Ростовская область всегда была привлекательна для туристов – здесь и старинная архитектура купеческого Ростова, и казачий колорит станиц, а также раки, рыбалка и Дон-батюшка. Однако закрытие воздушной гавани несколько затруднило возможность посещения нашего региона. Какие пути выхода из этой ситуации были найдены, чем можно привлекать современного туриста в Ростовскую область сегодня и насколько хороший уровень сервиса показывают местные отели рассказала глава «Агентства по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области» Татьяна Горяинова.
-Деловой туризм –это и транспортная доступность. Каковы его перспективы в связи с закрытием аэропорта «Платов» на неопределенный срок?
— Конечно, до закрытия аэропорта у нас в Ростов-на-Дону с транспортной доступностью была идеальная ситуация. После закрытия «Платова» мы попытались эту проблему решить, сделав ставку на автопутешественников. В итоге был разработан маршрут «По дороге на юг». Так как было уже понятно: в случае открытия аэропорта, поток по М-4 Дон не уменьшится, а увеличится. Ведь в любом случае туристы поедут на юг – в Крым и в Краснодарский край.
Мы по-другому посмотрели на проблему и решили, что это для нас это — окно возможностей. И как показывает статистика по первому полугодию – не прогадали. По данным аналитики МТС, в Ростовскую область за первое полугодие прибыли 1 млн 832 тысячи туристов – именно те, кто здесь переночевали. И эта цифра выше, чем была в прошлом году.
Получается, что транспортная составляющая для туризма – это важная составляющая, но, видимо, не единственная. Если люди хотят отдохнуть в нашем регионе, то нужно им предложить различные варианты этого отдыха.
И тогда они к нам приедут и на поезде, и на автомобиле, и найдут чем заняться.
— В чем уникальность маршрута «По дороге на юг» для автопутешественников?
— Маршрут «По дороге на юг» разрабатывался для индивидуальных туристов. В нем обозначены возможные остановки, локации по трассе М-4 Дон, начиная со станицы Вешенской на севере области и заканчивая Ростовом, потому что дальше они уходят уже в сторону Краснодарского края. По этой причине такие локации как Азов и Таганрог мы не предлагаем, но все что есть до Ростова – Новочеркасск, Старочеркасск, парк «Лога» фантастический, парк «Малинки» – все это мы предлагаем. То есть остановиться здесь, в Ростовской области и переночевать, так как оба названных парка имеют объекты размещения. Возможно, не на самой территории парков, но в ближайшей доступности, и для автомобилистов это вообще не проблема.
— Какие еще новые маршруты появились для автотуристов?
— Также мы обнаружили по результатам прошлого года, что у нас очень загруженная трасса 60К от Волгодонска с востока на запад. По этой трассе движется большой поток туристов к нам.
И здесь тоже есть очень интересные объекты для посещений – в первую очередь это наши винодельни. В настоящее время на территории региона есть шесть виноделен, которые с удовольствием в этом году принимают туристов. При этом часть из них имеют объекты размещения, а если на самой винодельне таких объектов нет, то туристов селят в ближайших гостиницах.
— Помогла ли железная дорогая после закрытия аэропорта?
— Естественно, было увеличено количество ж/д перевозок. Здесь тоже открылось неожиданное окно возможностей – например, пригородная ж/д компания СКППК поставила ретропоезд в Таганрог. Понятно, что речь не идет о въездных туристах, но жители Ростовской области с удовольствием этой новинкой пользуются. И если говорить об экономике туризма, то лучше пусть они на выходных поедут в Таганрог и потратят там деньги, чем поедут в Краснодарский край.
— Однако закрытие аэропорта внесло множество неудобств. Какой туристический сегмент больше всех пострадал?
— Могу сказать, что больше всего закрытие авиаперевозок отразилось на сегменте MICE. Сегмент делового туризма очень зависим от этой транспортной составляющей. И это логично, ведь если из другого региона к нам едет группа численностью 100-300 человек или даже 1000 человек, то их сложно доставить поездом, при этом поезда и без того достаточно загружены сейчас. Добираться издалека на автобусе им неудобно, потому что конференции такие проходят в течение двух-трех дней. Наиболее комфортно было бы именно прилетать, а если добавляется перевозка – это как минимум сутки в пути, то такие путешествия стали для данного сегмента менее удобны.
В плане делового туризма видим изменение этого потока. Он сократился и перешел в сторону небольших групп — 25-50 человек.
Но хочу сказать, что деловой туризм — понятие объемное. И если мы относим к деловому туризму тех, кто приехал в командировку на одну-две ночи, то такой сегмент никуда не делся. К тому же, именно он создает большую часть загрузок отелей. А вот если мы берем людей, приезжавших на какую-то деловую программу, конференцию и плюс у них была возможность за эти дни еще и отдохнуть и познакомиться с регионом, то здесь — сокращение.
— В Нижегородской, Самарской областях и Республике Татарстан при поддержке администраций закупают скоростные пассажирские корабли на подводных крыльях и восстанавливают регулярное пассажирское сообщение между областными центрами и местами притяжения туристов. Есть ли планы у Ростовской области пойти по этому пути и заняться восстановлением речного пассажирского сообщения?
— В настоящее время в Ростовской области не предусмотрена программа по субсидированию водного пассажирского транспорта. Но так как востребованность таких перевозок здесь очень высока, то возможно правительство будет в эту сторону думать.
Но водный туризм имеет множество проблем. Начиная от нечёткого законодательства и до старого флота и нехватки судов. При этом вскоре планируется принятие новых законов о круизном и яхтенном туризме.
А вот обновление флота возможно за счет федеральных субсидий. Строить новые суда – это крайне дорого. Работа в этом направлении ведется.
Например, недавно на Санкт-Петербургском экономическом форуме презентовали теплоход с небольшой осадкой. Для нашей области это как раз подходящее туристическое судно, однако — дорогостоящее.
Поэтому развитие водного туризма – это вопрос, конечно, не завтрашнего дня и даже не одного года, но надежда есть.
— Ж/д туры. Насколько они популярны?
— В прошлом году РЖД попытался ввести такой сегмент, как туристический поезд. Здесь предполагается, что поезд приходит в какую-то точку, высаживает туристов, они гуляют по городу. Вечером они садятся обратно, и на поезде куда-то едут, ночуя в нем. Таких туров по России несколько десятков. Очевидно, что определенные неудобства есть, хоть поезда и оснащены и душем, и биотуалетом.
Конечно, такое направление имеет своего туриста, но это небольшой сегмент. Например, в прошлом году такой туристический поезд посещал Ростовскую область в том числе.
При этом набирают большую популярность так называемые ретропоезда. Когда народ видит старый паровоз, который едет, дымит и гудит, то все невольно оборачиваются и даже некоторые подбрасывают кепки в воздух.
По всей России ходят такие ретропоезда. У нас есть ретропоезд, он ходит из Ростова в Таганрог. При этом наши туроператоры делают имерсив – на вокзале пассажиров может встречать Петр Первый, Фаина Раневская или Антон Чехов.
— Растущая популярность глэмпингов -это конкуренция для привычных отелей?
— Глэмпинг возник из-за роста внутреннего туризма, когда стали активно пиарить нишевые регионы России. В итоге выяснилось, что есть на что посмотреть в нашей стране от Якутии и до Калининграда. Потоки туристов хлынули посещать новые локации, но здесь возникла проблема – недостаток коллективных средств размещения (КСР).
В Ростовской области 640 КСР и это очень хорошая цифра, а есть регионы с потоком туристов, но с острым недостатком КСР. Селить людей некуда попросту. Строить отели — дорого и долго, здесь нужны очень большие кредиты или поддержка государства. Вкладываются миллиарды, а окупиться это лет через 15.
В итоге начали строить туристические жилые объекты как нечто среднее между кемпингом и отелем. Глэмпинг — это не капитальное строительство и зачастую не требует подведения коммуникаций, а ограничивается наличием биотуалета и биодуша. Хотя сейчас они тоже разные – как демократичные, так и люксовые. Находятся они обычно в живописном месте, в экопарках итд. И еще один существенный плюс – быстрый срок окупаемости.
— Популярен ли в Ростовской области глэмпинг?
— В настоящее время Федеральное агентство по туризму дает гранты на развитие туристской инфраструктуры, в том числе и на строительство глэмпингов. В прошлом году от нашего региона подавались заявки и были получены гранты. Например, парк «Санрайз» в Неклиновском районе — это пример возведенного за счет грантовых денег плюс 30% софинансирования глэмпинг.
В этом году бизнесмены наши не получили гранты на строительство глэмпингов, так как Ростовская область не прошла как регион. Теперь будут подавать документы уже в следующем году, есть интерес.
Конечно, часть глэмпингов строятся и за деньги инвесторов – например, туристический комплекс туристический комплекс «Причал Разин» на острове Буян в Багаевском районе. Там очень комфортные домики с панорамными окнами и красивейшим видом на Дон. Сейчас глэмпинг состоит из трех домиков, но владелец хочет построить еще 22.
— Уровень гостиничного сервиса в Ростовской области. Как вы его оцениваете?
— В нашей области сервис растет за счет появления сетевых отелей, потому что они всегда флагманы. Mercure, Ramada, Бутик-отель 39 by Sateen Group, Hyatt, два отеля Radisson. Эти сетевые отели – барометр уровня сервиса. И все локальные наши отели вынуждены тянутся за ними.
При одинаковой стоимости в Mercure или в отеле локального бренда, люди выберут знакомый сервис. Поэтому локальные гостиницы в Ростовской области сейчас имеют хороший уровень сервиса.
Да, произошел некий взрыв внутреннего туризма. Новые объекты размещения, подготовка кадров – кто 10 лет назад об этом думал и знал? Туризм в принципе всегда дает мультипликативный эффект. Допустим, мы начали развивать агротуризм. Фермерские хозяйства, рыбоводства. И вот они, понимая, что у них будут туристы, создают инфраструктуру на другом уровне. Сейчас все от виноградника до производства начали брать кредиты, чтобы сделать красивую и качественную инфраструктуру, потому что понимают — они стали объектами туризма.
— Можно ли сказать, что именно ковид так помог росту внутреннего туризма в России в целом и в нашем регионе?
— На самом деле, взрыв внутреннего туризма начался до ковида, благодаря как раз тому, что регионы осознали ценность мультипликационного эффекта развития туризма для экономики. Вот мы, «Агентство по деловому туризму и коммуникациям», три года существуем и во многих областях России начали создавать подобные нам структуры – агентства, департаменты, занимающиеся туризмом. Потому что раньше туризм был где-то вместе со спортом, а сейчас обособился.
В 2021 году в РФ запустили нацпроект «Туризм — индустрия гостеприимства» — а это уже совсем другой уровень! Поэтому развиваться все начало раньше, и к началу пандемии уже был некий задел. А когда еще и ограничения начались, то мы были уже готовы принять туристов. Потому что лет пять назад, если бы все ринулись отдыхать внутри России – а куда? Нет дорог, КСР, экскурсоводов в таких количествах.
«Турист всегда тянет за собой массу составляющих: объекты размещения, дороги, общепит, экскурсионное обслуживание»
Дальше — развитие инфраструктуры, отелей. Стоит остро вопрос развития туристической инфраструктуры, в том числе и в Ростовской области.
Сделали ставку на Таганрог – центр туризма нашего региона. Это и понятно — город у моря, с богатой историей, красивой архитектурой, приятный, солнечный. Сейчас есть мастер-план турразвития города, замечательный проект обустройства Пушкинской набережной, есть проект кластера туристического «Приазовье» на 800 мест с вишневым садом, со сценой на воде, с бассейном инфинити с подогревом итд.
Хотя и в настоящее время Таганрог активно принимает туристов — за первое полугодие его посетили 164 тысячи человек.
И по всей стране сейчас идет развитие туризма — строят экопарки, всю Россию разбивают на макрорегионы, создают мастер-планы этих макрорегионов, что облегчает задачу. Потому что это своеобразный план действий: что нужно сделать в плане туризма? От инфраструктуры до маркетинга. Есть туристический мастер-план для России в целом.
— Возникшее несколько лет назад направление гастротуризма — винные туры. Насколько они популярны в Ростовской области? Появляются ли новые винодельни в регионе?
— Хочу отметить, что Ростовская область — это зона очень сложного укрывного виноделия, мы один из самых северных регионов промышленного виноделия. Но сейчас и Волгоградская область виноград выращивает, делает вино.
Понимаете, в Европе строительство виноделен – это столетиями уже идет, а в России – только десятилетиями. То, что у нас появились винодельни типа Ведерникова и начали выращивать наши уникальные автохтонные сорта, – это просто замечательно. Мы — единственная область, которая может похвастаться тем, что здесь в промышленном масштабе производится вино из автохтонных сортов (автохтонные сорта винограда – виноград, растущий только на данной территории, местный – прим.ред.).
Через 10-15 лет после открытия виноделен мы решили, что нужно развивать это как туризм. Мы пошли в винодельни, начали им рассказывать про туризм и винные туры, но они совершенно не собирались этим заниматься, туристы их не привлекали. Мы их собирали и говорили: «Вы не думайте, что туризм – нагрузка для вас, это дополнительная прибыль! Только сейчас нужно сделать то-то и то-то, построить объекты размещения итд».
И нам пришлось сильно менять сознание виноделов – сейчас же мы видим работающий кластер «Долина Дона». Это шесть виноделен с классными объектами размещения на берегу реки вроде гостиницы на Дону – «Петровская застава». И сейчас мы хотим уже выходить на новый уровень и подали «Долину Дона» как национальный туристический маршрут.
Виногастротуризм – это очень популярно. Я бы поставила по востребованности на первое место. А новые винодельни? Я не против появления новых виноделен, пусть появляются, но им будет нужно не менее 10-15 лет для того, чтобы научиться делать хорошее вино и профессионального состоятся.
Сейчас гастротуры, все эти поездки на винодельни, с ночевкой и без — это очень востребовано у туристов.
Винное производство на Дону продолжает развиваться. В «Цимлянских винах» недавно поменялся владелец, он возродил производство легендарных вин, вложил туда огромные деньги. Будет там строить рекреационную зону. И улучшение уровня объекта видно уже сейчас: в виноградниках Цимлянского ходит девушка-экскурсовод с наушником и все толково рассказывает, они открыли классный дегустационный зал. Пришло понимание, что туристы – это очень хорошо.
— Насколько полно представлены в Ростове национальные кухни населяющих регион народностей?
— С моей точки зрения все кухни представлены, всех диаспор. Если начать искать, то найдете заведения общепита всех народностей юга. Кавказская и грузинская кухни очень широко представлены в Ростове, армянская – пожалуйста — Чалтырь. Там и фестиваль шашлыка знаменитый, и недавно даже возродили производство знаменитых пирожков с лебедой. И ростовчане специально туда ездят покупать эти пирожки.
Есть китайская, тайская, разная азиатская кухня. Конечно, знаменитая шаурма на ЦГБ.
А вот самое интересное, что меньше всего у нас была представлена донская кухня. Изменили ситуацию именно туристы. Приезжают москвичи, петербуржцы и хотят попробовать местную кухню, потому что зачем им итальянский ресторан или азиатский в Ростове? У них в Москве и в Питере таких тьма. И вот с ростом потока туристов у нас, слава Богу, начали появляться рестораны локальной кухни. Причем понятие «донская кухня» существует, но это же смешение нескольких культур и нескольких кухонь. Исконных донских блюд и не так много – это наш курник, фаршированный капустой фазан, хворост с нардеком и, конечно же, знаменитые донские раки.
Как только пошла волна туризма – открылись на барной миле «Раки и гады» на Шаумяна. Барная миля – зона от Шаумяна от Семашко до Ворошиловского практически. И экскурсии делают – пошли туристы по этой миле, дай Бог, чтобы до конца дошли. Доходят не все. Это «Свой бар», «Сияние», «Голодранец», «Жара» и прочие.
Начинаем всегда с «Раков и гадов». Настолько их раскрутили, что мест нет.
Бар «Синичка», раковарня на Буденновском, ресторан «Общество сытых» с купеческой кухней, но Ростов — это же купеческий город, а не казачий. Купцы ели европейские блюда, выписывали поваров из Франции и Англии. Тогда было огромное количество европейских рестораций у нас в городе.
— Какие перспективы развития у туризма в Ростовской области на ближайшие годы?
— Сейчас мы смотрим в сторону национальных туристских маршрутов. Тренд этот задан Ростуризмом, который хочет, чтобы вся Россия была покрыта сетью доступных, качественных и продуманных до мелочей маршрутов. Они будут носить название «Национальный туристский маршрут».
Мы решили, что у нас таких маршрутов может быть три. Эти маршруты будут в продаже у федеральных туроператоров. Первый мы защитили – это «Стартап Петра I». Anex Tour взял этот маршрут, потому что понимают, что раз мы перед Ростуризмом защитили этот маршрут, то все его составляющие на уровне.
Этот маршрут общей протяженностью 265 км включает Ростов, Азов и Таганрог. У путешествия есть и водная часть – перемещение из Азова в Таганрог на катере в летний сезон.
Второй нацтурмаршрут – «Долина Дона». Путешествие по винодельням и на винзавод в Цимлянск. Туроператоры уже начали его продавать.
И третий – «Дорогами казаков» или «Большой казачий круг». Сейчас мы как раз работаем над неймингом. В этот тур входит посещение Новочеркасска, Старочеркасска, хутора Старозолотовского.
Национальные туристические маршруты — уже следующая ступень развития, которая выводит регионы на уровень международного туризма.
«Стартап Петра I» и «Дорогами казаков» сделаны по формату сити-брейк – тур выходного дня. Приехал, живешь в отеле на выходные и посещаешь ближайшие локации. Многократно я посещала так соседние европейские города во время сити-брейков.
А теперь есть сити-брейк в Ростовскую область. Приезжаешь в Ростов, выбираешь отель проживания нужного тебе уровня — три, четыре, пять звезд. При этом в стоимость тура уже входит посещение Таганрога, Старочеркасска, Азова. Плюс есть и свободное время — возможность взять дополнительные экскурсии вроде барной мили в Ростове.
Самый длительный по времени их этих трех маршрутов — это тур «Долины Дона». Длится он 5 дней и 4 ночи. Остальные турмаршруты трехдневные.
— В Ростовской области за последние годы появились очень интересные и привлекательные для туристов объекты. Большой популярностью пользуются парк «Лога» и парк «Малинки», а вот добраться до них пока непросто. Будет ли улучшаться транспортная доступность к этим объектам?
— Да, парк «Малинки» в Красносулинском районе, парк «Лога» в Каменском районе или «Петровская застава» в Константиновске стали часто посещаться туристами, а дорог туда нет. Уже на уровень правительства выводим эту проблему и появляются подъездные дороги, будет курсировать и общественный транспорт. Сейчас добраться можно с туроператарами на их транспорте или же автомобилистам.
— Если говорить об уровне сервиса, то, к сожалению, часть новых туристических объектов не могут ими похвастаться. Например, парк станция «Морская». Есть множество негативных отзывов: раздевалки, туалеты, организации питания и прочее. Можете ли вы влиять на улучшение сервиса у частных компаний?
— Конечно, мы может что-то сказать виноделам, владельцам экопарков, мест отдыха, но если их собственники и руководители не захотят, то делать не будут и слушать нас тоже. А вмешиваться в деятельность коммерческого объекта мы не имеем права.
— В ряде изданий СМИ бурно обсуждали перенос фестиваля «Донская уха» из Кургана в Старочеркасск. В итоге локаций стало 10 и в Кургане также варили уху, но все же центральное место действия было в Старочеркасске. Почему выбор пал именно на эту локацию?
— Когда мы думали о проведении фестиваля ухи, то однозначно хотели его переформатировать в этом году. Потому что внутренний туризм выходит на другой уровень и мне бы хотелось, чтобы этот уровень был международного класса.
В Кургане площадка рассчитана на местных жителей, при этом сам формат проведения там специфический – люди приезжают семьями, выпивают на природе. Да, такое имеет право на существование, но не подходит для крупномасштабного туризма.
В итоге мы выбрали Старочеркасск, потому что туда недалеко ехать и уже был оборудованный парк, сцена. При этом для себя мы ставили задачу сохранить сам смысл фестиваля, его колорит — чтобы варили донскую уху на открытом воздухе в котлах.
А позже возникла идея варить на разных локациях и выводить на экран.
— Однако многие, кто посетил фестиваль в Старочеркасске были недовольны. Основные претензии – 2-3 часовые пробки на выезде и нехватка ухи. Что можете сказать по этому поводу?
— Самая большая сложность была – рассчитать сколько у нас будет людей.
В моем понимании Старочеркасская – это 5000 человек туристов максимум. Было бы так, то и пробок бы не было серьезных, и всем бы хватило ухи. Но на фестиваль приехало 27 тысяч человек. Да, теоретически там можно устроить праздник и на 27 тысяч человек. Если бы в Старочеркасск не вела одна – единственная дорога.
То, что не было тентов — гастрофестивали на открытом солнце без палаток и тентов делать нельзя. Конечно, было очень жарко. Решить этот вопрос легко – просто переносом фестиваля по дате либо на май, либо на октябрь.
Фуд-корт должен был быть обязательно. Согнать даже эти рестораны и сформировать восемь команд стоило нам неимоверных усилий. Обычно они не выходят на такие мероприятия. Мы их буквально уговаривали варить уху, понимая, что надо первый год их поставить, а на следующий они сами к нам придут.
То, что касается сцены и развлекательной части, то у меня вообще вопросов нет. Там все получилось и было круто.
Этот вариант был переходным между фестивалем для «своих» и крутым мероприятием московского уровня.
— Если вопрос с погодой и ухой решается, то с пробками нет?
— Мы продумывали разные варианты. Если использовать водный транспорт, то теплоход берет за раз только 160 человек.
Возможно использовать перехватывающие парковки — в поле их поставить, а до места шатлы запустить или пешком. Но и тут шатлы могут встать в пробках.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.