В Ростовской области в 2022 году в три раза выросло производство спецодежды, более чем в полтора — производство костюмов и на 113% — трикотажных изделий. По мнению экспертов и участников рынка, уход ряда западных брендов одежды активно способствовали росту возможностей для местных производителей. Но несмотря на это донские производители и дизайнеры по-прежнему нуждаются в финансовой поддержке и в помощи по продвижению своей продукции.
В поисках поддержки
По словам главы Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (РАПП) — оператора региональных центров «Мой бизнес» Яны Куриновой, господдержка играет важную роль в наращивании объемов производства обувь, одежды и текстиля.
«За январь—сентябрь 2022 года было отгружено товаров легкой промышленности на сумму более чем 32 млрд рублей. Те условия, которые сложились в первом квартале этого года, безусловно, дали определенный стимул для роста объема отгруженных товаров. Что касается мер государственной поддержки, то на сегодняшний день для легкой промышленности доступны льготные финансовые продукты — программа кредитования МСБ, — рассказывает Куринова. — Центры „Мой бизнес“ могут предоставить предпринимателям из сферы легкой промышленности доступны льготные микрофинансовые продукты — это займы суммой от 50 тысяч до 5 млн рублей сроком до трех лет под ставку 7%, что ниже ключевой ставки ЦБ».
Региональный центр инжиниринга также входит в систему центров «Мой бизнес». Здесь предпринимателями смогут с помощью софинансирования запустить цифровизацию производства, воспользоваться маркетинговыми услугами. В настоящее время четверть из обратившихся в центр по этому направлению — представители легкой промышленности.
«Для того, чтобы наладить каналы сбыта для предпринимателей в этому году центрами „Мой бизнес“ проведен акселератор по маркетплейсам. На нем представители бизнеса смогли узнать какой именно маркетплейс лучше подходить для них, смогли зарегистрировать и совершить первые продажи. Акселератор собрал свыше 300 участников», — добавила Куринова.
Кроме того, было проведено мероприятие «Наш маркет», позволившее собрать свыше ста донских производителей в сфере легкой промышленности. В рамках этого мероприятия у производителей была возможность продемонстрировать свою продукцию потенциальным покупателям.
Однако не всем производителям удается воспользоваться льготными финансовыми продуктами. Как отметила представитель торговой марки «Виваллино» Юлия Ревеко, несмотря на намерение и желание получить льготный кредит, за займом им пришлось обращаться напрямую в банк.
«Честно говоря, у нас не получилось воспользоваться ни одним продуктом РАПП. В мае мы обратились — нас загрузили кучей бумаг дополнительных для получения кредита, в итоге мы спокойно пошли в банк и там получили заем, — рассказывает Юлия Ревеко. — Получается, что мы идем за льготным кредитом и хотим получить его на упрощенных условиях. В итоге же нам говорят: нужно обеспечение, вот это, а еще вот то… В итоге запрашиваемую сумму урезают. Обидно, неприятно и нехорошо получается».
Ревеко также отмечает, что это была не единственная попытка получить льготный кредит при помощи РАПП. В сентябре текущего года представители компании попробовали снова, но их ждала неудача — льготные финансовые продукты уже закончились.
«Мы работаем уже 24 года, участвуем в госзакупках. Обшиваем кадетские корпуса по всей России. В собственности имеет производственные помещения в Цимлянске, в Новочеркасске и в Ростове. Нужна помощь государства, так как хотим купить закройный комплекс, пролонгировать декларации и сертификаты по детской текстильной продукции. Кроме того, хотелось бы и продвижения нашей продукции, ведь мы шьем казачьи исторические костюмы, участвовали в Параде победы в 2019 году. С удовольствием свои товары разместили бы в Старочеркасске», — заявила Ревеко.
Эффективный маркетинг и фэшн-туры
Некоторые участники рынка придерживаются иного мнения и ссылаются на свой позитивный опыт в получении поддержки. Хоть они и пользовались другими видами помощи.
«Несколько раз пользовались поддержкой и все очень понравилось. Однако это были не кредиты, — рассказывает производитель обуви под брендом „Lellonello“ Карина Антонова. — Мы попали под акцию по созданию интернет-магазина. В итоге нам сделали интернет-магазин на хорошей платформе. Также мы воспользовались услугой по маркетинговым исследованиям. Хотя мы производим обувь уже 20 лет, но все меняется. Так вышло, что в пандемию организовали свой розничный бренд обуви, а ранее занимались только оптом. Конечно, маркетинговые исследования и создание своего интернет-магазина нам очень помогли в этом».
Антонова также подчеркнула, что организация «Маркета» для донских производителей очень хорошая идея, так как новичкам трудно пробиться со своей продукцией к покупателям, а арендовать торговое место в ТЦ практически нереально из-за дороговизны.
Как отметила генеральный директор туристической компании «Рейна Тур НТВ» Татьяна Нечепаева, что даже в периоды потенциальных возможностей донские дизайнеры и производители нуждаются в активном продвижении
«Сейчас есть большой интерес к индивидуальности и локальности продукта. Чего не хватает в Ростове? Хотелось бы прийти в такое место, в некий центр, где были бы сосредоточны и дизайнеры, и производители. При чем не только из Ростова и области, а из всего Южного Федерального округа, — рассуждает Нечепаева. — Людям очень интересна ручная работа, которая есть в регионе, начиная от ковров до костюмов многонационального юга России. И интересно было бы посмотреть на дизайнеров, например, из Южной Осетии и Дагестана».
Спикер отметила, что подобные шоу-румы уже есть в Санкт-Петербурге. Если бы они появились в Ростове, они бы могли быть действительно востребованными у туристов — такие площадки можно было бы включить в фэшн-туры.
«Это могло бы помочь продвигать донскую продукцию, растить дизайнеров, мотивировать их тем, что их продвигают здесь, — заявила Нечепаева. — Еще очень бы хотелось проводить профориентационные экскурсии. Уже сейчас мы применяем этот опыт со многими предприятиями, потому что есть запрос формировать у школьников интерес к различным производствам. Мы можем провести, например, авторскую экскурсию о текстильной промышленности в регионе, как она развивается, а потом посмотреть как на предприятии это все производится».
Она также подчеркнула, что пока в Ростове не создана единая оффлайн-площадка с дизайнерами и производителями одежды и обуви. Однако онлайн-версия уже существует — это сайт rostovfashion.ru. Там можно посмотреть информация о ростовских дизайнерах — как именитых, так и начинающих.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.