Крылатый флот улетел с Тихого Дона

Еще несколько десятилетий назад по Дону-Батюшке ходили суда на подводных крыльях. «Ракеты», «Кометы», «Метеоры» и «Восходы» были не только любимыми судами дончан и наиболее удобным способом попасть в Ростов-на-Дону из Таганрога, Азова, Старочеркасской и Багаевской, но и символом нашей большой страны, достижением ее научно-технического прогресса, своеобразным ноу-хау. Однако, сменились времена, и «летающие» суда стали не нужны.
Об этом в своем Живом Журнале рассказывает блоггер olenalex:

В этом году на Дону уже не увидеть судов на воздушных крыльях. Еще пару лет назад водные просторы бороздили два чудом сохранившихся «Восхода», теперь и они распроданы. А ведь «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» в свое время были визитной карточкой Ростова-на-Дону.

Типичный снимок советского времени: крылатый «Восход», обгоняющий небольшую речную яхту.

Не так давно на Зеленом острове видел два старых корпуса «Ракеты» и «Метеора», которые стояли на берегу. Вид этих крылатых судов вызвал ностальгические чувства. Нынешняя молодежь только от своих пап и мам может услышать рассказы о том, как комфортно, как прекрасно было пролететь по воде на «Комете» или «Метеоре» до Азова или Таганрога.

 

Начало донскому крылатому флоту положила «Ракета-12», которая прибыла в Ростовский порт из горьковского завода «Красное Сормово» в осенью 1960 года. 14 октября эта «Ракета» под командованием капитана В.В. Шевцова вышла в первый рейс вверх по Дону до города Константиновска. Крылатые суда сразу обрели невиданную популярность. Они развивали по воде скорость 60 километров в час, в то время как прогулочные или круизные суда шли со скоростью 12-15 километров в час. Путешествие было очень комфортным. Пассажиры сидели в мягких креслах и любовались прекрасными видами Дона. Многие покупали билеты даже для того, чтобы просто прокатиться на таком судне. Ведь они в то время символизировали технический прогресс Советского Союза!

Первая ростовская «Ракета»

Одна за другой открывались новые линии, обслуживаемые «Ракетами»: до станиц Старочеркасской, Романовской, до Азова и даже вверх по Северскому Донцу до города Каменск-Шахтинского.

Вслед за «Ракетами» на Дону появились более комфортные и скоростные «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Они могли развивать уже 70 километров в час. «Метеоры» открыли навигацию из Ростова до Таганрога. В 1966 году ростовчане впервые увидели элегантные «Кометы», рассчитанные на морское плавание. Эти суда связали наш город водным сообщением с Ейском, Ждановым (нынешний Мариуполь) и Керчью, расстояние до которой преодолевалось за 12 часов.

«Метеор-76» на Дону

С 1976 года был прекращен выпуск «Ракет», их стали заменять на более технически совершенные «Восходы». К середине 80-х годов донской флот на подводных крыльях, приписанный к Ростову-на-Дону, насчитывал 36 теплоходов! Эти суда играли важную роль в транспортной схеме Ростовской области. К примеру, они обеспечивали в период навигации практически сто процентов пассажироперевозок в станицы Багаевскую и Старочеркасскую. Крылатые суда стали применять и на туристических маршрутах по Дону. В частности, большой популярностью пользовался маршрут из Ростова в Волгоград: на Метеоре туристы доплывали до Калача-на-Дону, а оттуда на автобусах их доставляли прямиком к военным мемориалам города-героя.

Распад Советского Союза губительно сказался на состоянии крылатого флота. За границей оказались города Феодосия и Поти, которые выпускали «Метеоры» и «Кометы». Зарубежными стали также порты Керчь и Мариуполь, с которыми Ростов связывали регулярные маршруты по воде. Пассажиропоток, в силу экономических причин, упал в разы.

 
Фото «Кометы-16» не сохранилось, нашел снимок «Кометы-5»

На базе Волго-Донского речного пароходства, которому принадлежал весь флот, возник ряд акционерных обществ и судоходных компаний, между которыми распределились суда. Большая часть судов на подводных крыльях отошла тогда в ведение компании «Донинтурфлот».

Коммерческий подход к пассажироперевозкам по Дону вдруг показал, что «Метеоры» и Кометы» убыточны в эксплуатации. Рост цен на дизельное топливо сделал стоимость билетов не по карману большинству населения, переживавшего в начале 90-х тоже не самые лучшие времена. Крылатые суда стали приспосабливать под новые рыночные условия.

Я сумел выйти на Геннадия Степановича Харченко, который много лет был капитаном-механиком «Кометы-16». Он сейчас пенсионер, но капитанскую работу хорошо помнит. Мы с ним достаточно долго беседовали, далее я излагаю рассказ Геннадия Степановича.

За штурвалом «Восхода-29» капитан-механик В.В. Степанов (снимок середины 80-х г.г.). Его стаж работы на крылатых судах к тому времени превышал 20 лет.

В 80-е годы «Комета-16» ходила из Ростова на Керчь и Жданов. Билеты были в дефиците, судно стопроцентно заполнялось еще в Ростове. Для Азова и Таганрога оставляли небольшую бронь по пять мест. Пассажиры брали «Комету» с боем, да так, что порой приходилось вызывать на помощь милицию.

Рейсы через Азовское море в украинские порты были отменены в 1991 году. В 1992-м ростовская «Комета» стала перевозить по Черному морю торговцев-челноков между Сочи и турецким городом Трабзон. Как раз в это время вспыхнул вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией. Грузинский вертолет обстрелял ракетами сочинскую «Комету», которая шла с пассажирами в Турцию. На судне вспыхнул пожар, несколько человек погибли. Нас тоже разок обстреляли с берега из пулеметов, но после первого такого случая я стал уходить подальше в море.

В 1993-м ростовская «Комета-16» уже перевозила туристов по Средиземному морю между турецкой Аланьей и Кипром. Здесь приходилось выдерживать жесткую конкуренцию с греческими фирмами, которые на таких же «Кометах» советского производства, по дешевке купленных в ельцинской России, тоже боролись за пассажиров.

— «Комета» показала себя прекрасным судном, поэтому она пользуется популярностью за рубежом, — считает капитан Геннадий Харченко. — Отличная управляемость, на борт берет 114 пассажиров при 14 членах экипажа. Спокойно выдерживает волну до двух метров. Я считаю, что даже на нынешний день это вполне современное судно.

До недавнего времени в Ростове оставались четыре теплохода «Восход», из которых лишь два были в рабочем состоянии. Одно время они выполняли рейсы в станицу Старочеркасскую. Областные власти (при губернаторе В.Ф. Чубе) обещали оказывать поддержку крылатому флоту, выделяя дотации на приобретение дизельного топлива, но эта мера не смогла сохранить «Восходы». По неподтвержденным данным и эти суда уже нашли покупателей за рубежом.

Последний проект, который ростовчане рассчитывали открыть на «Комете-16», это сообщение между городами Мариуполь и Ейск через Азовское море. Но не получилось. Судно, которым командовал Геннадий Степанович, к тому времени уже приобрели предприимчивые греки. — Новые хозяева прислали в Ростов свой экипаж, перегнать судно, а я смотрю, что даже с управлением они не знакомы, и не смогут выйти из Дона. Меня попросили: Степаныч, будь добр, доведи хотя бы до Таганрога! Последний раз тогда я встал за штурвал своей «Кометы». Домой вернулся на электричке. Жена, увидев меня, сказала: да ты постарел сразу на десять лет, — вот что рассказал Геннадий Степанович, капитан в отставке.

Начиная с середины 90-х годов донской флот на подводных крыльях постепенно продавался за рубеж. Греки охотно покупали «Кометы», китайцы — «Метеоры». Две «Кометы», 8-ю и 13-ю, приобрели даже африканцы из Гвинеи-Бисау, осуществлять местные перевозки.

Предназначенные для продажи за границу суда в середине 90-х рядами стояли на территории ремонтно-эксплуатационной базы «Красный флот» в районе «ковша» на левом берегу Дона. Им придавали лоск, необходимый для пассажиров в Китае или Африке. Мне довелось тогда делать репортаж, и помню чувство горечи: неужели нам, в отличие от африканцев, уже не нужны крылатые суда? Почему эже они прибыльны в Африке, ди и по всему миру, и заведомо убыточны здесь, на Дону, по которому летали не один десяток лет?

Участь проданных судов тоже оказалась незавидной. Четыре «Метеора», купленных китайцами, дошли только до Новороссийска и затонули на рейде во время жестокого шторма, вызванного ветром бора.

 Корпуса «Ракеты-236» и «Метеора-6», которые, словно памятник прошлому, теперь стоят на берегу Зеленого острова, напротив Ростова.

Две «Кометы» около года проработали в Гвинее-Бисау. Но когда суда передали местным экипажам, они быстро затонули: жесткая швартовка при высоком приливе утянула ростовские «Кометы» на африканское дно. Негры оказались плохими моряками и моментально погубили бывшие наши суда.

Другой ветеран флота на подводных крыльях Анатолий Иванович Беляев (он был капитаном-механиком «Ракеты-126») полагает, что эти суда надо возвращать на Дон. Если Ростов сейчас всячески стремится повысить свою туристическую привлекательность, без донской экзотики ему не обойтись…

Ростовский краевед Геннадий Беленький, занимавшийся историей судоходства по Дону, рассказал мне, что два года назад, будучи в Хабаровске, он прокатился на «Метеоре» по Амуру. В 2007 году я был в Питере, и видел «Метеор», весело бегущий кажется на Кронштадт. Надеюсь, мне он не примерещился. Читал, что крылатые суда есть и на Волге, но переспросить не у кого.

Одним словом, повсеместно, кроме Ростова, судам на подводных крыльях нашли достойное применение. За наших руководителей становится светло и радостно. 

Грамматика и пунктуация автора сохранены. Фото из блога автора. Блог автора находится здесь: http://olenalex.livejournal.com

Материалы по теме:
Летящие над водой: Столетие судов на подводных крыльях


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

В Ростове введен режим повышенной воздушной опасности

В Ростове из-за роста угрозы воздушной опасности введен режим повышенной готовности.

В Ростовской области на выходных +6 и туман

В Ростовской области на все территории области днем плюсовые температуры, по югу - до +8. Возможны небольшие осадки и туман

Слюсарь продлил программу по поддержке рождаемости на Дону

В Ростовской области до 2027 года продлена программа по поддержке семей и рождаемости.

Модерн или эклектика: насколько хорошо вы знаете архитектуру Ростова?

Прогуливаясь по улицам Ростова-на-Дону, всегда невольно любуешься изящными фасадами зданий. Это один из немногих российских городов, где можно найти уникальные образцы архитектуры разных эпох: от классицизма до сталинского ампира. А макет одного из них даже представлен в Лондонском музее. Проверьте свои знания об особенностях архитектуры донской столицы, пройдя тест «Городского репортера».

Донское УФАС требуют у связанных с Управлением торговли фирм вернуть в казну 39 млн рублей

Связанных с бывшим начальником Управления торговли Ростова бизнесменов обяжут вернут в бюджет 39 млн рублей.

Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%

Центробанк не стал повышать ключевую ставку и оставили ее на уровне 21% годовых

ЕЩЕ НОВОСТИ