Такого серьезного падения, как в первом полугодии 2013 года, российский авторынок не испытывал уже давно. В качестве основной причины автодилеры называют низкие продажи бюджетного сегмента авто. Однако премиум-бренды показывают неплохие результаты. Чтобы увеличить продажи, автодилеры вводят программы лояльности, скидки на авто прошлого года выпуска и льготные автокредиты, но точно сказать, помогут ли такие меры, пока нельзя. Тем не менее, эксперты уверены, что до конца года ситуация на авторынке не улучшится: все специалисты авторынка говорят о том, что падение продаж новых авто продолжится.
Почему падают продажи?
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России продолжают показывать отрицательную динамику. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), с начала текущего года авторынок упал на 6%. В июне 2013 года падение составило 11%, в России было продано 241 346 новых машин. Таких крупных провалов на отечественном рынке не было несколько лет.
«Отрицательная динамика обусловлена перенасыщением рынка автомобилями ценовой категории low cost и средней стоимости, — считает генеральный директор „Модус-Ростов“ Владимир Маханько. — Премиальные же бренды сохраняют положительную динамику и продолжают наращивать объемы».
Среди основных причин падения рынка продаж новых авто эксперты называют уменьшение продаж автомобилей бюджетного сегмента и класса С, а также то, что в прошлом году авторынок явно «перегрелся». АЕБ сообщает, что за первые шесть месяцев 2013 года продажи бюджетных авто (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) снизились на 9,4%.
«Это общеевропейская тенденция, и нашу страну эти течения тоже затронули, пусть и не так очевидно, как на Западе, — уверен коммерческий директор автохолдинга „КЛЮЧАВТО“ Игорь Иваньков. — На общий покупательский спрос заметно влияют снижение потребительского оптимизма, негативные настроения, связанные с информацией о возможном финансовом кризисе, замедление роста доходов населения и так называемый „перегрев“ рынка в 2012 году, а также невысокая кредитная „образованность“».
Однако на падение авторынка можно посмотреть и со стороны традиционной сезонности продаж по полугодиям. «Отрицательную динамику можно объяснить высокой базой 1 полугодия 2012 года. То есть, в 2012 году распределение продаж между полугодиями было нехарактерным: 49% общегодового объема продаж пришлось на 1 полугодие, 51% — на второе. В 2010 году на 1 полугодие пришлось 41% продаж, в 1 полугодии 2011 года было продано 45% объема. Поэтому если накладывать традиционную сезонность по полугодиям на 2013 год, то можно сказать, что рынок автомобилей остался на уровне прошлого года» — рассказали «Городскому репортеру» в компании «ААА моторс».
К тому же на первое полугодие выпадают и самые неходовые месяцы для реализации авто. «Конечно, есть сложные праздничные месяцы, в которые люди предпочитают отдыхать, выезжать за границу или на дачу. График продаж в мае и январе естественным образом проседает», — отмечает коммерческий директор автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Игорь Иваньков.
Россияне предпочитают Lada Granta
Согласно данным АЕБ за июнь 2013 года, самой продаваемой маркой авто в России остается Lada, и это несмотря на устойчивую тенденцию к снижению объема продаж. Так, с января по июнь 2013 года включительно было реализовано чуть более 226.7 тыс шт., что почти на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, это все еще более чем в два раза больше, чем объем продаж у Renault, а эта марка размещается на второй строчке рейтинга с показателем 104.6 тыс шт. Замыкает тройку лидеров KIA с результатом 94.9 тысяч новых авто и ростом объема по сравнению с I полугодием 2012 года на 4.3%.
Популярные в 2011 — 2012 годах Ford и Тойота свои позиции потеряли и вышли из ТОП-3 наиболее продаваемых авто в России. Если учитывать результаты прошлого года, то можно сказать, что сегодня темпы продаж упали соответственно на 23,45% и 26,20%.
В десятку лидеров также вошли: Hyundai, Chevrolet, Volkswagen, Nissan и Skoda. При этом наибольшие потери, если смотреть на процентное соотношение, зафиксировано у Nissan. По сравнению с I полугодием 2012 года, в этом было продано почти на 20% автомобилей меньше.
По мнению многих экспертов, несмотря на замедление роста рынка и даже спад продаж в большинстве его сегментов, лидирующие позиции Lada может потерять уже по итогам II полугодия текущего года. «В крупных городах „Ладу“ теснят такие бюджетные иномарки, как „Рено“, „Киа“ и китайские автомобили. То есть при небольшом росте зарплаты и росте автокредитования „Лада“ стремительно теряет людей со средним достатком, которым проще взять в кредит иномарку без наворотов, чем ездить на отечественной машине. „Лада“ не совершенствуется, у нее все тот же знакомый еще по десятке внешний вид, тогда как нужен реальный прорыв, чтобы зацепить потребителя. Спад будет продолжаться на фоне замедления в экономике, и за год автогиганту удастся продать около 500 тыс. автомобилей», — уверен управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.
Инъекция автокредита
Одной из стимулирующих спрос на новые авто мер являются автокредиты. Однако и тут тоже произошел перелом: в первом полугодии рост автокредитования замедлился на 1,52%. Однако, по мнению специалистов, продажи может подстегнуть госпрограмма льготного автокредитования, которую Минпромторг запустил на прошлой неделе для стимулирования рынка. «Сейчас вопрос заключается в том, сможет ли улучшиться ситуация на рынке во второй половине года. Я лично верю в то, что такое возможно, и шансы на это возросли после объявления планов правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля. Мы надеемся, что эти планы быстро воплотятся в жизнь, и положительный эффект от их внедрения скажется в ближайшие месяцы», — прокомментировал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Согласно новой программе, субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили массой не более 3,5 тонн, стоимость которых не превышает 750 тысяч рублей. В ней уже участвуют два банка — «Райффайзен» и «Сбербанк России».
«Подобная программа уже зарекомендовала себя несколько лет назад, тогда ей воспользовались тысячи клиентов Сбербанка. Мы ожидаем, что и в этот раз льготные условия приобретения автотранспорта в кредит позволят стабилизировать или даже увеличить объемы продаж автомобилей», — отметил председатель Юго-Западного банка Сбербанка России Виктор Вентимилла Алонсо.
По программе льготного автокредитования из бюджета будет субсидироваться часть процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на дату выдачи кредита. Ставка рефинансирования ЦБ сейчас составляет сейчас 8,25%, то есть скидка по автокредиту составит 5,5%.
«По госпрограмме можно приобрести не только отечественные автомобили, но и иномарки, собранные в России, что дает возможность выбора из широкого спектра моделей. Благодаря поддержке государства, автокредиты станут более доступными для большинства семей, что окажет положительное влияние на автомобильный рынок в целом и на рынок автокредитования в частности. Мы рады вступить в программу и предложить нашим клиентам еще более выгодные ставки», — отметила Татьяна Начинова, заместитель директора по розничному бизнесу регионального центра «Южный» ЗАО «Райффайзенбанк».
Планируется, что программа продлится полтора года. На ее реализацию из бюджета может быть выделено до 12,7 миллиарда рублей, при этом сумма дополнительных поступлений в бюджет за этот же срок, по подсчетам ведомства, превысит 21 миллиард рублей.
«К сожалению, опыт прошлой программы не был обобщен, поэтому сложно понять точное влияние той программы на продажи: они могли вырасти и потому, что был объективный рост рынка. А могли и под влиянием программы. По крайней мере, в то время продажи автомобилей в кредит не выросли», — считают в компании «ААА моторс».
Однозначно можно сказать, что с помощью новой программы продажи авто увеличатся, но есть и обратная сторона медали. «Не исключено, что к тому времени, когда начнется увеличение продаж, рынок достигнет дна», — говорит генеральный директор «Модус-Ростов» Владимир Маханько.
Прогнозы и ожидания
Несмотря на программу льготного автокредитования, Минпромторг ждет снижения авторынка в 2013 г. на 2–4%. Еще большее падение прогнозирует АЕБ: по сравнению с объемом продаж за 2012 год, в текущем году будет реализовано на 5%, или на 150 000 автомобилей, меньше.
И всё же такие неблагоприятные прогнозы далеки от показателей 2009 года, когда объем продаж по сравнению с 2008 годом упал на 50%.
Между тем, по мнению эксперта ИХ «Финам» Алексея Захарова, которое он высказал журналу «Эксперт», в этом году сохранится рост объема продаж в премиум- (внедорожники/кроссоверы) и бюджетном сегментах. «Традиционно популярные в России седаны продолжат утрачивать популярность в угоду более практичным хэтчбекам и „однообъемникам“», — отмечает он. «Можно с высокой степенью уверенности предположить, что в случае, если не будет макроэкономических катаклизмов, рынок будет примерно соответствовать прошлогоднему или слегка отстанет от него», — оптимистично прогнозирует Захаров.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.