Зона медиаинноваций

Важно ли наблюдать за тем, что происходит в других медиа-культурах? Как меняется та же американская медиа-среда, под воздействием более сильных или более долгосрочных факторов, чем те, которые мы чувствуем у себя, в России? Насколько они, реально, нас опережают? Есть ли в их поиске, в исследованиях и разработках, что-то важное для нас?

Конечно, медиа-среды взаимосвязаны. Перемещаясь из страны в страну, ты совершаешь и путешествие в пространстве, и путешествие во времени. Одни страны прошли определенные стадии — скажем, перешли на цифровое вещание. Другие — еще даже не начали всерьез видеть, каковы последствия этого перехода. В одних странах медиа-потребление практически полностью перестроилось под цифровую реальность (до такой степени, что его даже традиционными методами измерить не удается), в других пока эта перестройка в процессе, в третьих (как в России) — два параллельных мира, один из которых, скажем, отражает медиа-реальность прошлого века, а второй находится примерно там же, где медиа-сообщество США.

Важно понимать, что наиболее развитые национальные медиа-среды очень сильно различаются. Иногда настолько сильно, что любое сравнение становится бессмысленным. Попытка увидеть решение российских, скажем, проблем в Германии — что для прессы, что для ТВ — лишена смысла. Технические и поведенческие, законодательные и маркетинговые особенности немецкого рынка невозможно воспроизвести в другой стране. Тем более в такой неорганизованной и атомизированной, как Россия.

Сходство с Америкой — и выводы из американского опыта — более релевантны. Равно как и заимствования — по целому ряду причин. Впрочем, есть одна немаловажная особенность, которую стоит иметь в виду, строя медиа-перспективы в России на основе найденных в Штатах идей и моделей.

 

С одной стороны, размер страны, разнообразие социальных условий, сообществ как территориальных, так и вертикальных, сложносочиненный федерализм и т. д. — общее для двух медиа-сред. Существенные различия в уровне жизни и, соответственно, уровне потребления (а также сопутствующих этому потреблению услуг) можно учесть — не rocket science. Чего нельзя учесть — и что принципиально важно при моделировании на основе американского опыта — это разной эволюции медиа-сред России и США. Причем дело даже не в первой поправке.

США как один из технологических лидеров не только в области стартапов, но и в области маркетинга, наводнен специалистами по продажам. Они любую идею, любое предложение, даже перспективно абсурдное, в состоянии втюхать определенному количеству американцев, которые, в свою очередь, настолько простодушны, чтобы его, это предложение купить и пользоваться. Американский медиа-рынок развивался гораздо более последовательно, осваивая платформу за платформой, формат за форматом, перебирая варианты и предоставляя «невидимой руке» решать, какой из них жизнеспособен. Размер и разнообразие условий этим экспериментам способствовали — и после каждого в обществе потребителей оставался «длинный хвост» сторонников этого неудачного, отринутого варианта.

Российский рынок, получивший медиа-инновации практически уже в «готовом виде», обладал чужим знанием — какие стадии обучения следует перескакивать. Прыжки, совершаемые (в особенности, в интернет-эпоху), становились все более синхронными — смотря на сегодняшнее стартаперское поколение, можно смело утверждать, что область придумывания у них практически ничем не отличается от американской. Те же фавориты, те же бизнес-идеи, почти те же технологии — только меньше понимание «как это делается», и меньше умение продавать.

Российская медиа-среда стремительно даже не догоняет, а перегоняет американскую — как, впрочем, и индийская, например, — делая ставку на мобильный интернет, потому что проводного, высокоскоростного в стране явно меньше, чем мобильного. И вероятность того, что в Усть-Зажопинске есть GRPS больше, чем вероятность присутствия там DSL-провайдера с разумными ценами на безлимит. «Перепрыгивание» в область мобильных медиа происходит — по крайней мере в раздраженном Ред Буллем мозге стартаперов — быстрее, чем освоение реальных возможностей «обычного Веб».

Как относительно законопослушная к правилам копирайта страна, Америка также лишена одной важной российской проблемы — жесткой формы пиратства, соответственно, создаются возможности для эффективной продажи через интернет качественного кино- и теле-контента. Netflix, Hulu, непосредственно сайты и приложения каналов — все это растет, поддерживаемое спокойным согласием американцев за какие-то 10 долларов обладать правом доступа к всем тем фильмам и сериалам, которые мы качаем с торрентов или смотрим на пиратских стриминговых сервисах.

Именно в этом спокойном согласии — основа бешенной капитализации Netflix и приличных перспектив продажи цифровых подписок на наиболее востребованные «бывшие печатные СМИ». Осталось только сделать эти «бывшие печатные СМИ» действительно достойными подписки, разграничить бесплатное по определению новостное содержание с подлинно качественным и достойным оплаты. Полагаю, что этот процесс получает достаточную поддержку с обеих сторон — издатели видят уже совсем близкий конец бумаги (которую давит не столько рекламный спад, сколько рост стоимости размножения и дистрибуции), и торопят редакции и маркетологов. С другой стороны, есть и движение со стороны читателя/пользователя — не такое ясное, но «промериваемое» современными маркетинговыми инструментами — люди не против платить, если найдена адекватная и понятная им стоимость, а взамен они получают что-то новое и удобное, при этом сохраняющее качества бренда.

Это может быть и веб-сайт, и мобильное приложение, и даже, вы удивитесь — новое печатное издание. Но — новое и удобное, насыщенное качественным содержанием и smart — умное, для умных.

 

Где сейчас находится в американских медиа «зона инноваций»?

Прежде всего, в области новых форм и интерфейсов. Крупные и средние медиа-компании, поджавшись, обрезав «жир», распродав недвижимость и совершив прочие ритуальные танцы кризисного времени, смогли выстоять. Их балансы положительны, прибыли — пусть невеликие — имеются, социальная и политическая власть — тоже никуда, в общем, не делась. Телевидению кризис дался легче, газетам — тяжело, журналам — кому как, — но в целом, не без потерь, медиа-среда сейчас значительно более «здоровая» экономически, чем была в 2007 году, перед началом кризиса.

Однако, следует признать, что подавляющее большинство американских медиа — что печатных, что электронных — пошли по пути наименьшего сопротивления. Основной упор в эволюции/революции был сделан на новые интерфейсы — от самого простого решения, от переделки дизайна бумаги, эфира или сайта, до относительно сложных, типа создания «конвергентного продукта», частично существующего на бумаге, а полностью — в онлайне или на планшете. Механизмы создания таких продуктов были — несмотря на слова — везде примерно одинаковыми: издатели создавали task force, которая работала над прототипами, прототипы наполнялись контентом, в основном, существующих продуктов — и с красивыми бантиками и рюшечками «новые интерфейсы» выкатывались потребителю.

Тот смотрел на них осоловелым от 7 часов телесмотрения в день взглядом и говорил «What’s that?!», плевал на интерфейсы и поворачивался обратно к телевизору, в котором шел седьмой сезон 30 Rock.

Самые продвинутые — например, The New York Times — пошли более широким «фронтом». Они зашли со стороны контента и стали экспериментировать с ним. Появлилась мультимедиа-редакции, во главе с гениальным ДеВигалом, которая делает удивительные штуки, украшающие международные конкурсы и даже иногда видимые на сайте NYTimes, однако… Однако это все равно пока эксперименты, причем довольно камерные — основа бизнеса как была, так и осталась в бумаге. Даже заработав на «цифровых активах» более 100 млн. долларов, NYTimes все равно остается прежде всего газетой. Самой лучшей, самой передовой — но газетой. И, несмотря на «поход со стороны контента», нью-йоркский гигант все равно пока ограничивается играми с интерфейсом (основных сайтов). «Песочница», в которой R&D Lab New York Times играет в достаточно серьезные игрушки — http://beta620.nytimes.com/, группа альфа-версий — одна с семантическим движком, другая с придуманным внутри «социальным агрегатором», а третья с нативным HTML5 кроссвордом — пока лишь обозначает, где находится самая передовая компания отрасли.

Значительные деньги были потрачены Рупертом Мэрдоком на эксперимент с The Daily — но, несмотря на сотни тысяч закачек в период «бесплатности», издание для iPad не стало ничем. Его не упоминает даже мэрдоковский Fox News — настолько «никаким» получилось дитя эксперимента.

Американцы, как я уже сказал выше, народ очень настырный. Они действительно проверяют до конца, работает или не работает фиговина, идея, бизнес и т. д. Ровно до того момента, когда уже ни по какой отчетности компания не может считаться ликвидной. Проверили (и продолжают проверять, с переменным успехом) иллюзию гиперлокальности. Гиперлокальность — это когда газета для квартала, или журнал для микрорайона. Или веб-сайт, который описывает жизнь, потребление и услуги нескольких улиц. В первой части структурного/финансового кризиса ряд теоретиков выдвинули идею, что такие медиа более жизнеспособны. Более того, ранние эксперименты, в основном, за счет благотворительных фондов, показали, что «в этом что-то есть» — при душевном подходе к работе гиперлокальные сайты «срабатывали». Читатели читали, местные рекламодатели местно рекламировали, все были счастливы. Однако при попытках масштабирования начались сбои. Оказалось, что в одном районе работает — в другом не работает. В одном штате отношения с рекламными агентствами удаются — а в соседнем они в упор не видят никакой гиперлокальности. И, самое главное, оказалось, что стоимость управления системой из сотен, иногда тысяч таких микросайтов при американском подходе к количеству, качеству и стоимости менеджеров начинает зашкаливать.

В целом, это направление еще пробует — нельзя сказать однозначно, было ли оно миражем или все-таки нужен какой-то другой масштаб.

Интересно, что «инновациями» в основном занимались газеты. От безвыходности, чаще всего, и под давлением акционеров или кредиторов. Телевизионные станции и производители телеконтента если и занимались чем то, то мало и незаметно. За годы кризиса выросло и стало заметным Current TV (www.current.com — проект Альберта Гора, прообраз телеканала «Дождь» www.tvrain.ru) .

Инновационные на Current TV в. основном темы и режиссура — с точки зрения программирования, сетки, коммуникаций и всего остального это обычный качественный кабельный канал, который просто на время допустил зрителей к со-творчеству на просторах канала, и тем самым получил высокий уровень лояльности коренной аудитории.

Остальные телеканалы в основном «сидят на яйцах», пожиная плоды кризиса у других медиа и завистливо смотря на динамику интернет-рекламы.

И последняя заметка на сегодня — с «мостиком» к следующей группе, про «настоящий» интернет. The Daily Beast пожрал Newsweek. Сегодняшний журнал, руководимый матерью «Дневного Чудовища» Тиной Браун, на себя непохож, хотя и продолжает делать вид наличия связи времен. Много лет назад Демьян Кудрявцев, кажется, первым додумался до печатного журнала про Интернет — который был с изумлением приобретен Медиа-Мостом и благополучно закрыт в кризис 98-го. Но «журнал про Интернет» в 98-м был действительно инновационным. Печатать The Daily Beast на бумаге — точно никакого отношения к прогрессу не имеет.

Автор: ВАСИЛИЙ ГАТОВ
Оригинальный текст опубликован в блоге автора. Авторские орфография, пунктуация, стиль и структура сохранены.

Материалы по теме:

Дагестанский Forbes – Городской репортер 
«Слон» меняет редактора – Городской репортер 
Вон из профессии! – Городской репортер 
Реальный гонзо – Городской репортер 
Илья Красильщик: "Когда ты занимаешься городской критикой, тебя ненавидит полгорода" – Городской репортер 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Предыдущая статья
Следующая статья

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

В Ростовской области на выходных будет солнечно и выше +30

В Ростовской области 26 и 27 июля синоптики обещают умеренно жаркую погоду без осадков. Об этом сообщает Гидрометцентр России. В Ростове 26 июля,в субботу + 30 +31 малооблачно и без осадков, ветер северо-восточный с порывами до 10 м/c, в ночные ч...

В Ростовской области единовременная выплата контрактникам выросла до 1,2 млн рублей

В Ростовской области увеличили размер единовременной выплаты контрактникам.

Жители Ростовской области хорошо знают свои потребительские права

Департамент потребительского рынка Ростовской области провел ежегодное социологическое исследование среди потребителей, представителей организаций потребительского рынка Ростовской области по вопросам защиты прав потребителей.

Банк «Центр-инвест» обновил условия по семейной ипотеке

Банк «Центр-инвест» снизил процентную ставку по льготной программе ипотечного кредитования с господдержкой на первичном рынке для семей с детьми до 5,5% годовых (полная стоимость кредита от 5,459% до 5,998%).

В Ростовской области отменили фестивали «Осада Азова» и «Донская уха»

В Ростовской области отменили военно-исторический фестиваль «Осада Азова» и фестиваль «Донская уха».

В парке Вити Черевичкина вандалы повредили знак-указатель

В Пролетарском районе Ростова в парке Вити Черевичкина вандалы разрушили знак-указатель «Ростов-Нахичевань-на-Дону».

ЕЩЕ НОВОСТИ