За последние 10 лет в России количество легковых автомобилей выросло на 50% — с 27 млн штук в 2006 году до 40,9 млн штук к началу 2016 года. Сейчас темпы роста сокращаются. Если год назад эксперты были уверены, что через 2–4 года российский автопарк станет лидирующим в Европе, то при нынешних тенденциях эти сроки сдвигаются: за первые шесть месяцев этого года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 14%, сообщает комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По словам специалистов, без мер господдержки в 2017 году продажи авто снизятся еще больше.
Кризис на авторынке не заканчивается
Российский авторынок продолжает стремительно падать, об этом сообщил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков на пресс-конференции 14 июля. За первое полугодие 2016 года рынок сократился на 14,1% до 672 140 автомобилей. Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам июня снизились на 12,5% и составили всего 122 633 машин.
Лидирует на российском авторынке по-прежнему «АВТОВАЗ», продавший за первое полугодие 124 353 машины (на 12% меньше, чем в прошлом году). На втором месте располагается KIA, ставшая лидером на рынке иномарок, — 69 766 автомобилей (-8%). Далее идет Hyundai, реализовавший 64 334 машины (-19%). Четвертую позицию занял Renault — 52 041 проданных машин (-9%). На пятом месте — Toyota — 44 237 машин (-6%). В Топ-10 самых продаваемых марок в первом полугодии также попали Nissan, Volkswagen, Skoda, ГАЗ и УАЗ.
По данным аналитического агентства «Автостат», сокращение продаж автомобилей в массовом сегменте за первое полугодие составило 15,4% (571,6 тыс. штук), а в премиальном — 8,3% (69,7 тыс. штук). Отметим, что на долю массового сегмента приходится 89% рынка, премиум-класс занимает почти 11%.
За два года российский рынок потерял 40% модельного ряда. По подсчетам Владимира Моженкова, в 2014 году покупатель мог сделать выбор из 500 моделей, сейчас — лишь из 300.
Напомним, что в 2015 году американский концерн General Motors прекратил производить и импортировать в Россию все модели среднего класса. Из России полностью ушли марки Opel и Chevrolet. Subaru прекратил продажи купе BRZ, а в апреле Geely завершила поставки и производство автомобилей MK и MK Cross. С официального российского сайта компании Nissan исчез кроссовер Juke, а в июне из списка моделей марки Hyudai, представленных на российском рынке, убрали хэтчбек Veloster. По словам Моженкова, сокращение модельного ряда продолжится, так как производители будут и дальше убирать наименее продаваемые машины, чтобы не тратиться на логистику и сертификацию.
В Ростове — без серьезных перемен
В Ростовской области существенного падения авторынка не наблюдается. Как сообщает «Автостат», Ростовская область вошла в Топ-10 регионов России в январе—мае 2016 года по объему рынка новых легковых автомобилей: за первые пять месяцев было продано 12 606 машин, лишь на 0,6% меньше, чем в 2015 году.
В компании «ААА Моторс» сообщили, что по результатам первых пяти месяцев текущего года рынок Ростовской области просел на 2%, российский — на 3%, а рынок Краснодарского края вырос на 4%.
«В целом в Ростовской области ситуация стабильная, рыночная доля региона в общероссийских продажах даже подросла с 2,5% до 2,7% за прошедшие пять месяцев», — рассказали в компании.
В компании «КЛЮЧАВТО» отметили, что продажи выросли. По данным руководителя пресс-службы и отдела PR «КЛЮЧАВТО» Владимира Вербицкого, к 12 июля на юге России компания реализовала 11 784 новых автомобиля, это на 1 646 машин больше, чем в первом полугодии прошлого года. «В Ростове Toyota на данный момент продала столько же машин, сколько и в прошлом году, у Mercedes-benz — хоть и незначительное, но увеличение продаж, даже коммерческих автомобилей, у Lexus наблюдается очень неплохой рост. Вообще, это лучший год в истории Lexus благодаря ряду новых моделей», — рассказал Владимир Вербицкий. Он уверен, что к концу года компания достигнет запланированных цифр по объему продаж. «Нет никаких причин, чтобы ждать фантастический рост, мы идем в запланированных рамках, — отметил Владимир Вербицкий. — Мы также сильно зависим от курса доллара и евро, но они сейчас стабильны, поэтому падения продаж не предполагается».
По словам Виктора Блоцкого, заместителя гендиректора по продажам холдинга «Авингруп», в компании тоже наблюдается значительный рост продаж новых автомобилей в первом полугодии 2016 года. Так, за шесть месяцев было продано 1 200 авто, что на 25%, чем в прошлом году. Виктор Блоцкий отмечает положительную динамику продаж в Ростове-на-Дону и прогнозирует прирост в «Авингруп» на 5–10% к концу года по отношению к первому полугодию.
В «ААА Моторс» сообщили, что объем продаж за первое полугодие 2016 года составил 3 279 автомобилей, что на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Примечательно, что первые кварталы последних двух лет по объему продаж были аналогичными, а ситуация в продажах во вторых кварталах резко отличалась: в 2016 году второй квартал показал рост в 50% по отношению к первому кварталу текущего года», — отметили в компании. При этом показатели продаж в премиум-сегменте остались на уровне 2015 года — 11% от общего числа.
Рынок грузовых авто набирает обороты
Пока продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в целом по стране стремительно падают, объем рынка новых грузовых авто в России растет уже третий месяц подряд. В июне он составил 4,1 тыс. единиц, что на 2% больше показателей предыдущего года.
Лидером рынка по-прежнему является «КАМАЗ», на его долю приходится 38% от общего объема. На втором месте — GAZ с 653 автомобилями (-17,3%). На третьем месте расположилась марка MAZ — 269 шт. (+1,1%).
В целом по итогам первого полугодия рынок новых грузовых автомобилей в России составил 21,9 тыс. штук — на 9,4% ниже, чем за тот же период 2015 года.
Руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подтвердил, что сейчас на рынке наблюдается стагнация, однако после падения рынка в прошлом году ситуация стабилизируется. «У „КАМАЗ“ рост происходит за счет вывода нового модельного ряда и приобретения новых клиентов», — рассказал Олег Афанасьев.
По его словам, за пять месяцев 2016 года компания продала 6,7 тыс. грузовых автомобилей весом 14–40 тонн, это на 14% больше, чем в тот же период в 2015 году. К концу года «КАМАЗ» планирует увеличить объем продаж на 10% благодаря маркетинговым решениям, уточнили в компании.
Преимущество — у подержанных авто
Эксперты говорят о смещении покупательского спроса в сторону подержанных автомобилей, при этом доля продаж автомобилей с пробегом в официальных дилерских центрах выросла с 5% до 8–9%. «Остальное — на стихийном рынке, с рук», — рассказал Владимир Моженков в интервью изданию «Коммерсантъ».
Всего согласно данным «Автостата», в июне 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 450 тыс. единиц — это на 12,4% больше, чем годом ранее.
Как сообщили в «Avito Авто», в Ростове-на-Дону спрос (количество запрошенных контактов по объявлениям) на подержанные легковые автомобили за второй квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 16%, a по сравнению с предыдущим кварталом — на 13%. Ростовских покупателей больше всего интересовали машины старше 7 лет — 60% всех запросов при средней цене 295 тыс. рублей за авто. В среднем, стоимость машин в Ростове за год уменьшилась на 1% и составила 494 тыс. рублей, это на 18% выше средней цены в Южном федеральном округе — 418 тыс. рублей.
Сейчас ассоциация «Российские автомобильные дилеры» объявила о вводе в пилотную эксплуатацию проекта «Национальная база данных автомобилей». Этот справочник будет содержать всю информацию о машине, от производства до последнего ремонта, что значительно упростит покупателям жизнь, уточняют в организации. «Покупатель может довериться дяде Ване с авторынка, который расскажет, что у автомобиля никогда не было аварий, установлены родные подушки безопасности и пробег, собственно говоря, не такой уж большой. И потом, когда выявятся возможные проблемы автомобиля, предъявлять претензии будет некому. Или прийти к официальному дилеру и точно знать всю историю машины, которую он покупает», — заявил Владимир Моженков в интервью «Коммерсанту».
Оператор базы должен будет нести ответственность за правильность данных, если же он предоставит неверную информацию об автомобиле, ему придется его выкупить.
Для сбора данных РОАД планирует сотрудничать с госорганами, страховыми компаниями, дилерскими центрами. Свое желание участвовать в проекте уже выразили более 300 автоцентров. «База может быть открыта для широкого круга лиц профессиональных участников рынка осенью-зимой 2016 года», — заявил вице-президент РОАД Олег Мосеев, добавив, что в 2017-м к ней будет подключено до 2 тыс. дилеров, сообщает РИА «Новости». Кроме того, данные о проверке автомобиля могут использоваться и самим продавцом подержанного авто, это позволит продать машину по более высокой цене. Отчет в бумажном или электронном виде будет содержать сведения о пробеге, случаях ДТП, техническом обслуживании и кузовных работах у дилера.
Чего ждать в будущем?
Сегодня авторынок в России продолжает падать быстрее, чем предполагалось в начале года, и в итоге Ассоциация европейского бизнеса вынуждена была обновить свой прежний прогноз на 2016 год, по которому рынок должен был сократиться на 4,7%, до сжатия рынка на 10,3% по сравнению с 2015 годом. «Данный прогноз подразумевает замедление негативного тренда во второй половине текущего года до уровня 6–7%», — сообщает «Автостат». Говоря о прогнозе на 2017 год, Владимир Моженков отметил, что многое зависит от мер государственной поддержки. «Никаких позитивных тенденций в целом дилеры не наблюдают, — цитирует президента РОАД портал „Автовести“. — И 1,2 млн новых автомобилей будет продано только при условии господдержки. Иначе продажи рухнут еще ниже — до 0,9–1 млн единиц, что может обернуться закрытием многих дилерских центров».
Еще одной тенденцией станет экспорт автомобилей. Именно благодаря этому планируют увеличить объем продаж к 2017 году, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам совещания у президента России, передает ТАСС. «Следующий год — первый год подъема, причем прежде всего за счет экспорта — как готовых автомобилей, так и компонентов и отдельных частей. Все компании этим активно занимаются», — сказал Дворкович. Как сообщает «Коммерсант», автопроизводители согласны, что экспорт может стать ключевым антикризисным направлением. Так, «КАМАЗ» в 2016 году планирует увеличить экспорт на 21%, «АВТОВАЗ» — более чем в полтора раза.
Тем не менее в прогнозе британской аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) аналитики говорят о том, что российский авторынок начнет восстанавливаться с 2017 года и достигнет уровня 2,1 млн новых легковых автомобилей к 2020 году.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.