«Слава Богу, что мы казаки!»

Недалеко от станицы Старочеркасской прошли казачьи шермиции

//Фото Евгений Головатенко

2 мая недалеко от станицы Старочеркасской состоялись шермиции  традиционные гулянья казаков. Они стали предметом особого интереса как казаков, так и обычных жителей Дона, интересующихся историей, культурой и бытом казачества.

Обычно шермициями называют приуроченные к праздникам особые ритуалы и состязания казаков в различных видах военного искусства. Традиционно в них входят рубка мишеней, шармование на шашках и пиках, метание дротиков, стрельба из лука, конные состязания. Шермиций имеют долгую историю, однако на время эта забава была забыта. Только в 2009 году гулянья были возрождены по инициативе донских казаков и вскоре стали национальным этноспортом для представителей казачьих общин со всего мира.

//Фото Евгений Головатенко
//Фото: Евгений Головатенко

Стать участником казачьи спортивных соревнований не так просто, как может показаться. Претенденты съезжаются на место сбора за день до начала игр и проходят предварительный отбор. Каждый казак должен иметь оружие, национальный костюм, документы и справки.

 

Праздник встречает нас уже на узкой тропинке, которая ведет к урочищу «Каплица»: по ее обочинам разбиты ярмарочные палатки, приветливые торговки предлагают купить сахарного петушка на палочке, венки с лентами и ободки из искусственных цветов, деревянные дудочки и фигурки дополняют общую картину. Далее идет «мужской отдел», за прилавком  настоящий казак, молодой мужчина в форме, с длинной бородой и смелыми ясными глазами. У него можно купить плетеные корзины, горшки, деревянные мечи и ружья для маленьких казачков. Также предлагают купить национальные костюмы. Отдельно продают папахи. Оказывается, такой сакральный символ получить очень просто! Все же капиталистическое общество и на независимые свободолюбивые группы имеет влияние.

//Фото Евгений Головатенко
//Фото: Евгений Головатенко

То и дело разворачиваются трогательные сцены долгожданных встреч  казаки из разных краев, в разных национальных костюмах узнают друг друга, обнимаются, знакомят между собой своих спутников и спутниц. Чаще всего это или маленькие казачата в таких же костюмах, как и отцы, которые они демонстрируют с гордостью, или на удивление «городские» женщины в джинсах, с модным маникюром и браслетом «Пандора».

Выглядят такие семейные пары забавно: казак с жесткими подкрученными усами, в шароварах и папахе, с саблей на боку  как человек из прошлого, из песен, легенд и шолоховского «Тихого Дона» и эта современная женщина, которая словно заблудилась странным образом в чужом краю. Казачек было вообще намного меньше, чем казаков, или они просто не пытались ярко обозначить свою принадлежность к сословию, все-таки игры мужские, им, казакам, и надо быть при полном параде.

По всему урочищу слышен голос священника, который заранее вооружился микрофоном, подключенным к мощной аппаратуре. Ему готовы помогать маленький хор и несколько групп казаков разных возрастов, которые собираются молиться.

//Фото Евгений Головатенко
//Фото: Евгений Головатенко

Молитва продолжается довольно долго, некоторые вторят ей, почти все в нужных моментах крестятся, отвечают, отвешивают земные поклоны. В какой-то момент проникаешься пониманием того, как для казаков важно православие, это  неотъемлемая часть их культуры.

Сразу после коллективной молитвы организаторы озвучили цель, с которой собрали казаков на шермиции. «Давайте покажем, что мы не сословие, не братство, а народ!»  заявил один из них. Публике представляют атамана десятых по счету шермиций, и заграничных гостей: атаманов калифорнийской общины и представителя общины шотландской. Последний демонстрирует подарки: чашу, нож, рушник. Сзади слышится удивленный голос одного из донских казаков: «Откуда-откуда? Из Шотландии? Да разве ж так бывает!»

Во время игр по территории можно было передвигаться свободно, выбирая зрелище по душе. Для детей была организована детская площадка с играми и потехами. Возле сцены парень играет на баяне, небольшой женский хор исполняет задорные песни, в центр живого круга приплясывая выходит казак с саблей в руке и начинает свой танец. К нему присоединяется молодая девушка, она умело, играючи крутит оружие в руках, сталью поблескивающее на солнце. Выглядит все это эффектно и завораживающе. Позже удалая казачка берет еще одну саблю и танцует уже с двумя. Зрители в восторге кричат «Любо!».

//Фото Евгений Головатенко
//Фото: Евгений Головатенко

Немного поодаль происходит обряд посажения на коня. Совсем маленьких казачков, от двух лет, сажают на взрослого, крупного коня, привязывают шашку и проводят животное по кругу. Большинство маленьких воинов выглядят очень серьезно и убедительно, видимо, их к этому событию долго готовили. Важные и сосредоточенные детские лица умиляют наблюдателей, но тут «любо» никто не кричит, чтобы не испугать и не раззадорить животное.

В долгожданных соревнованиях по стрельбе из лука многие участники держали оружие в руках впервые, и мало кто попал хотя бы в мешок, на котором была прикреплена мишень. Зато как восхищает джигитовка! Юноши отлично справлялись с лошадьми: разгоняя животное, парень ловко в один момент становится на седло, держась одной рукой за поводья  дух захватывает! Невозмутимо призывая к аплодисментам на обратном пути, наездник на полном скаку склоняется к земле, чтобы поднять упавшую папаху. На третьем заезде он снова на полном скаку спрыгивает, отталкивается прыжком от земли и вновь оказывается в седле. Кажется, опасность подстерегает на каждом шагу, но казак доверяет своему коню как самому себе, и оттого этот единый, сплоченный механизм действует слаженно и четко.

//Фото Евгений Головатенко
//Фото: Евгений Головатенко

Несмотря на многообразие национальных видов спорта, больше всего зрителей собралось рядом с площадкой, на которой проводились кулачные бои. Интригу создавал подбор игроков по принципу: «один сильный, другой быстрый». Зрители играют непоследнюю роль в боях, активно подбадривают своих товарищей, советуют, как действовать. Один из парней кричит своему приятелю: «Давай, давай, русские не сдаются!», его одергивает старый казак и назидательно говорит: «Запомни, ты не русский! Ты казак!».

//Фото Евгений Головатенко
//Фото: Евгений Головатенко

Вообще, это интересно, насколько по-разному относятся казаки к своему сословию, условно можно поделить на романтиков и реалистов. Первые горячо верят в то, что их культура вечна и непобедима, что все казачьи ценности и принципы не утратили актуальности. А вторые понимают, что это просто дань прошлому, повод встретиться со старыми знакомыми и повеселиться. Со стороны это выглядело скорее как реставрация прошлого, шоу аниматоров. Но ведь жизнь — в движении, а не в реставрации прошлого.

Всюду слышится присказка «Слава Богу, что мы казаки!», попадаются колоритные лица, словно сошедшие с иллюстраций учебника истории. Ближе к середине дня полностью проникаешься атмосферой, представляешь себя Аксиньей Астаховой, но что-то из этой атмосферы постоянно вырывает: то характерный звонок «айфона» в кармане у одного казака, то мощный фотоаппарат на шее у другого. Казаки, конечно, очень дорожат своим прошлым, но от современности никуда не деться.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.