Яцек Пастушка, «Балтика»: «Непредсказуемое регулирование может погубить пивоварение в России»

Яцек Пастушка //Фото предоставлено пресс-службой компании "Балтика"
Яцек Пастушка //Фото предоставлено пресс-службой компании "Балтика"

В России за последние 9 лет производство пивоваренной продукции сократилось почти на 40%. Основными причинами падения производства и продаж в этой отрасли стали и экономическая ситуация в стране, и изменения в законодательстве, регулирующем производство и оборот пивной продукции. О том, как развивается сейчас пивная отрасль и какие перспективы развития у нее есть в будущем мы попросили рассказать Яцека Пастушку, президента пивоваренной компании «Балтика», старшего вице-президента Carlsberg Group по региону Восточная Европа.

Яцек, что происходит сейчас на российском рынке пивной продукции, какова ситуация?

Производство пива и пивных напитков продолжает сокращаться. Например, за прошлый, 2016 год, по нашим оценкам, рынок пива в России сократился на 1–2%. Однако впервые за несколько лет вырос рынок безалкогольного пива — почти на 12%. Главным катализатором этих процессов послужило непредсказуемое регулирование отрасли.

 

Еще в 2011 году были приняты поправки к закону «О производстве и обороте алкогольной продукции, после чего пиво было приравнено к алкоголю. С того времени этот закон претерпел существенные изменения: в него было внесено более 300 поправок.

В итоге, начиная с 2011 года, регулирование пивоваренной отрасли сопровождается введением экономически и социально необоснованных запретов и ограничений, не практикуемых ни в странах Евразийского экономического союза, ни в иных зарубежных странах.

Более того, с 2007 по 2016 годы ставка акциза на пиво выросла почти в 10 раз. А в 2016 году были внесены очередные изменения в ФЗ № 171, предусматривающие введение с 1 января 2017 года запрета на производство и оборот, за исключением розничной продажи, алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра, на розничную продажу алкогольной продукции в такой таре — с 1 июля 2017 года.

Я считаю, что установленный законом предельный объем потребительской пластиковой упаковки в 1,5 литра является единственно приемлемым для выживания отрасли.

Это ограничение жесткое, но все же позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям. Дальнейшее ограничение объема ПЭТ нецелесообразно, поскольку скажется на отрасли крайне негативно.

Все перечисленное вместе с неблагоприятной макроэкономической ситуацией, конечно, повлияло на состояние рынка.

Насколько действия регулятора эффективны?

Не могу сказать, что регулятор, вводя столь жесткие ограничения, достиг поставленных целей, основной из которых является резкое, многократное снижение количество потребляемого гражданами алкоголя.

Все эти меры приводят лишь к падению рынка пива и переключению части потребителей на крепкие алкогольные напитки, что противоречит заявленному на уровне государства курсу на снижение масштабов злоупотребления населения алкоголем.

Между тем, в феврале 2017 года в рамках Российского инвестиционного форума, прошедшего в Сочи, на рабочей встрече заместителя председателя Правительства Российской Федерации Александра Хлопонина с представителями Союза российских пивоваров мы обсуждали вопрос регулирования работы отрасли и пришли к пониманию, что необходимо разделить регулирование для всех категорий алкогольной продукции, в том числе и пива.

Такой подход будет правильней: в большинстве стран мира регулирование оборота алкоголя строится именно так. Это связано с тем, что у производства и оборота пива есть свои особенности. Главная из них — при производстве пива не добавляется спирт и, соответственно нет необходимости контроля оборота спирта на территории предприятия. Кроме того, пивоваренная промышленность тесно связана с сельским хозяйством, есть свои особенности и по хранению обороту пива.

Как вы взаимодействуете с региональными властями, в частности, в Ростовской области?

Мы работаем с Департаментом потребительского рынка Ростовской области в рамках их компетенций.

В частности, 7 — 8 марта я приезжал со своими коллегами в Ростов-на-Дону, чтобы посмотреть, как работает компания в регионе. В рамках визита мы посетили завод «Балтика-Ростов» и торговые точки Ростова-на-Дону, где смогли оценить, как на практике реализуются планы, ключевые инициативы и стандарты компании в области продаж.

А что компания делает для того, чтобы оставаться лидером рынка, несмотря на его сокращение?

Безусловно, для компании важно обеспечить устойчивый рост за счет повышения прибыли, маржи и доли рынка. Компания стремится укрепить позицию № 1 на пивоваренном рынке России, а также занять позиции для будущего роста (стимулировать рост в географиях и сегментах, где мы видим долгосрочные возможности роста как например, безалкогольное пиво).

И для этих целей мы адаптировали стратегию Carlsberg Group «ПАРУСА’22» (SAIL’22) в текущие и стратегические планы, добавив те специфические для «Балтики» меры, которые позволят компании повысить эффективность бизнеса и улучшить динамику продаж на российском рынке.

В частности, отдельный блок стратегии отведен устойчивому развитию. Carlsberg Group определила четыре приоритетные направления устойчивого развития − Энергия и углеродный след, Вода, Ответственное потребление и Охрана труда и безопасность.

Комплексный подход применяется во всех четырех направлениях и интегрирован по всей цепочке приращения стоимости. Компания будет развивать проекты по этим направлениям, в том числе и на Юге.

С 2013 года в России пивоваренная компания «Балтика» начала развивать собственные проекты в данной сфере еще до внесения поправок в Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления», предусматривающих ответственность производителей за утилизацию бытовых отходов от своей продукции. Уже более семи лет компания ведет системную работу по сокращению образования различных видов отходов и увеличению доли повторно используемых и перерабатываемых материалов, в том числе упаковки.

Компания ведет раздельный сбор отходов упаковки как на производстве, так и с рынка. С 2013 года «Балтика» вместе с партнерами — тарными операторами реализует проект «Принеси пользу своему городу», цель которого — содействовать развитию системы раздельного сбора отходов в России. На сегодняшний день проект охватывает 12 городов, в том числе Ростов-на-Дону. Всего в рамках инициативы установлено более 2 000 контейнеров для раздельного сбора отходов упаковки (стекло, ПЭТ-бутылка, алюминиевая банка, картон).

Сейчас в Ростове установлено более 80 контейнеров для раздельного сбора. Стекло направляется на переплавку для использования в производстве новых бутылок; ПЭТ-отходы — переработчикам ПЭТ.

Как будет развиваться завод компании в Ростове-на-Дону в ближайшее время? Какие инвестиции запланированы на его развитие и на что они пойдут?

«Балтика» постоянно инвестирует в развитие производственных площадок и обеспечение экологической безопасности производства. В 2016 году инвестиции в ростовский филиал компании составили порядка 95 млн рублей. На 2017 год также есть определенные планы, о которых мы расскажем по мере их реализации.

Стоит отметить, что регион «Юг» вносит существенный вклад в развитие бизнеса компании и показал рост в продажах за прошлый год: объемная доля компании в регионе «Юг» в 2016 году составила 46,5%.

Этот показатель вырос по сравнению с 2015 годом на 0,1%*. Положительную динамику демонстрируют такие бренды как Carlsberg, «Горьковское», Seth&Riley’s Garage, энергетический напиток Flash Up, а также «Челябинское», «Самара», «Жигулевское», «Сибирский бочонок».

Налоговые перечисления филиала «Балтика-Ростов» в бюджет РФ составили 6,89 млрд рублей, из них акцизы — 6,6 млрд.

Планируется ли выведение на рынок новых сортов пива. В частности, сейчас бурно развивается культура «крафтового» пивоварения: присутствует ли «Балтика» на этом рынке, будет ли расширять свое присутствие?

Мы всегда стараемся максимально соответствовать вкусам наших потребителей. По коммерческим причинам не можем говорить о своих планах.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.