Премьера фильма «К чуду» состоялась в сентябре в рамках 69-го Венецианского кинофестиваля. Тогда показ сопровождался улюлюканьем кинокритиков, смешками и едкими критическими замечаниями. О чем на самом деле эта картина, и как нужно смотреть Малика, читайте в нашем материале.
На этот раз режиссёр Терренс Малик, которого называют то гением, то излишне претенциозным, решил задуматься о любви. Создатель таких шедевров, как «Тонкая красная линия», «Дни жатвы», «Пустоши», стал подозрительно часто делать новые фильмы: не успел Малик в 2011 году получить в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за своё «Древо жизни», как на экраны вышла его лента «К чуду». Это фильм-притча – история одной любви и вместе с тем любви всего человечества.
Он (Бен Аффлек) встретил во Франции женщину (Ольга Куриленко), влюбился, а потом увез ее к себе в американскую глубинку, где все дома однотипны, а в лучах солнца можно танцевать и кружиться весь день. «Что есть любовь? Где искать любовь?» — задаётся Она вопросами и не хочет распаковывать свои вещи, как будто знает, что рано или поздно этому придёт конец. В какой момент ненависть сменяет любовь? Чувственность сменяется непониманием, когда ласки уступают место истерикам и крикам, а утром вместо объятий Он ищет носки, а Она идёт чистить зубы.
Но таких моментов в картине практически нет. Фильм Малика – это условность: герои не зовут друг друга по имени, не едят, их быт ограничен стенами стандартного дома с коричневыми стенами.
Параллельно с историей мужчины и женщины развивается и другая – католического священника в исполнении Хавьера Бардема. Его герой очень одинок: «Куда ведёшь Ты меня? Где мне искать Тебя?». Но он тоже отчаянно ищет любовь, ищет Христа через любовь к ближнему, постоянно навещая заблудших бедняков, тюремных заключённых, а также читая проповеди.
Над этой ролью Бардема много кто откровенно смеялся. Очень странно, что над ним не смеялись в последнем фильме про Джеймса Бонда, где он играл главного злодея.
Хотя там оснований для шуток было побольше: на жгучего испанца напялили белокурый парик, заставили нести чушь и измываться над агентом 007.
Надо признать, что «К чуду» сюжета не имеет. Вся картина представляет собой аудиовизуальный эмоциональный поток. Малик складывает кино из прикосновений, шёпота, ласк и объятий. Две трети фильма герои дурачатся на лоне природы, милуются и бегают вприпрыжку.
Действительно, у Малика больший смысл заключён в бизонах на ранчо, чем в длинных пятиминутных диалогах.
Диалогов в фильме практически нет, почти вся речь – это закадровые начитки, внутренние монологи героев. Бен Аффлек за всё экранное время сказал от силы 5 предложений. Но это и лучше: «К чуду», пожалуй, единственный фильм, который идеально подошёл Аффлеку-актёру. Вся задача там состоит в том, чтобы целовать, обнимать, иногда злиться и накладывать на своё лицо печать сомнения.
Партнерши Аффлека по съемкам же выглядят просто потрясающе в кадре. Невероятно естественная и грациозная Ольга Куриленко, основной инструмент работы которой – это пластика. Всего на 15 минут экранного времени Ольгу Куриленко сменяет Рэйчел МакАдамс, которая играет старую/новую любовь мужчины. К слову сказать, Малик вырезал из окончательного варианта ленты Рейчел Уайц, Джессику Честейн, Майкла Шина и Аманду Пит. Видно, что кромсанию подверглась и работа Рэйчел МакАдамс, но и тот маленький кусочек, который вошёл в картину, выглядит очень органично, пусть эта история и не доведена до логического завершения. Ведь «К чуду» — это поток, а в поток может попасть всё, что угодно. И так же незаметно исчезнуть.
Малик с тщательностью домохозяйки вычистил из своей картины всё зло. Режиссёр сделал стерильную, декоративную зарисовку о любви. И зачем об этом говорить сложно, что-то шифровать? И разве не может признанный режиссёр позволить себе на два часа стать моралистом в хорошем смысле этого слова?
«Я просто хочу, чтоб меня любили», — говорят герои. А Терренс Малик просто хочет рассказать о любви. Не надо утверждать, что это «кино не для всех». Оно для всех, потому что все мы, по мысли Малика, обязаны любить. И режиссёр-затворник ведёт зрителя вперёд – к чуду, к любви, потому что любовь – это и есть чудо, это всё, что нам нужно. Кто-нибудь хочет поспорить?
Фильм Малика «К Чуду» нельзя посмотреть и забыть: его можно либо ненавидеть, либо восхищаться им. Кому-то в нём не понравятся подвижная съёмка и сложный для зрения монтаж, кто-то нещадно обругает режиссера за банальность и закадровый бубнёж, а кто-то упрекнёт Малика в повторении собственных же работ. Некоторые скажут, что кинематографисту пора бы перестать мнить себя пророком и проповедником общечеловеческих ценностей. Но когда речь идёт о любви, пусть и в разных её проявлениях, разве есть место банальностям?
И попробуйте не смеяться над внутренними монологами героев. И не хихикать, когда Ольга Куриленко целует ботинки Бена Аффлека. Быть может, тогда вы не скажете, что кино «неинтересное и скучное». Потому что это неправда.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.