фрагмент спектакля "Ромео и Жанетта" Олега Куликова // фото: "Городской репортер

«Ромео и Жанетта» — вторая пьеса известного французского драматурга XX века Жана Ануя, которую поставили в Ростовском молодежном театре. Но если первый спектакль — «Бал воров» на основе драматургии Ануя — был комедией, то «Ромео и Жанетта» относится к сборнику «Новые черные пьесы». Произведение действительно совсем нелегкое — напротив, это некий экзистенциональный рассказ-размышление о жизни и о любви после ужасов Второй мировой.

Сценография спектакля с самого начала готовила зрителя к тонкому материалу, к разговору по душам и о душе. Оформленная в темных тонах сцена, играющий на фортепиано человек, ряд красивых пыльных винных бутылок — все располагает к экзистенциальному действу.

В начале спектакля зрителям открывается темный неубранный дом с пыльной и хаотично расставленной мебелью. На контрасте с ним выделяются приезжие — невеста Улия, жених Фредерик и его мать. Оказывается, что будущие молодожены приехали в дом невесты для знакомства семьи жениха с родственниками Улии.

 
фрагмент спектакля «Ромео и Жанетта» Олега Куликова // фото: «Городской репортер»

Улия — само воплощение уюта. Светлое платье с большим белым накрахмаленным отложным воротником, бежевые туфли, гладко причесанные волосы. В отцовском доме она выглядит нелепо, странно, как инородный элемент. Девушка очень переживает: гостям просто негде сесть, стулья переломаны, кресло шатается. Зато жених относится ко всему с легкостью — он совершенно спокоен, красив и хорошо одет.

Внезапно на сцене появляется нерадивый брат Улии — Люсьен. Если в пьесе Ануя он одет в какие-то мятые штаны и рубашку, то режиссер Олег Куликов решил облачить его в просторные семейные трусы. Люсьен перестал интересоваться жизнью после того, как его бросила жена. Ранее он был обычным человеком, получил образование юриста, но после распада семьи погрузился в беспорядочную жизнь. Люсьен — важный персонаж спектакля. Он прячется в хаосе семейного дома от жизненной боли и притворяется циником.

«Обожаю хозяек! Они — символ бренности. Как забавно смотреть со стороны, как все эти несчастные неутомимо трут день за днем, год за годом все тот же уголок своего жилища, и каждый вечер их побеждает все та же пыль», —  с усмешкой говорит он.

И действительно – Улия и мать Фредерика именно такие хозяюшки, для которых соблюсти внешние приличия очень важно, а что там на самом деле – уже не так ценно.

Его сложный образ не сказать, чтобы прогрессирует – Люсьен и без того душевно богатая натура. Но как-то светлеет и становится мягче по мере действия спектакля. Замечательная и точная актерская работа Никиты Пивоварова.

Хаотичен и отец странного семейства — он одет в странный зеленый комбинезон и красные носки, ходит с заросшей бородой. На упреки Улии и матери Фредерика отец отвечает равнодушием и даже веселостью — беспорядок дома полностью соответствует миропорядку его души.

фрагмент спектакля «Ромео и Жанетта» Олега Куликова // фото: пресс-служба Молодежного театра

Его роль сыграл Юрий Филатов, который уже работал с режиссером «Ромео и Жанетты» Олегом Куликовым в другой его постановке для Молодежного – «Месяц в деревне» по мотивам пьесы Тургенева. Образ отца в исполнении Юрия Филатова получился на редкость обаятельным, несмотря на разгильдяйство и попустительство. Он — добрый, забавный и милый персонаж.

Посещение гостей странного дома у моря внезапно обрывается происшествием — не нашедшая ничего съестного на кухне мать жениха убивает найденного во дворе цыпленка, и пролитая кровь добавляет градуса происходящему. Именно в это время на сцене и появляется «несносная» сестра Улии — Жанетта. Девушка одета легко и странно, в стиле гранж и хиппи одновременно — светлое платье с жакетом, грубые ботинки, шляпа и полевые цветы в руках.

фрагмент спектакля «Ромео и Жанетта» Олега Куликова // фото: пресс-служба Молодежного театра

«Кто она такая? Кто эта добродетель с окровавленными руками?» — восклицает девушка при виде убитого питомца. И здесь кажется, что вот, наконец, пришла она — светлая Героиня в мир простых смертных. Но почему-то есть ощущение некой игры на публику — других цыплят Жанетта употребляет с большим аппетитом.

Столкновение двух таких непохожих миров — мира хаоса Жанетты и мира порядка и покоя Фредерика переросло в создание третьего мира — любви.

Фредерик на сцене говорит не так много — чувствуется, что огромная внутренняя работа происходит у него внутри, в его душе. В исполнении Александра Бахарева он выглядит настоящим героем-экзистенциалистом, который будто бы нащупал смысл, истинный смысл жизни в бурном хаосе происходящих событий.

 

фрагмент спектакля «Ромео и Жанетта» Олега Куликова // фото: пресс-служба Молодежного театра

Но, несомненно, именно Жанетта — это одновременно и катализатор, и свет, и тьма спектакля. Роль блистательно исполнена актрисой Юлией Чумакиной. Ясно чувствуется, что режиссер спектакля Олег Куликов — на стороне героини. И по выбранным отрывкам текста пьесы, и по сцене драки с Улией после признания Фредерика, что он полюбил Жанетту.

«Теперь вы понесете свою долю, я больше не могу одна, поделимся. Все было правдой. Да, у меня есть любовник, это он мне писал, по всей вероятности, умоляя не покидать его; были и другие до него, без любви; я не знала, что нужно ждать, что есть где-то на земле человек, которого я еще не знаю и которого обкрадываю..», — Жанетта отчаянно хочет измениться, чтобы стать достойной любви Фредерика, хочет стать другим человеком.

Она готова только к максимальному варианту проживания чувств — Жанетта не хочет быть как все: дав однажды клятву любимому человеку, она не может после жить во лжи и изменах. Но пока что вся ее жизнь, по иронии, и есть сплошная ложь. Подвенечное платье, которое она якобы купила за проданное столовое серебро оказывается подарком ее любовника — богатого Азариаса.

Встреча Жанетты и Фредерика беспокоит Люсьена. Он разочарован не только в женщинах — жизнь в целом также не внушает ему оптимизма. Жанетта полна решимости умереть с Фредериком в один день, но ее брат понимает, что это более простой выход. «Умереть! Умереть… Умереть не хитро. Начинай-ка жить. Это не так занятно, но зато более длительно».

Улия принимает яд, не желая принимать превратности жизни, а Жанетта не может выдержать отсутствия Фредерика и уходит к бывшему кавалеру. Тогда Фредерик пытается вернуться к прежнему порядку жизни и к Улии. Как будто не было этой любви, он отчаянно пытается не смотреть правде в глаза – на то, что мир изменился. В итоге по-старому жить уже не получается, а по–новому герои пьесы «Ромео и Жанетты» еще не умеют. И действительно – испытание жизнью любовь героев не проходит. Воссоединиться им помогает смерть…

Можно смело сказать – премьерный спектакль Ростовского молодежного театра «Ромео и Жанетта» в постановке Олега Куликова получился блестящим: сценография, выбор пьесы, режиссерское решение и актерское воплощение удачно превратились в красивое и сложное действо на сцене.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров