20 декабря исполнилось 110 лет ростовскому электрическому трамваю. Электрический трамвай в Ростове-на-Дону по своей системе отличался от трамвайных систем в других городах России — это единственная трамвайная система, построенная по европейским стандартам.
Само слово трамвай имеет английские корни и до словно переводится вагонный путь. (tram — вагон, вагонетка, way — путь). До этого перемещения по городу происходили на существующей с 1887 года предшественнице трамвая — конки. До нее были кареты и омнибусы на конной тяге, но они были слишком громоздки и тяжелы в эксплуатации. В 1886 году два предпринимателя из Воронежа — Андрей Николаевич Горчаков — статский советник инженер и Леонид Петрович Блюммер — кандидат права предложили проект нового общественного транспорта — конной железной дороги, или проще говоря конки.
Сама идея поставить кареты на рельсы возникла практически сразу после возникновения непосредственно самих железнодорожных путей. Позднее было принято решение о электрификации конки и с 1902 года трамвайное движение в городе Ростове было официально открыто и запущено.
Ростовский электрический трамвай отправился в свой первый рейс от угла ул. Б.Садовой и пер. Братского до Ростово-Нахичеванской межи (ныне пр. Театральный) 20 декабря 1901 года. Он пришёл на смену конной железной дороге, открытой в 1887 году Бельгийским акционерным обществом. Именно из-за того, что хозяевами конки и трамвая оказались бельгийцы, ширина колеи в городе оказалась европейской, отличающейся от ширины колеи в других городах России. Это сильно помогло городу в последующем, когда на маршрутах стали появляться трамвайные вагоны чехословацкого производства.
Первый трамвай, выйдя из Богатяновского депо на Большую Садовую улицу, доехал до Братского переулка и развернулся на «треугольнике» у здания редакции газеты «Приазовский край» (дальнейший путь к вокзалу для трамвая ещё не был полностью готов). Затем вагоновожатый призывными звонками стал приглашать пассажиров. И когда в считанные мгновения салон наполнился горожанами, трамвай сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее двинулся в сторону Таганрогского проспекта. Вот так буднично, без лишнего шума, двадцать вторым по счету городом Российской империи, Ростов-на-Дону вступил в трамвайную эру. Эру, которая продолжается вот уже 110 лет.
Чуть позже начались работы по электрификации конки и в соседнем городке _ Нахичевани, который ещё в 1890 году был связан с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией. И 22 декабря 1902 года электрический трамвай «въехал» в Нахичевань (города — соседи объединились в 1928 году).
Трамвай Х/М рядом с цирком
К началу Первой мировой войны в Ростове и Нахичевани было 40 километров трамвайных путей, по улицам городов — соседей по восьми маршрутам курсировали 86 ваго нов. А ежегодные перевозки пассажиров достигли к 1916 году почти 38 миллионов человек. Каждый день пассажирами междугороднего трамвая становились более 100 тысяч человек — каждый второй горожанин.
С 1913 года в городе, наряду с бельгийскими вагончиками, на линию стали выходить и новейшие трамвайные вагоны отечественного производства (Мытищинского вагоностроительного завода). Им ростовчане дали уважительное прозвище «крейсер» — такие трамваи брали пассажиров вдвое больше в сравнении с «коробочками».
В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал. Правда, в последующие годы (1920—1924 гг.) сильно обветшавшее трамвайное хозяйство требовало капитального обновления. Кроме вагоноремонтных мастерских, к работе подключился и переданный трамвайному тресту специализированный завод, получивший имя революционного деятеля В. Р. Воровского. Скромный этот заводик, находившийся на углу улицы Первой Степной и 26-й линии в Нахичевани (ныне на этой территории — авторемонтное предприятие) сыграл важную роль в дальнейшем становлении и развитии трамвайного хозяйства Ростова. Он поставил городу почти сто новых прицепных вагонов, прослуживших сорок лет.
С 1925 года началось развитие трамвайной сети: за десять лет она выросла вдвое, достигнув 80 километров. Трамвай пришёл на Сельмаш, в Ленгородок, в Рабочий городок, на «Красный Аксай», заметно выросла сеть линий и в центре города.
В те годы трамвай перестал быть единственным видом городского транспорта. С 1930 года в Ростове началось регулярное движение автобусов (вообще-то первые автобусы вышли на ростовские улицы ещё в 1927 году, но тогда движение было не постоянным). А в 1936 году Ростов — на — Дону стал третьим в стране городом (после Москвы и Киева) с троллейбусным сообщением.
А мог, между прочим, стать и первым. Ибо ещё в конце 1932 года, когда троллейбусов не было даже в Москве, ростовчане приступили к сборке и испытаниям опытного, «самодельного» троллейбуса, собранного на базе старого автобуса. Самая первая в стране экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью около 700 метров пролегла по улице Первой Степной (ныне — имени Ченцова), между 26-й и 14-й линиями.
Трамвай КТМ-1
В годы Великой Отечественной движение электротранспорта в Ростове прерывалось дважды (в период между двумя оккупациями, кстати, трамвай и троллейбус в Ростове работали, хотя от линии фронта Ростов отделяло всего лишь 35–40 километров). Вторая оккупация принесла ростовскому трамваю значительные разрушения. И все же спустя всего лишь три с половиной месяца после освобождения, 1 июня 1943 года, в городе вновь раздались трамвайные звонки, а затем восстановили и троллейбус.
Трамвай Tatra T1
В пятидесятые — восьмидесятые годы, ставшие поистине золотой порой в истории ростовского электротранспорта, трамвай развивался очень интенсивно. Были проложены новые линии на западную и северную окраины города, и в итоге протяжённость путей достигла 120 километров.
В конце восьмидесятых в городе имелось 17 трамвайных маршрутов, а подвижной состав превышал 300 единиц. В год услугами ростовского электротранспорта (вместе с троллейбусом) пользовалось до 250 миллионов человек.
Экономический кризис 90-х годов больно ударил по городскому транспорту, в значительной мере финансируемому из обнищавшего муниципального бюджета. Пришлось принимать экстраординарные меры. Часть трамвайных и троллейбусных линий были закрыты или законсервированы «до лучших времён». Была создана единая муниципальная транспортная компания «Ростовпассажиртранс», объединившая как электрический, так и автобусный транспорт.
Трамвай Tatra T3, восстановленный к 105 -летию ростовского трамвая
В результате разумной экономической и технической политики удалось в течение трёх лет полностью вывести электротранспорт из кризисной ситуации и приступить к постепенному восстановлению позиций, которые он занимал ранее, являясь главным перевозчиком в городе.
Современный ростовский трамвай
В настоящее время трамвайное движение в Ростове осуществляется по четырём трамвайным маршрутам. Трамвайные линии сохранились в центральной части города и в Железнодорожном районе (маршрут № 7), где из-за уклонов и кривизны улиц заменить этот вид транспорта очень проблематично.
Сегодня городские власти отдают приоритет развитию экологически чистых видов транспорта. Так что у Ростовского трамвая — большое будущее.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.