Арсений Жиляев: «Большая часть интересных выставок проходит в регионах, а не в столице»

В арт-центре MAKARONKA начала свою работу выставка «Последний выходной на Воронежском море». Проект, подготовленный Фондом современной культуры «Дон» и Воронежским центром современного искусства, курирует художник Арсений Жиляев.Лауреат всероссийской премии в области современного искусства «Инновация-2010» и премии «Соратник» рассказал «Городскому репортеру» о Воронежском море, «новой волне» художников, кураторах и акционизме в искусстве.

 — Арсений, расскажите, пожалуйста, о проекте «Последний выходной на Воронежском море». В таком виде выставка демонстрируется впервые?

 — Да, проект, который мы привезли в Ростов, значительно отличается от большинства выставок воронежского искусства, которые проходили в последнее время. В Ростове представлен расширенный состав участников – это не только художники так называемой «воронежской новой волны». Они появились в середине 2000-х годов – это Иван Горшков, Николай Алексеев, Илья Долгов и, собственно, я. Феномен «воронежской новой волны», как кажется, уже стал частью истории искусства, истории города. И стало понятно, что его нужно вписывать в более широкий контекст. Поэтому в эту экспозицию мы включили также представителей воронежского андеграунда 90-х годов (Сергей Горшков) и молодых художников, которые начали свою деятельность с 2010-х годов. Еще одно отличие — переориентация на российские регионы, которые в последние годы делают много интересных проектов. У нас, в частности, была выставка в Краснодаре, и сейчас мы приехали в Ростов.

 

 — Арсений, Вы являетесь одновременно участником выставки и ее куратором. Распространена ли сейчас такая практика?

 — На самом деле, у нас очень мало кураторов. В Воронеже их нет, в Москве их можно пересчитать по пальцам. Художников значительно больше. В последние десятилетия многие интересные проекты делают сами художники, но это скорее не от хорошей жизни.

Это объективный дефицит: даже арт-менеджеров больше, чем кураторов. Если в 90-е годы был всплеск кураторской работы, то 2000-е так и не породили личностей уровня Виктора Мизиано.

И хотя есть, конечно, отдельные замечательные профессионалы – этого недостаточно. Хочется верить, что ситуация меняется. В Москве, например, появилось экспериментальное сообщество молодых кураторов, которые организовали пространство «Треугольник». А в Воронеже большинство выставок делают сами художники. Если говорить обо мне, то я, как художник, часто использую кураторство как структурный элемент экспозиции, выступаю в роли фиктивного куратора. Когда речь идет о моих художнических экспериментах, то это обычно дружеские проекты, активистское политическое искусство или же выставки начинающих художников.

 — Важно ли для художника получить специальное образование?

 — У нас в стране нет арт-вузов в западном понимании. Есть несколько художественных учебных заведений, связанных с современным искусством, в Москве, Санкт-Петербурге. Но у нас по старым академическим лекалам выпускаются десятки тысяч художников, которым сложно определиться, чем они будут заниматься после учебы. Ведь академические навыки далеко не всегда достаточны для актуального контекста. Многие в итоге идут расписывать коттеджи, так и не найдя себя. С этой точки зрения современное образование нужно, но с другой стороны художник – это штучный товар: никакое образование не поможет вырастить стопроцентный талант. Могу сказать, что лучшее образование – это самообразование. Нет стандартизированного рецепта, как делать хорошее искусство.

 

 — Воронежское море, появившееся в названии выставки, – это метафора? Как она соотносится с работами художников?

 — Название выставки звучит как строчка из песни. Но на самом деле, такой песни никогда не существовало. А вот Воронежское море существует – так люди называют водохранилище. Воронежское водохранилище – одно из самых крупных подобных городских сооружений, изначально предполагали, что это будет транспортный узел, пространство для отдыха, но потом водохранилище было загрязнено местными предприятиями и сейчас по сути никак не используется.

Воронежское море – это метафора утопического импульса (в этом очень много советского — такое желание повернуть реки вспять), который деградирует и зависает где-то посередине между бытием и небытием.

А полное название выставки — «Последний выходной на Воронежском море» — звучит солнечно, с предвкушением праздника. Конечно, последний выходной можно провести на Воронежском море, но это скорее будут посиделки на скамейке около многоэтажек – такой урбанистический формат отдыха. Еще одну параллель с названием выставки можно провести и в плане терминологии: в Воронеже была «новая волна» художников, сейчас идет «женская волна». Эти волны и складываются в море.

 — А как Вы оцениваете ситуацию с современным искусством в регионах?

 — Я думаю, что уже давно большая часть интересных московских выставок делается региональными художниками. К тому же в последнее время в регионах стали возникать центры притяжения, и многие художники там остаются. Как результат – много хороших выставок проходит в Краснодаре, Воронеже, Самаре, Ростове. Можно сказать, что как минимум 50% актуальных выставок открывается именно в регионах, а не в столице.

 — В последнее время у нас в стране стал особенно популярен акционизм. Подобные проекты сочетают в себе акт искусства и политический подтекст. Как Вы относитесь к этому явлению?

 — Я отношусь к этому положительно. Но разбираться с тем, качественное ли это искусство или нечто другое, надо в каждом конкретном случае. Например, группа «Война» с эстетической точки зрения мне ближе, чем другие акционисты, хотя с политической точки зрения они оказались менее эффективны, чем, скажем, «Pussy Riot» и пр.

Мне кажется, что художник, который заявляет, что занимается политическим искусством, должен иметь четкую позицию. Но в реальности все далеко не так.

В целом же, как художник не могу сказать, что мне близко активистское искусство.

 — Какими проектами Вы сейчас заняты?

 — К счастью, творческая жизнь у меня сейчас очень насыщенная. Ближайший проект – это моя персональная выставка «Я хочу верить», которая будет посвящена воображаемой корпорации, занимающейся изучением космоса. Откроется она в декабре в Воронежском центре современного искусства.

Выставку «Последний выходной на Воронежском море» можно посмотреть до 30 ноября в арт-центре MAKARONKA. 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ

Для «Валдаев» спроектировали новый тип причалов

АО «Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро «Стапель» разработало новые плавучие причалы для «Валдаев» и «Метеоров». Причалы можно будет использовать в условиях необорудованного берега.

Валентин Кукин назначен замминистра ЖКХ Ростовской области

Экс-заместитель Логвиненко Валентин Кукин занял пост замминистра ЖКХ Ростовской области.

В Таганроге силовики пришли с обысками к главе МВД Грекову

Сотрудники ФСБ провели обыск у главы Управления МВД Таганрога Владимира Грекова.

«Ростелеком Лицей» открыл доступ к подписке «Выпускник» для онлайн-подготовки к ЕГЭ

«Ростелеком» запустил подписку «Выпускник» для онлайн-подготовки школьников к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) на образовательной платформе «Ростелеком. Лицей». 

Банк «Центр-инвест» поддержал «Международную модель ООН РГЭУ (РИНХ)»

Банк «Центр-инвест» выступил финансовым партнером научно-практической конференции «Международная модель ООН РГЭУ (РИНХ)», которая прошла в Ростове-на-Дону 18—20 ноября 2024 года.

Центробанк объяснил рост цен на бензин в Ростовской области

В Ростовской области в октябре подорожал бензин

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ЕЩЕ НОВОСТИ