Это была Фаина Раневская с подписью «Я знаю самое главное: я знаю, что надо отдавать, а не хватать». Так как стена была кирпичная, он решил нарисовать ее пикселями. Таким образом появился новый метод художественной работы — пиксель-арт. Интересно, что вблизи рисунок кажется размытым — и только на расстоянии складывается в картину. Теперь в этой технике художник выполняет все свои работы.
— Начинать писать картины на улице было страшно?
— Нет, наверное, потому что это было соседнее здание, расположенное рядом с работой, и не фасадная стенка. Я просто выходил в свое свободное время и по чуть-чуть рисовал. Было даже интересно, как получится. Жаль, что позже рядом со зданием появилась пристройка, которая заслонила картину. Сейчас она практически закрыта.
— Работу вы согласовывали с администрацией?
— Раневскую я не с кем не согласовывал. Но получилось так, что она понравилась и администрации, и жителям. Со мной связались из комитета по архитектуре города и сказали, что такие работы надо согласовывать. Их нельзя просто так рисовать. После этого я начал все делать так, как надо.
Конечно, в основном стену мне предлагают люди, которые живут в этом же доме. При этом они уже знают, что хотят, чтобы я нарисовал. Иногда я предлагаю несколько вариантов. Жители сразу свою задумку обсуждают со старшим по дому, с ТСЖ или УК. Когда все согласны, начинается согласование с администрацией. Если же мне нужна какая-нибудь стена, то я сам стучась в первую попавшуюся квартиру, узнаю, кто старший по дому, рассказываю, кто я такой и чего хочу. Дальше все то же самое.
— Это долгий процесс?
— От недели до месяца, грубо говоря. В администрацию я подаю макет рисунка. И они мне его согласовывают или нет.
— А сколько по времени занимает одна работа?
— Всегда по-разному. Михалыча (колоритный житель Таганрога, сапожник — прим. ред.) я три дня всего лишь рисовал, Екатерину Великую — три недели, Антона Чехова и Фаину Раневскую — месяц. Длительность зависит от сложности рисунка, от его размера, от внешних условий, от исходного состояния стены.
Иногда, например, только подготовка стены занимает несколько дней: старую краску нужно убрать, вычистить, загрунтовать. Бывает, правда, что стена уже готовая, когда дом после капитального ремонта. Все новенькое, то есть ты приходишь и сразу рисуешь.
Кроме того, если у меня есть подъемник, то он очень сильно ускоряет работу. Когда ты сам, убирать и двигать баллоны с краской — это дольше намного. Понимаете, я ведь рисую не баллончиками, а красками в банках. На большие работы может уйти довольно много — два десятилитровых ведра. Расход краски всегда больше, если работа сильно цветная или если нужно несколько слоев.
— На долговечность картин влияют погодные условия?
— Я рисую фасадными красками, как раз рассчитанными на то, чтобы на улице это делать. К тому же все сделанные работы я покрываю акриловым лаком сверху, который дает дополнительную защиту, оберегая рисунки от выгорания, погодных условий. Я стараюсь, чтобы это все была долговечная история.
Самая показательная работа в этом плане — это Чехов. Я его нарисовал три года назад, и он до сих пор никак не изменился. Были, конечно, и неудачные работы — Раневская оранжевая. Дело в том, что я ее рисовал зимой, использовал там непривычную для себя краску и неправильно рассчитал пропорцию. В результате она выцвела. В остальных же случаях рисунок может испортиться, если была сильно жуткая стена, которая начала осыпаться. Это не связано с красками и материалами.
— Во многих постах в Instagram вы говорите, что это физически тяжелая работа, поэтому чаще всего стрит-артом занимаются мужчины. Что усложняет процесс?
— Много всего. Ты физически стоишь на ногах целый день. Летом тебе жарко, зимой холодно, часто ветер. Весь день простоять на улице — непросто. Плюс лазить по лесам вверх-вниз — это тяжело. Наиболее комфортно рисовать весной, когда тебе и не жарко, и не холодно.
Да, я бы сказал, что заниматься стрит-артом — это больше мужская работа. Девочки мне помогали рисовать — это тяжело. Даже если ты находишься в помещении, целый день стоишь — все равно устаешь.
— Но бывает же так, что и внешние обстоятельства придают вдохновение? Я читала историю, как однажды прохожие вас угостили кофе и шарлоткой.
— Конечно! Так было, например, в прошлом году, когда я получил заказ от местных властей, — в отделе пропаганды ГИБДД придумали сделать социальный проект. Сотрудники нашли мой телефон и связались со мной. Финансировали работу местные депутаты. Так вот на последнем моем рисунке были изображены детская коляска и инвалидное кресло. Это было такое место, где рядом практически негде остановиться машине, потому что вблизи — перекресток, светофор, мост. И было очень классно, что люди просто на аварийках на перекрестках останавливались, сигналили, несли мне воду.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Вообще люди тепло реагируют?
— В основном да. Правда, обязательно есть и те, кто скажет: «Зачем вы это делаете? Лучше оставьте нам серую стену»! Такие всегда бывают, хотя бы один, но обязательно. Конечно, положительных отзывов, пожеланий, помощи и угощений — больше.
— А пожеланий в стиле «оставьте как было» чаще слышно от представителей старшего поколения?
— Да! (улыбается — прим. ред.). Это больше характерно для старшего поколения: «Не было ничего и не надо тут, оставьте в покое!»
— Я видела, что иногда вы говорите, что к вам во время процесса создания картины можно присоединиться. Это какие-то местные художники?
— Вот именно художники ко мне никогда не приходят. Ко мне приходят помочь подписчики. У меня есть схемы что, где и как конкретно рисовать, разметки, макеты, все расписано обычно, заранее разложено. Я просто даю человеку кисточку, краску и говорю: «Ты выкрашиваешь этот участок».
Когда один-два человека приходят, это удобно. Если больше, то становится сложно, потому что я ж сам еще рисую и пытаюсь быстро это делать. А если люди приходят, то в первую очередь развлечься, время провести, потусить и пообщаться, а уже потом порисовать, приложить к работе свою руку. Нужно на всех отвлечься, всем показать, дать кисточку, рассказать, как и что делать. Я это воспринимаю, как развлечение, чтобы люди от процесса какое-то удовольствие получили.
— Правильно я понимаю, что это вообще не коммерческая история? И картины сделаны на пожертвования, а все остальное — это ваше свободное время и творчество?
— Чаще средства, которые идут на реализацию работы, составляют 50 на 50: половина моих денег, остальную половину собираю в Instagram. Сейчас, благодаря частным заказам, эта работа стала моей профессией. На зарплату я живу.
— Видела в Instagram, что по вашим работам делали экскурсию? Это был какой-то совместный проект с местным музеем?
— Да. Летом 2020 года от местного художественного музея поступил заказ. Они получили еще одно историческое здание в качестве филиала. Во дворе оказалось несколько боксов — гаражей. И сотрудники музея попросили меня их разрисовать. Мы решили сделать этот проект в виде старых открыток с видами города. После чего сотрудники музея придумали и сделали экскурсию по моим работам, по двору, по фотографиям.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Вы могли предположить, что ваши работы так органично впишутся в город?
— Ну, я надеялся (улыбается — прим. ред.). У меня как раз была идея сделать какие-то достопримечательности, какие-то знаковые места в Таганроге, ради которых люди будут приезжать из других городов. Периодически туристы отмечают меня в Instagram с подписью: «Мы приехали в Таганрог посмотреть работы». Это, конечно, очень приятно!
Но, если честно, у меня не возникает такой мысли: «Ага, ура, так и надо!». Каждый раз удивляешься и думаешь: «Ничего себе! Люди приехали из другого города, заморочились, день или два ходили и смотрели работы. Это приятно очень!»
— В одном из интервью вы сказали, что у вас в планах — развитие Instagram. А есть какая-нибудь глобальная цель?
— Да, чтобы у меня появились заказы в моем пиксельном стиле с абсолютной творческой свободой. Чтобы мой личный стиль приобрел какую-то ценность, известность и популярность. Знаете, у меня был такой заказ. Люди попросили их трехэтажный дом полностью разрисовать пикселями. Я придумал всю концепцию, но это отложилось. Начался кризис из-за коронавируса, а проект предполагал большой бюджет. Это для меня сейчас самое большое желание — получить такой частный заказ с моим стилем. Чтобы люди оценили мои творческие идеи и способности, а не просто списанную технику из интернета.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.