Авторынок падает сильнее прогнозов

В то же время юг России показывает хорошие результаты

// фото с сайта lunch-park.ru

За последние 10 лет в России количество легковых автомобилей выросло на 50%  с 27 млн штук в 2006 году до 40,9 млн штук к началу 2016 года. Сейчас темпы роста сокращаются. Если год назад эксперты были уверены, что через 24 года российский автопарк станет лидирующим в Европе, то при нынешних тенденциях эти сроки сдвигаются: за первые шесть месяцев этого года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 14%, сообщает комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По словам специалистов, без мер господдержки в 2017 году продажи авто снизятся еще больше.

Кризис на авторынке не заканчивается

Российский авторынок продолжает стремительно падать, об этом сообщил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков на пресс-конференции 14 июля. За первое полугодие 2016 года рынок сократился на 14,1% до 672 140 автомобилей. Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам июня снизились на 12,5% и составили всего 122 633 машин.

Лидирует на российском авторынке по-прежнему «АВТОВАЗ», продавший за первое полугодие 124 353 машины (на 12% меньше, чем в прошлом году). На втором месте располагается KIA, ставшая лидером на рынке иномарок,  69 766 автомобилей (-8%). Далее идет Hyundai, реализовавший 64 334 машины (-19%). Четвертую позицию занял Renault  52 041 проданных машин (-9%). На пятом месте — Toyota — 44 237 машин (-6%). В Топ-10 самых продаваемых марок в первом полугодии также попали Nissan, Volkswagen, Skoda, ГАЗ и УАЗ.

 

По данным аналитического агентства «Автостат», сокращение продаж автомобилей в массовом сегменте за первое полугодие составило 15,4% (571,6 тыс. штук), а в премиальном — 8,3% (69,7 тыс. штук). Отметим, что на долю массового сегмента приходится 89% рынка, премиум-класс занимает почти 11%.

За два года российский рынок потерял 40% модельного ряда. По подсчетам Владимира Моженкова, в 2014 году покупатель мог сделать выбор из 500 моделей, сейчас  лишь из 300.

Напомним, что в 2015 году американский концерн General Motors прекратил производить и импортировать в Россию все модели среднего класса. Из России полностью ушли марки Opel и Chevrolet. Subaru прекратил продажи купе BRZ, а в апреле Geely завершила поставки и производство автомобилей MK и MK Cross. С официального российского сайта компании Nissan исчез кроссовер Juke, а в июне из списка моделей марки Hyudai, представленных на российском рынке, убрали хэтчбек Veloster. По словам Моженкова, сокращение модельного ряда продолжится, так как производители будут и дальше убирать наименее продаваемые машины, чтобы не тратиться на логистику и сертификацию.

В Ростове  без серьезных перемен

В Ростовской области существенного падения авторынка не наблюдается. Как сообщает «Автостат», Ростовская область вошла в Топ-10 регионов России в январемае 2016 года по объему рынка новых легковых автомобилей: за первые пять месяцев было продано 12 606 машин, лишь на 0,6% меньше, чем в 2015 году.

В компании «ААА Моторс» сообщили, что по результатам первых пяти месяцев текущего года рынок Ростовской области просел на 2%, российский  на 3%, а рынок Краснодарского края вырос на 4%.

«В целом в Ростовской области ситуация стабильная, рыночная доля региона в общероссийских продажах даже подросла с 2,5% до 2,7% за прошедшие пять месяцев»,  рассказали в компании.

В компании «КЛЮЧАВТО» отметили, что продажи выросли. По данным руководителя пресс-службы и отдела PR «КЛЮЧАВТО» Владимира Вербицкого, к 12 июля на юге России компания реализовала 11 784 новых автомобиля, это на 1 646 машин больше, чем в первом полугодии прошлого года. «В Ростове Toyota на данный момент продала столько же машин, сколько и в прошлом году, у Mercedes-benz  хоть и незначительное, но увеличение продаж, даже коммерческих автомобилей, у Lexus наблюдается очень неплохой рост. Вообще, это лучший год в истории Lexus благодаря ряду новых моделей»,  рассказал Владимир Вербицкий. Он уверен, что к концу года компания достигнет запланированных цифр по объему продаж. «Нет никаких причин, чтобы ждать фантастический рост, мы идем в запланированных рамках,  отметил Владимир Вербицкий.  Мы также сильно зависим от курса доллара и евро, но они сейчас стабильны, поэтому падения продаж не предполагается».

По словам Виктора Блоцкого, заместителя гендиректора по продажам холдинга «Авингруп», в компании тоже наблюдается значительный рост продаж новых автомобилей в первом полугодии 2016 года. Так, за шесть месяцев было продано 1 200 авто, что на 25%, чем в прошлом году. Виктор Блоцкий отмечает положительную динамику продаж в Ростове-на-Дону и прогнозирует прирост в «Авингруп» на 510% к концу года по отношению к первому полугодию.

В «ААА Моторс» сообщили, что объем продаж за первое полугодие 2016 года составил 3 279 автомобилей, что на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Примечательно, что первые кварталы последних двух лет по объему продаж были аналогичными, а ситуация в продажах во вторых кварталах резко отличалась: в 2016 году второй квартал показал рост в 50% по отношению к первому кварталу текущего года», — отметили в компании. При этом показатели продаж в премиум-сегменте остались на уровне 2015 года  11% от общего числа.

Рынок грузовых авто набирает обороты

Пока продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в целом по стране стремительно падают, объем рынка новых грузовых авто в России растет уже третий месяц подряд. В июне он составил 4,1 тыс. единиц, что на 2% больше показателей предыдущего года.

Лидером рынка по-прежнему является «КАМАЗ», на его долю приходится 38% от общего объема. На втором месте  GAZ с 653 автомобилями (-17,3%). На третьем месте расположилась марка MAZ  269 шт. (+1,1%).

В целом по итогам первого полугодия рынок новых грузовых автомобилей в России составил 21,9 тыс. штук  на 9,4% ниже, чем за тот же период 2015 года.

Руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подтвердил, что сейчас на рынке наблюдается стагнация, однако после падения рынка в прошлом году ситуация стабилизируется. «У КАМАЗ рост происходит за счет вывода нового модельного ряда и приобретения новых клиентов»,  рассказал Олег Афанасьев.

По его словам, за пять месяцев 2016 года компания продала 6,7 тыс. грузовых автомобилей весом 1440 тонн, это на 14% больше, чем в тот же период в 2015 году. К концу года «КАМАЗ» планирует увеличить объем продаж на 10% благодаря маркетинговым решениям, уточнили в компании.

Преимущество — у подержанных авто

Эксперты говорят о смещении покупательского спроса в сторону подержанных автомобилей, при этом доля продаж автомобилей с пробегом в официальных дилерских центрах выросла с 5% до 89%. «Остальное — на стихийном рынке, с рук»,  рассказал Владимир Моженков в интервью изданию «Коммерсантъ».

Всего согласно данным «Автостата», в июне 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 450 тыс. единиц  это на 12,4% больше, чем годом ранее.

Как сообщили в «Avito Авто», в Ростове-на-Дону спрос (количество запрошенных контактов по объявлениям) на подержанные легковые автомобили за второй квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 16%, a по сравнению с предыдущим кварталом  на 13%. Ростовских покупателей больше всего интересовали машины старше 7 лет  60% всех запросов при средней цене 295 тыс. рублей за авто. В среднем, стоимость машин в Ростове за год уменьшилась на 1% и составила 494 тыс. рублей, это на 18% выше средней цены в Южном федеральном округе  418 тыс. рублей.

Сейчас ассоциация «Российские автомобильные дилеры» объявила о вводе в пилотную эксплуатацию проекта «Национальная база данных автомобилей». Этот справочник будет содержать всю информацию о машине, от производства до последнего ремонта, что значительно упростит покупателям жизнь, уточняют в организации. «Покупатель может довериться дяде Ване с авторынка, который расскажет, что у автомобиля никогда не было аварий, установлены родные подушки безопасности и пробег, собственно говоря, не такой уж большой. И потом, когда выявятся возможные проблемы автомобиля, предъявлять претензии будет некому. Или прийти к официальному дилеру и точно знать всю историю машины, которую он покупает»,  заявил Владимир Моженков в интервью «Коммерсанту».

Оператор базы должен будет нести ответственность за правильность данных, если же он предоставит неверную информацию об автомобиле, ему придется его выкупить.

Для сбора данных РОАД планирует сотрудничать с госорганами, страховыми компаниями, дилерскими центрами. Свое желание участвовать в проекте уже выразили более 300 автоцентров. «База может быть открыта для широкого круга лиц профессиональных участников рынка осенью-зимой 2016 года»,  заявил вице-президент РОАД Олег Мосеев, добавив, что в 2017-м к ней будет подключено до 2 тыс. дилеров, сообщает РИА «Новости». Кроме того, данные о проверке автомобиля могут использоваться и самим продавцом подержанного авто, это позволит продать машину по более высокой цене. Отчет в бумажном или электронном виде будет содержать сведения о пробеге, случаях ДТП, техническом обслуживании и кузовных работах у дилера.

Чего ждать в будущем?

Сегодня авторынок в России продолжает падать быстрее, чем предполагалось в начале года, и в итоге Ассоциация европейского бизнеса вынуждена была обновить свой прежний прогноз на 2016 год, по которому рынок должен был сократиться на 4,7%, до сжатия рынка на 10,3% по сравнению с 2015 годом. «Данный прогноз подразумевает замедление негативного тренда во второй половине текущего года до уровня 67%», — сообщает «Автостат». Говоря о прогнозе на 2017 год, Владимир Моженков отметил, что многое зависит от мер государственной поддержки. «Никаких позитивных тенденций в целом дилеры не наблюдают,  цитирует президента РОАД портал Автовести.  И 1,2 млн новых автомобилей будет продано только при условии господдержки. Иначе продажи рухнут еще ниже  до 0,91 млн единиц, что может обернуться закрытием многих дилерских центров».

Еще одной тенденцией станет экспорт автомобилей. Именно благодаря этому планируют увеличить объем продаж к 2017 году, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам совещания у президента России, передает ТАСС. «Следующий год  первый год подъема, причем прежде всего за счет экспорта — как готовых автомобилей, так и компонентов и отдельных частей. Все компании этим активно занимаются»,  сказал Дворкович. Как сообщает «Коммерсант», автопроизводители согласны, что экспорт может стать ключевым антикризисным направлением. Так, «КАМАЗ» в 2016 году планирует увеличить экспорт на 21%, «АВТОВАЗ» — более чем в полтора раза.

Тем не менее в прогнозе британской аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) аналитики говорят о том, что российский авторынок начнет восстанавливаться с 2017 года и достигнет уровня 2,1 млн новых легковых автомобилей к 2020 году.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.