Warning: file_get_contents(https://cityreporter.ru/wp-content/uploads/2013/01/rost_metro1-1.jpg): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /var/www/cityrep-root/data/www/cityreporter.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-imagick.php on line 156

Рыть или не рыть?

В прошлом году две «южные столицы» — Ростов и Краснодар, кажется, окончательно определились, как им развивать свою транспортную инфраструктуру. Краснодар включил в свой генеральный план проект «Краснодарский транзит», предполагающий вынос за пределы города железной дороги. А в центре Ростова в декабре, в разгар транспортного коллапса из-за обильных снегопадов, появились жёлтые щиты с надписью «Изыскательские работы на объекте «Станция метро „Буденновская“». Но эти первые шаги ещё вовсе не означают, что оба проекта будут реализованы. Да и в эффективности предлагаемых решений существуют сомнения.

История ростовского метро без преувеличения драматична. Формально город получил право на прокладку подземки ещё в 1980-х годах, став миллионником. В следующем десятилетии по понятным причинам ни о каком метро речи и быть не могло — вся страна решала задачи выживания. В начале нулевых история с новым поколением городского транспорта получила неожиданный оборот — ростовская мэрия представила на суд общественности идею создания в городе монорельса. Метро, говорилось тогда, в Ростове строить нельзя — слишком высокий уровень грунтовых вод.

rost_metro

Однако новое слово не прижилось — проект монорельса быстро канул в лету, и все прошлое «тучное» десятилетие для развития ростовского общественного транспорта оказалось фактически потерянным временем. Более того, положение дел в транспортной сфере существенно ухудшилось: из-за стремительного роста пробок скорость автобусов, троллейбусов и маршруток постоянно снижалась, а трамвай в Ростове стал чуть ли не маргинальным видом транспорта. В итоге руководство города все же вернулось к проекту метрополитена — но в самый неподходящий момент: муниципальное учреждение «Управление метро Ростова» было создано в 2008 году, то есть в начале кризиса, когда финансовые потоки на мегапроекты стремительно пересохли.

Словом, ростовское метро — это хороший пример проекта, который только стартует сегодня, хотя нужен был ещё вчера.

 

«Краснодарский транзит» на фоне этих перипетий выглядит чуть ли не образцом того, «как надо». Краснодар примерно в одно время с Ростовом столкнулся с реальной угрозой транспортного коллапса, но решение проблемы здесь было предложено принципиально иное. Впервые проект выноса из Краснодара железнодорожного полотна, рассекающего город надвое, показали на Международном инвестиционном форуме в Сочи все в том же 2008 году. Суть «транзита» в том, чтобы на месте железной дороги и промзон создать магистраль скоростного движения с новым видом общественного транспорта — скоростным трамваем, а прилегающие территории отдать под освоение девелоперам.

kr_tranzit

Стоимость краснодарского проекта — около миллиарда долларов — выглядит куда более реалистично, чем ростовское метро. Если первоначально начальник Управления метро Ростова Мурат Тлепцеришев заявлял, что ориентировочная стоимость километра подземного пути составит 2–3 млрд рублей, то в этом году прогнозная оценка стоимости строительства первой линии протяжённостью 15 км оценивалась в 76,6 млрд рублей, то есть цена за километр уже перешагнула отметку в 5 млрд рублей — и это ещё даже до начала проектных работ. Неслучайно мэр Краснодара Владимир Евланов, объясняя, почему в кубанской столице метро не будет, прежде всего говорит о финансовой неэффективности подобного проекта. При этом Евланов называет совсем другую цифру — миллиард рублей за километр подземки.

В Ростове возможности наземных решений в действительности далеко не исчерпаны — в первую очередь нужны новые выезды из центра города и новые большие парковки; можно подумать и о том, чтобы сделать парковку в исторической части платной, а санкции за неправильный паркинг применять системно, а не как сейчас.

Однако у ряда экспертов есть сомнения в эффективности и краснодарского подхода. Александр Семенов, руководитель ростовского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт», считает, что реализация проекта «Краснодарского транзита» в его нынешнем виде не приведёт к желаемым результатам: «Вместо разгрузки центральных улиц Краснодара от транзитного потока такая мощная меридиональная магистраль создала бы сильные центростремительные автомобильные потоки из дальних окраин Краснодара и из близлежащих посёлков в центр города. То есть вместо решения проблемы город столкнулся бы с её усугублением». Впрочем, не менее критично Александр Семенов относится и к проекту ростовского метро, отмечая, что гораздо более разумным решением было бы создание в городе наземного рельсового транспорта нового поколения (или так называемого «легкого» метро), стоимость которого примерно в 40 раз дешевле, чем строительство подземки. Кстати, «легкое» метро не исключает и подземной прокладки части путей — прежде всего в центре города.

Не следует забывать и о том, что такие большие проекты по определению являются политическими, а в России, как обычно, роль личности в истории неприлично велика. Это значит, что судьбы ростовского метро и краснодарского транзита будут окончательно решаться в следующем электоральном цикле.

Уже сейчас с практически стопроцентной вероятностью можно утверждать, что как минимум в 2014 году фамилия нового мэра Ростова будет не Чернышев. Весьма высока и вероятность скорой смены мэра Краснодара (в следующем году Владимиру Евланову исполнится 66 лет) и кубанского губернатора Александра Ткачева, который сейчас находится на своём посту в четвёртый — и, весьма вероятно, в последний — раз.

 

Неожиданный «вылет» Краснодара из числа городов, которые в 2018 году примут матчи Чемпионата мира по футболу, можно рассматривать и как «черный шар» для Ткачева со стороны федерального центра «по совокупности статей»: Кущевка, Крымск, казачьи дружины и прочие вольности, которые не раз позволял себе кубанский губернатор. Без федеральной поддержки реализовать «Краснодарский транзит» будет крайне непросто. К тому же многое зависит от такого непростого партнёра, как РЖД. А в железнодорожном ведомстве говорят, активная реализация «Транзита» в части выноса полотна из Краснодара начнётся после того, как будет принято решение о запуске поездов типа «Сапсан» по маршруту Москва-Сочи и закрытия логистического парка станции «Краснодар-сортировочная» с переориентацией грузопотока на создаваемый сортировочный узел в районе станции Крымская. Словом, надо ждать.

Что же касается донского губернатора Василия Голубева, то его отношение к проекту ростовского метро далеко не восторженное.

Ещё сентябре 2011 года Голубев в одном из выступлений усомнился в необходимости появления в Ростове «метро в том смысле, в котором мы его понимаем, — как метро в Москве». Ведь существует несколько альтернативных метро видов транспорта, которые могут быть использованы в Ростове, хотя некоторые «элементы метро» при этом не исключаются.

И хотя в дальнейшем губернатор высказывался на эту тему более осторожно и даже несколько раз обсудил проект с главой Минтранса Максимом Соколовым, будущее ростовского метро зависит от стечения очень многих обстоятельств. По словам Василия Голубева, 75 млрд рублей, необходимые для строительства первой линии, без федерального содействия найти нереально, а помощь со стороны федерации возможна только при наличии хорошего проекта.

Но завершение начавшихся недавно проектных работ запланировано на 2015 год, а к тому времени многое может поменяться на всех этажах власти. Одним словом, в ближайшие годы ни ростовчанам, ни краснодарцам едва ли стоит ожидать каких-либо принципиальных изменений в ситуации с городским транспортом.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Президент России отметил важность Ростовской области

Президент России Владимир Путин отметил, что важность Ростовской области многократно возросла за последние годы. Такое заявление он сделал в беседе с И.о. губернатора Ростовской области Юрием Слюсарем. «Регион, действительно, вообще важный для Ро...

В правительстве Ростовской области опровергли и подтвердили обыски у экс-губернатора

В пресс-службе правительства Ростовской области опровергли ранее распространенную некоторыми СМИ информацию об обысках на рабочем месте и дома у бывшего губернатора региона Василия Голубева. Об этом сообщает Регнум со ссылкой на пресс-секретаря губе...

Первый снег выпал в Ростове-на-Дону

В Ростове-на-Дону пошел первый снег, сообщают очевидцы. Первый снег шел недолго, медленно срывался и таял на земле. Некоторые очевидцы успели запечатлеть природное явление на камеры своих гаджетов, а потом опубликовали фото и видео в социальных с...

В Ростовской области энергетики восстановили электроснабжение жителей после стихии

Специалисты «Россети Юг» восстановили электроснабжение в пострадавших от шторма регионах Ростовской облсти. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на пресс-службу компании. Как сообщается, основной причиной нарушения энергоснабжения становился обр...

Юрий Слюсарь назначен и.о. губернатора Ростовской области

Президент России Владимир Путин своим указом назначил главу ОАК Юрия Слюсаря исполняющим обязанности губернатора Ростовской области. Президент подписал указ после личной встречи с новым руководителем региона, сообщает "Коммерсант". Как пишет изда...

«Россети Юг» увеличили количество бригад для устранения последствий циклона на Дону

В филиале «Россети Юг» – «Ростовэнерго» увеличили количество бригад, устраняющих последствия второй волны циклона в Ростовской области. По состоянию на 18.00 в восстановительных работах задействованы 80 бригад энергетиков: 243 человека, 92 единицы с...

ЕЩЕ НОВОСТИ