Над студентами гуманитарных специальностей с завидной регулярностью подшучивают: «Будешь работать официантом?», «Поступил на истфак – любишь рисковать!». Куда же делись рабочие места для выпускников гуманитарных факультетов? Почему выпускники-гуманитарии остаются без работы после окончания вуза, и что происходит с гуманитарными факультетами Южного федерального университета.

В статье «Можно ли образумить отечественного левиафана?» Борис Шалютин говорит, что в последние годы на гуманитарное образование организована форменная атака.

«Минимальное время пребывания в аспирантуре, минимальная аспирантская стипендия, перманентное сокращение студенческих бюджетных мест, сокращение числа диссертационных советов и т. п. — вся эта травля гуманитариев, без сомнения, связана с целенаправленным интеллектуальным разоружением населения в областях, относящихся к социально значимой проблематике, как то делалось и в древнейших обществах, и в СССР», — говорит автор статьи, видя в таком положении вещей почти заговор и глобальную угрозу российскому обществу.

А еще в 2009 году министр образования Андрей Фурсенко окрестил гуманитарные специальности «дорогой в никуда»,  делая акцент на том, что страна сейчас больше нуждается в физиках, чем в лириках.

Что же сейчас происходит в сфере гуманитарного образования?

Преобразования в ЮФУ

Во-первых, в этом учебном году мощным ударом по ведущим гуманитарным факультетам ЮФУ стало присоединение факультета  лингвистики и словесности ПИ ЮФУ к факультету филологии и журналистики ЮФУ.

Какими бы ни были дальнейшие цели такого преобразования, налицо — тенденция к сокращению числа гуманитарных факультетов. По мнению руководства, специальности дублируют друг друга, хотя каждый знает, что между филологией и лингвистикой имеется ряд отличий. Более того, факультет лингвистики находился при ПИ ЮФУ, а это означало, что выпускники при его переезде теперь лишатся права на преподавание в школе сразу после окончания бакалавриата.

Во-вторых,  несмотря на то, что в отчете ректора ЮФУ за 2012 год процент выпускников-гуманитариев, устроившихся работать по специальности, более или менее высок (судя по отчету, 96,8% выпускников факультета филологии и журналистики работают по специальности, 97,1% принадлежат уже бывшему факультету лингвистики и словесности, 73,1% — психологам, 41,8 — историкам, 34,8 — социологам и политологам), к сожалению, далеко не все выпускники могут прожить на зарплату, которую они получают, работая по специальности.

«Сейчас я учусь в аспирантуре, — говорит выпускница одного из гуманитарных факультетов ЮФУ. — Часов на преподавание в этом семестре у меня нет, следовательно, и денег, которые были от преподавания, – тоже, на зарплату от работы в лаборатории нельзя прожить даже неделю,  поэтому приходится подрабатывать официанткой».

Причины и следствия

Порой застилающий глаза родителям и абитуриентам мнимый престиж и становится в будущем тем камнем преткновения, о который спотыкаются выпускники, когда пытаются найти место работы.

Профессия юриста привлекает своим статусом, профессия журналиста – определенной романтикой, но, к сожалению, далеко не все абитуриенты понимают, что юристов не требуется так уж много, а журналисты, не ушедшие в сферу пиара, вынуждены перебиваться более чем скромным заработком.

По статистике, выпускники негуманитарных факультетов намного реже бывают в центрах занятости, чем гуманитарии.

Корень проблемы в том, что, поступая на какой-либо факультет, абитуриент не может представить себя в выбранной профессии через 4 года, когда обучение подойдет к концу. Изначально именно поэтому выпускники-гуманитарии часто стоят за кассой в каком-нибудь «Макдональдсе».

Второй камень преткновения образовался из-за самой системы высшего образования в некоторых вузах, которые выпускают бакалавров и специалистов широкого профиля, забывая о том, что чаще всего на рынке труда требуется не просто филолог, а более узкий специалист — допустим, теоретик и практик перевода.

Куда податься?

Чаще всего выпускники, оказавшиеся за бортом профессии, дальше идут по нескольким путям: либо получают второе образование, чаще всего тоже гуманитарное или экономическое, снова не учитывая, что толпа экономистов тоже никому не нужна, либо же идут работать в сферу обслуживания.

Свои объятия гуманитариям распахивает также сфера торговли, чаще всего — это работа менеджерами в торговых залах.

В общем, после окончания университета те, кому не выпал счастливый билет, занимаются кто во что горазд: филологи работают в торговых залах, преподаватели стоят за кассами, историки переучиваются на парикмахеров.

Общество с его бешеным темпом жизни все меньше нуждается в выпускниках литературного института, историках и других представителях гуманитарного сообщества. Просмотрев вакансии в интернете, можно убедиться, что современные рынок труда больше нуждается в менеджерах торговых залов, кассирах и официантах.

Нередка такая картина: как успешные бизнесмены, сколотившие себе состояние в сфере услуг, так и просто выпускники технических вузов по истечении некоторого времени начинают ощущать недостаток знаний по истории, социологии, культуре, которые все равно необходимы, даже в повседневном общении с коллегами. Более глубокие знания в этих областях можно получить только на гуманитарных факультетах, поэтому уже сейчас даже в ЮФУ можно встретить факультеты, где сочетается естественнонаучное и гуманитарное образование – например, факультет естественнонаучного и гуманитарного образования, что может существенно помочь исправлению тотальной гуманитарной неграмотности.

Поэтому, возможно, уже запущен процесс, который должен помочь людям осознать, что общество, которое держится только на сфере услуг и торговле, игнорируя минимальное знание истории, философии и культуры, долго не продержится.

Новости smi2.ru

Новости партнеров