Фотограф Александр Сеоев: «Пусть крокодил с открытой пастью станет последним кадром: если он будет хорош, это стоит того»

Первая выставка у одного из самых молодых и многообещающих ростовских фотографов пройдет на этой неделе

//Фото из личного архива Александра Сеоева

В это воскресенье, 13 сентября, в Ростове пройдет первая выставка местного фотографа Александра Сеоева. Мы встретились в его офисе «Место», где поговорили о том, как стать фотографом с бюджетом 300 рублей в неделю, почему нельзя показывать клиентам только лучшие фотографии и зачем фотографу офис.

Александру Сеоеву 20 лет, он родился и вырос в Ростове-на-Дону, после окончания школы восемь месяцев жил в Стамбуле. Занимается фотографией более четырех лет и с каждым годом набирает все большую популярность. Саша активен в соцсетях: сегодня на его профиль в «Инстаграмме» подписаны более 17 тысяч человек, а в группе «ВКонтакте» состоят более 10 тысяч пользователей.

О выставке

 

Я еще с апреля вынашивал мысль о выставке. А месяц назад я распечатал первую фотографию в большом формате, и мне это понравилось. Я просто ее повесил, и мне приятно на нее смотреть.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

На выставке будут пейзажи, снятые во время поездок в Израиль, Мексику, Турцию. Будет пара фотографий, которых нет в соцсетях. В любом случае восприятие фотографии, распечатанной в хорошем качестве, на уровень выше, чем изображения на мониторе. Я устраиваю выставку полностью за свой счет, оплачиваю фуршет, оформляю работы, делаю все, чтобы люди просто пришли и посмотрели фото, пообщались со мной и друг с другом. Как бы я не был активен в социальных сетях, хочется общения. На вечере будет диджей, фоновая музыка  в общем, мы стараемся организовать классную атмосферу.

О том, как все началось

Когда я был в 7 классе, мне подарили фотоаппарат. Через пару лет понял, что уже нужна техника посерьезнее. Пришлось продать старую камеру, копить, и в итоге я купил фотоаппарат, как оказалось, у Артура Володина, он на тот момент был шеф-фотографом «Геометрии». И я начал следить за тем, что он делает, очень нравились его снимки. Я думал: «Блин, как круто то, что он делает, я хочу делать что-то подобное хотя бы наполовину».

//Фото Артура Волошина из личного архива Александра Сеоева
//Фото Артура Володина из личного архива Александра Сеоева

Полгода спустя, летом, мне предложили отснять вечеринку, но у меня не было вспышки. На тот момент из знакомых ее мог дать только Артур. Он дал мне вспышку со словами: «Ты потом покажи, что у тебя получится». Я отснял, привез, показал. Артур сказал, мол, купишь вспышку, приходи, постажируешься. Легко сказать «купишь вспышку». А у меня из денег только 300 рублей, которые дают на неделю в школу  на обеды и оплату автобуса. Пришлось опять отложить занятия фотографией  вспышку мне подарили уже зимой, на Новый год. Я позвонил Артуру и начал стажироваться. Вообще, стажировка в «Геометрии» идет две съемки, а у меня она продолжалась два месяца. Работа стажера не оплачивается, а у меня был ограниченный бюджет.

[quote_center]Чтобы стажироваться, я из пяти дней в школе обедал только два  оставшиеся из 300 рублей 150 я тратил на то, чтобы добраться на место съемки и потом уехать домой.[/quote_center]

Съемка в клубах обычно начинается в полночь, общественный транспорт к такому времени уже не ходит, поэтому из соображений экономии приходилось выезжать в 22.00, час где-то гулять и потом уже идти снимать. А обратно на такси, по-другому никак.

В итоге в «Геометрию» меня не взяли. Я расстроился, но уже не стал бросать фотографию, начал искать подобную работу. В то время в городе был бар «Восьмое небо», и я пошел туда снимать репортажи по 500 рублей за два часа. Принцип работы такой же, как в «Геометрии», только дешевле. Так снимал где-то полгода, по два дня в неделю. Тогда же была первая и самая ужасная съемка свадьбы. Ужасная по большей части потому, что я не общался заранее с заказчиком. Правда, это очень важно. Я работал ассистентом фотографа, у меня не было большого опыта и хорошей техники, и к тому же новобрачные не были заинтересованы в съемке. Этот вечер на долгое время отбил у меня желание работать на свадьбах.

О жизни в Стамбуле

А потом после школы я собрал чемоданы и улетел в Стамбул. Я жил в другой стране, и правильнее сказать, что я выживал там. Это бесценный опыт: я понял, как найти работу, как превратить аккаунты в социальных сетях в площадки для продвижения своих работ. Кстати, в это же время я познакомился с Иваном, очень умный парень, он посоветовал: «Первым делом смени имя „ВКонтакте“ с Санёчек на Александр и убери дату рождения». Может, поэтому никто еще не относился ко мне предвзято из-за возраста, кажется, что большинство заказчиков и вовсе не знают, сколько мне лет.

Стамбул//Фото из личного архива Александра Сеоева
Стамбул//Фото из личного архива Александра Сеоева

К работе на свадьбах я на тот момент относился с опаской. Но так получилось, что я спонтанно принял решение о свадебной съемке: в Стамбуле я фотографировал русских туристов, чтобы на что-то жить. И приехали позитивные, добрые, красивые девчонки из Москвы  это были просто заказчики-мечта. Мы гуляли, общались, я показал им город, быстро сделал фотки, а когда скинул, одна из них сказала: «Нам очень понравились фотографии. У меня через неделю свадьба в Израиле, не хочешь поехать с нами?». Несмотря на то, что у них уже был заказан фотограф, они пригласили и меня, я согласился.

Из Стамбула я вернулся уже с совсем другим портфолио, потому что до этого были фотографии только из ночных клубов.

О взаимоотношениях с клиентами

Я не позиционирую себя как фотографа-профессионала с узкой специализацией. Группа «ВКонтакте» называется «Свадебный, семейный фотограф в Ростове-на-Дону» только для того, чтобы больше людей меня смогли найти в поисковых системах.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

Съемки на свадьбах  не самая легкая работа, но после тех лет, что я работал в «Геометрии», уже ничего не страшно. Большая разница в отношении к свадебному и к клубному фотографу. На свадебные съемки люди тебя сами заказывают, они приходят, смотрят на работы, сравнивают с другими фотографами, выбирают лучшего, на их взгляд. Если тебя заказывают, ты понимаешь, что люди хотят, чтобы ты с ними работал, это их выбор. А в клубы ты приходишь, и всем все равно, кто там держит камеру. С женихом и невестой ты заранее знакомишься, общаешься, а в клубе тебя могут встретить пьяные ребята в спортивках. Со всеми клиентами мы как минимум общаемся час, когда они первый раз ко мне приходят, максимум  еще обедаем где-нибудь. То есть мы знакомимся весьма близко, это правильно. Ты снимаешь человеку день, который в идеале больше никогда не повторится в его жизни, и ты должен найти с ним общий язык.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

Некоторые фотографы отбирают с каждой свадьбы кадров пять, собирают портфолио и продают его потенциальным заказчикам. И в нем собрано лучшее из лучшего, то, что ты можешь по максимуму. Я поступаю иначе, приходят клиенты, я говорю: «Вот, смотрите. Полный свадебный день, то, что я записываю сейчас на флешку и клиентам отдаю». И показываю 918 обработанных кадров с одной свадьбы. Они отвечают: «Так много? Мы не хотим смотреть». Я отвечаю: «Для того, чтобы понять, что вы в итоге получите, вы должны посмотреть полностью». Нельзя продавать портфолио, это неправильно.

[quote_center]Например, мне будет очень неудобно, если придет заказчик и скажет: «Слушай, ты вот нам показывал Мексику, а у нас тут сборы были в Батайске, что-то как-то не то».[/quote_center]

Поэтому я им такое даже не показываю. Если говорят, что торжество будет в ресторане «Усадьба», я нахожу съемку из этого заведения и показываю. Смотрите и указывайте, что вам нравится, и самое главное — что вам не нравится. Нет ничего зазорного в том, чтобы прийти, посмотреть, пообщаться и уйти. Главное, чтобы в итоге клиент был доволен.

О профессионализме и конкуренции

Когда меня спрашивают на съемках: «А вы профессиональный фотограф?», я даже ответить ничего не могу. Потому что я не знаю. Человек должен сам посмотреть фотографии и определить, профессиональны они или нет. Да, я снимаю, снимаю все, мне это нравится.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

Я ненавижу разговоры в духе «я  профессиональный фотограф». «Я закончила фотокурсы, сейчас я буду круто снимать» — это звучит так же, как и «Я закончил автошколу, я поехал на трек». Профессионализм фотографа не определяется ничем, никакими корочками, никакими наградами — только твоим отношением к его работам. То есть для кого-то я могу быть профессиональным фотографом, а для кого-то нет.

Конкуренции вообще нет: просто кто-то фотографирует иначе. Вот приходит одна девочка, показывает фото и говорит: «А я вот смотрела фотографии Олега Майера, нам понравились такие». Я знаком с ним, отличный парень, мне нравятся его снимки, мы здороваемся, когда видимся, никакого негатива. И я отвечаю: «Если тебе нравятся снимки Олега, пойди к Олегу».

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

Был случай, когда я снимал, как парень делает предложение девушке. Для нее это было неожиданностью, мы залетели в кафе — официант с шариками, я с камерой, парень с кольцом. Начинаю снимать, а девушка сидит и странно на меня смотрит. Спрашивает: «А вы вообще профессиональный фотограф?». А я стою и не могу сказать «да», меня корежит от этого. Сказать «да» в таком случае  подписаться на то, что ты сделаешь нечто потрясающее, а ведь у каждого человека разное понимание потрясающей фотографии.

[quote_center]Лучше сказать, что ты никто, зато потом приятно удивить. Поэтому я ответил: «Я просто фотограф, просто парень с камерой».[/quote_center]

И все — она взглядом поймала это слово «просто» и относилась уже как-то свысока. А в этот же вечер пришло от нее сообщение: «Привет еще раз. Когда ты уже ушел, мне показали твою страничку. Ты вообще крутой. Мне очень нравятся твои работы, я всегда их в «Инсте» смотрю, я надеюсь, и у нас будут такие же крутые фото, как и все у тебя». Какая милаха!

О ритме жизни

Сейчас я не снимаю в клубах только потому, что не смогу тогда высыпаться. Я вчера лег в семь вечера на кровать и уснул до двенадцати, а потом встал, собрался и приехал в офис заниматься обработкой свадебного фотоотчета, потому что хочется отдавать людям заказы как можно раньше. Обычно устанавливаемый срок обработки составляет три месяца. А я сегодня отдам то, что снял 27 июня, то есть почти на месяц раньше. Людям приятно, они это ценят. Я могу не поспать несколько дней, чтобы побольше сделать.

[quote_center]Могу спать на стуле только в то время, пока клиенты едут за фотографиями — это мой ритм жизни.[/quote_center]

И я не отношусь к фотографии как к работе: я и офис-то снял только потому, что обрабатывая фотографии дома, лежа с ноутбуком, я засыпаю.

Самое тяжелое для меня сейчас  это отбор. Потому что фотографий много, ты должен быть сконцентрирован, чтобы при сравнении дублей выбрать действительно лучший, при этом действовать надо оперативно.

О приоритетах

Мне нравится то, что я делаю сейчас, но мне хочется делать это лучше. То есть какого-то целенаправленного желания попасть в журнал у меня нет. Разве что National Geographic  это, пожалуй, единственная мечта, мне нравится снимать репортажи, природу. Но пока нет финансовой возможности туда попасть. Мне было бы интересно путешествовать, попадать в какие-то интересные места, быть в центре важных событий. Ради съемки для Nation Geographic я бы не отказался ни от чего самого сурового, и пусть крокодил с открытой пастью станет последним кадром: если он будет хорош, это стоит того.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

А сейчас главное для меня, чтобы человек, который пришел и заплатил деньги, остался доволен. У меня есть такие клиенты, которым я отснял что-то, а потом они пригласили снимать другое событие — и вот я уже их семейный фотограф. Есть семья, я у них снимал крестины, затем день рождения ребенка. Дружба с клиентом не мешает: они потом просто звонят, узнают, как дела, и это гораздо приятнее, чем пост с моей работой в каком-то крутом фотопаблике. При этом все адекватно: люди помнят ценники, и никаких проблем не возникает.

О принципах работы и любимых жанрах

Я не стремлюсь заработать в каждом случае, не хватаюсь за каждую возможность «срубить бабла». Например, есть такая тема  «красивые даты». Их можно продавать дороже, но я не вижу смысла. И я не хочу ни с кем подписывать контракт — ни с модельными агентствами, ни со СМИ. Мне это не интересно. Мне нравится, как я работаю, и я хочу делать то, что хочу, а не то, что мне говорят.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

Я не снимаю в студии. Там свои нюансы, я не умею, и мне не хочется даже этому учиться. Мне не нравится постановочность, по мне, так гораздо круче заснять улыбку какой-нибудь малявки на празднике, чем улыбку фотомодели в студии. Дай хорошую камеру человеку, покажи основные принципы обработки и красивую девушку  любой сделает хорошие, на обывательский взгляд, кадры. Репортаж лично для меня интереснее.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

Свадебный фоторепортаж как жанр не приедается. Каждое событие — особенное, чем-то отличается даже от подобных. Где-то невеста заплачет, где-то жених успеет три раза напиться до банкета, где-то интересные гости.

[quote_center]В каждой свадебной съемке есть пара кадров, которых больше нет нигде.[/quote_center]

Снимали в июле свадьбу на выезде, и пошел дождь. У девушек портились прически, макияж, пиджак жениха так напитался водой, что его можно было выжимать. Хорошо, что у меня было две камеры, одна перестала работать, но в итоге отсняли все хорошо. Недавно обработал фотографии, надо позвонить, чтобы ребята приехали их забрать.

То, что кто-то не умеет фотографироваться,  какой-то дурацкий стереотип. Со всеми всегда все получается. Жениху и невесте не нужно стараться, чтобы выйти красиво: зачастую пара просто смотрит друг на друга, достаточно чуть поправить волосы невесте или поменять положение рук жениху, и идеальный кадр готов. Больше естественности и никаких «А вы же будете нас ставить?» Фотограф сам поймает нужный момент.

//Фото из личного архива Александра Сеоева
//Фото из личного архива Александра Сеоева

Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.