Александр Кузьминов пять лет назад переехал из Владикавказа, где прожил 35 лет, в небольшой хутор 1-ый Россошинский Ростовской области. Александр Анатольевич сам организовал в хуторе подключение к Интернету, чтобы развивать свой онлайн-магазин, а также стал героем проекта компании PayPal, показавшей россиян, которые живут в отдаленных уголках страны, но при этом пользуются возможностями Интернета и электронной коммерции. Сам Александр Анатольевич говорит, что обратно в город возвращаться не хочет — жить «на земле» ему нравится больше.
«Бездельем заниматься — кому это надо?»
С Александром Анатольевичем мы встречаемся в станице Мечетинской — это в 90 км от Ростова. От хутора 1-ый Россошинский до станицы — 25 км.
— Это Лена, — знакомит меня Александр Анатольевич со своей женой.
Супруги Кузьминовы — очень гостеприимные и сразу усаживают меня за стол — пить чай с блинами. На входе в дом меня встречают три неугомонных русских спаниеля: собаки привыкли к вниманию и любви хозяев.
— Они привыкли, чтобы с ними постоянно были. На полчаса уйдешь — они становятся возле окон и ждут. А сколько счастья, когда возвращаешься, — говорят Кузьминовы.
Иметь собаку Лена мечтала с детства, но завести долгожданного любимца получилось только после замужества. Сейчас у супругов — четыре собаки и три кота. А еще — огород и хозяйство.
— Держим кур, уток, мускусных уток…
— А какие это — мускусные?
— Порода такая, индоутки называются.
— Мы когда сюда приехали, купили 20 кур, — рассказывает Александр Анатольевич.
— 10 кур, — поправляет его Лена.
— Сейчас и родня, и мы накормлены, — продолжает Кузьминов.
— На корову пока не готовы, — говорит Лена. — Ее в станице негде выпасать, да и вдвоем уехать куда-то будет невозможно, корову оставить.
Супруги Кузьминовы женаты уже 27 лет, познакомились на сборах, оба занимались пулевой стрельбой.
— Лена — мастер спорта международного класса, между прочим, — поясняет Александр Анатольевич.
— А вы?
— А я так, просто мастер спорта, — скромно добавляет мой собеседник.
Александр Анатольевич родом из Краснодарского края, но в 1975 году его семья переехала в Северную Осетию, там он и начал заниматься пулевой стрельбой: записался в 6 классе в спортивную секцию, стало получаться, попал в окружную сборную.
— Ленча жила в Ростове, тоже занималась стрельбой и была в нашей команде, — говорит Александр Анатольевич. — На сборах и познакомились. Утром собирался на полигон, надел вельветовые белые штаны, смотрю — идут две девушки: одна — моя подружка по команде из Майкопа, а вторая — Лена, но я ее еще не знал. Ну, я поздоровался и пошел оружие получать. Потом уже Ленча мне сказала: «Я когда в первый раз тебя увидела, у подружки спросила: «Это что за хмырь в белых штанах?»
У Кузьминовых — двое детей, дочка учится в университете в Ростове, сын — работает в Таганроге.
— Я в городе выросла, за всю жизнь была два раза в деревне в гостях, никто не поверил, когда мы переезжать собрались, говорили, что вернемся через месяц обратно, — рассказывает Лена. — Если бы мне 10 лет назад сказали, что мы будем жить в деревне, я бы сказала: «Да нет, конечно, ни за что и никогда».
В Ростовскую область Кузьминовы переехали в 2010 году, Александр Анатольевич — подполковник в отставке, но в последнее время работал в МЧС во Владикавказе. В управлении дивизии подполковник Кузьминов занимался штабной работой на картах. Его жена рассказывает, что дома мог не появляться несколько дней: позавтракал в понедельник, а пообедал дома — только в четверг. После увольнения из Вооруженных сил Кузьминова пригласили на гражданскую должность в МЧС.
— Бездельем заниматься — кому это надо? — говорит Александр Анатольевич. — В МЧС по целым неделям было спокойно, но если что-то случалось, про дом можно было забыть. Когда начались события в Южной Осетии, мы за четверо суток поспали всего шесть часов.
«В город не хочется»
Супруги Кузьминовы признаются, что возвращаться в город не хотят: за те годы, что они прожили во Владикавказе, «наобщались» вдоволь.
— Здесь классно — тихо и воздух получше, — уверен Александр Анатольевич. — Опять же на земле — все свое.
— Я раз в две-три недели езжу в Ростов к дочке и родственникам. Вот постою в этих пробках, уже хочу уехать быстрее обратно, чтоб ничего этого не видеть, — говорит Лена.
Кузьминовы объясняют, что хотели переехать «на землю», чтобы завести хозяйство и ни от кого не зависеть. Бывает, что приходится тяжело, но этот труд — в удовольствие, признаются супруги.
— Мы всю Ростовскую область объездили, когда дом искали. Где только не были, а потом в Интернете увидели дом в хуторе, поехали посмотреть. Я туда зашел, как к себе домой, было такое ощущение, — рассказывает Александр Анатольевич. — А родители переехали в Мечетинскую.
Все условия для жизни здесь есть, говорят Кузьминовы.
— Захотелось в город — час езды. Я иногда в Ростове с работы добиралась домой по два-три часа, — сетует Лена.
— Я с женой не спорю, — улыбается Александр Анатольевич. — Мы когда сюда приехали, я какое-то время жил один, Лена осталась с дочкой, надо было закончить образование. Ленча потом приехала и говорит: «А можно я вот это сделаю, а можно — вот это?» А я ей говорю: «Ленча, тебе здесь можно все».
«Люди часто не понимают ценности ручного труда»
Александр Анатольевич сейчас на пенсии, но есть у него любимое занятие — он выпиливает лобзиком разные изделия: дома у него можно увидеть изящные жардиньерки, подставки и фигурки из дерева, искусно выпиленные в мельчайших деталях. Свои работы Александр Анатольевич дарит друзьям и родственникам на праздники, но говорит, что все должно быть в тему. Еще принимает заказы на готовые изделия, например, держатели для очков, ключницы, шкатулки через сайт «Ярмарка мастеров», а также ведет свой интернет-магазин. Александр Анатольевич продает шаблоны для выпиливания лобзиком для резчиков-любителей по всему миру. Среди его покупателей — жители Испании, Италии, Израиля, Украины, Германии, США и, конечно, России. Благодаря тому, что Александр Кузьминов наладил удаленное взаимодействие со своими покупателями, живя в маленьком хуторе, компания PayPal рассказала его историю в своем проекте «eCommerce Frontiers».
Организовать свой форум в Интернете для тех, кто работает с лобзиком, Александр Анатольевич решил в 2008 году, когда еще жил во Владикавказе, но все не сразу пошло гладко.
— Один молодой человек вызвался помочь мне, и после этого стали сыпаться жалобы на вирусы, оказывается, он размещал на форуме сомнительные объявление, — рассказывает Александр Кузьминов. — Потом на меня вышел некто Игорь Нелаев из Ямало-Ненецкого автономного округа, предложил поддержку. Потом я выяснил, что Игорь Нелаев — хозяин форума «Мастеровой». Я у него спросил: «А почему ты молчал»? А он говорит: «А зачем я буду про это тарахтеть?»
С Игорем Нелаевым Александр Анатольевич до сих пор поддерживает связь, именно он предложил создать свой интернет-магазин: схемы, которые Кузьминов выкладывал в общем доступе, часто «гуляли» по сети без указания автора.
— Игорь нашел площадку, протестировал, и все заработало, я только наполняю сайт контентом, — говорит Александр Анатольевич.
Рисованные модели или изображения разных изделий Александр Кузьминов раскладывает на детали и в компьютерной программе создает схему, по которой можно выпиливать изделие. Заказать схему можно через специальную форму в онлайн-магазине — это может быть модель будущей полочки, шкатулки, светильника или рамки для фотографий.
— Схемы покупают когда на 3–4 тысячи рублей в месяц, а когда — и ни одного заказа, — объясняет Александр Анатольевич.
Выпиливает всю эту красоту мастер из дерева. Говорит, что если все бросить и заниматься только изготовлением, например, небольшой шкатулки, то на работу уйдет два дня.
Сейчас на форуме Александра Анатольевича мастера могут спросить совета, поговорить и поделиться результатами своего творчества.
— А как вы наладили Интернет в хуторе? — спрашиваю я.
— Когда мы только туда переехали, у меня был модем, а хутор стоит в яме, я еле-еле нашел место, где индикатор на модеме начал мигать. Пошел в телефонную компанию в Зернограде, они говорят: «У нас нет технических возможностей подключить вас к Интернету». Потом я зарегистрировался в Твиттере. Тогда как раз назначили нового министра связи Никифорова. Я «заскринил» индикацию моего модема, где была показана скорость соединения, и отправил Никифорову. Он ответил мне буквально в течение часа, попросил более подробно описать ситуацию. Через месяц приехали с роутером, поставили, наладили, скорость небольшая, но хватает — уже и страницы открываются, нет-нет и видео можно посмотреть. Я не знаю, может, это министр вмешался, может, и стечение обстоятельств. Не берусь утверждать, что это с моей подачи в хуторе появился Интернет, — скромно рассказывает Александр Анатольевич.
Мастер признается, что заказы поступают не так часто, как бы ему хотелось, но с другой стороны, тогда времени не хватало бы на дом. По словам Александра Кузьминова, тут надо грамотно балансировать.
— Плохо то, что люди часто не понимают ценности ручного труда. Говорят: «Сделайте мне из дуба и покрасьте потом в белый цвет». А смысл? Если хочешь белое — купи пластиковое. У дуба — свой красивый природный рисунок, природа — лучший художник. За такие заказы я не берусь. Большинство воспринимает эту деятельность как урок труда в школе, они не понимают, что это может быть немножко по-другому, — сетует Александр Анатольевич.
На вопрос, какие изделия ему нравится выпиливать больше всего, Александр Кузьминов отвечает, что новые, те, которые раньше не делал.
— Хорошо, что жена мне разрешает всем этим заниматься. Другая бы уже сказала: «За ворота — со своими станками». Благодарен, что она мне это баловство позволяет.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.