С октября прошлого года администрация Ростова проводит транспортную реформу, призванную повысить комфорт и безопасность пассажирских перевозок. Она оказалась далека от идеала: не хватает большого количества водителей, автобусы не удовлетворяют новым требованиям. Разбираемся, как муниципальная транспортная компания обслуживает большинство городских маршрутов и почему может вырасти стоимость проезда в общественном транспорте.
Транспортная реформа в Ростове-на-Дону: с чего все началось
С 21 октября в Ростове была введена новая схема маршрутов общественного транспорта. Основной ее целью стала замена маршруток автобусами средней и большой вместимости для повышения комфорта и безопасности пассажирских перевозок. Разговоры о том, что маршрутные такси увеличивают загруженность городских дорог, а их водители постоянно нарушают правила дорожного движения и не соблюдают графики, велись давно и с завидным постоянством.
«Маршрутки целесообразно оставить на маршрутах с низким пассажиропотоком или на тех улицах, где большой автобус проехать не сможет», — говорил тогда глава администрации города Виталий Кушнарев.
Помимо смены техники, реформа предполагала изменение многих автобусных маршрутов. Некоторые из них продлили, а некоторые — убрали вовсе.
Уже в первые недели после ввода транспортной реформы у ростовчан возникла масса вопросов к новой маршрутной схеме. Максимальное количество жалоб было связано с недовыпуском техники на дороги города, а также переполненностью автобусов, которые должны были заменить маршрутки (которых раньше на линии было больше, чем автобусов, и передвигались они быстрее, чем и нравились населению). Тогда Михаил Кругликов, администратор ресурса «Ростовский городской транспорт», отмечал, что пассажиры часто не могут уехать потому, что «не хватает места в транспортном средстве или его приходится очень долго ждать».
Кроме того, изменения коснулись не только маршрутной схемы, но и требований к перевозчикам. Компании, выигравшие конкурсы на перевозки по маршрутам, должны были обеспечить город низкопольным транспортом, оснащенным кондиционерами, и создать условия для перевозки маломобильных групп населения.
На начальном этапе власти подписали 65 контрактов с перевозчиками. Сейчас они обслуживают 117 муниципальных маршрутов, из них 104 автобусных, 8 троллейбусных и 5 трамвайных. Впереди предвидится еще ввод магистральных троллейбусных маршрутов через весь город, а также закупка 20 новых троллейбусов на автономном ходу.
Ростовские перевозчики переоценили свои возможности
На деле многие из перевозчиков оказались к новым требованиям не готовы, переоценив свои возможности.
По словам директора департамента транспорта города Христофора Ермашова, большинство перевозчиков, получивших маршруты, не ознакомились с новыми требованиями к пассажирским перевозкам и не просчитали необходимые для их соблюдения финансовые вложения.
«Я так понимаю, что новые перевозчики не оценивали ни входящие ресурсы, ни то, что в процессе оказания услуг у них получится и что будет на выходе, какой результат. Многие перевозчики переоценили свои возможности по всем ресурсам», — пояснил он.
Из-за такого подхода перевозчиков к делу практически незамедлительно начались многочисленные расторжения муниципальных контрактов и передача городских маршрутов другим компаниям. Маршруты от коммерческих перевозчиков, не выполнивших требуемые условия, постепенно начали переходить к муниципальной транспортной компании «Ростовпассажиртранс».
Тогда как компании-перевозчики теряют свои контракты, выпуская старую технику на дороги, «Ростовпассажиртранс» закупает технику, отвечающую всем требованиям комфорта и безопасности пассажироперевозок.
«На основании принятых Администрацией города, Ростовской-на-Дону городской Думой решений и по результатам конкурса „Ростовпассажиртранс“ приобрела 50 единиц городских низкопольных автобусов большой вместимости марки ЛИАЗ-529260, отвечающих современным техническим характеристикам, эксплуатационным требованиям, оборудованных современными навигационными и информационными системами, системой безналичной оплаты проезда, в том числе обеспечивающих перевозку инвалидов согласно действующему законодательству», — сказано на официальном сайте муниципальной транспортной компании.
Необходимо отметить, что «Ростовпассажиртранс» — это муниципальное унитарное предприятие, то есть оно принадлежит городу.
Как реформировать транспортную реформу?
По прошествии пяти месяцев после начала транспортной реформы в Ростове-на-Дону ситуация не сильно изменилась: нехватка автобусов на линиях все еще имеет место быть, как и дефицит водителей.
Эту информацию подтвердил журналистам Христофор Ермашов: «Сейчас не хватает порядка 300 водителей. Мы еженедельно проводим совещания с транспортными компаниями и каждый раз рассказываем, как создать условия, комфортные для их водителей, чтобы стимулировать увеличение водительского состава».
Помимо прочего, с 1 июля текущего года всех перевозчиков обяжут оснастить автобусы, работающие на городских маршрутах, современными тахографами (устройство для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа — прим.ред.), системами Глонасс и контрольно-кассовыми терминалами. Средняя стоимость такого комплекта на одно транспортное средство, по подсчетам экспертов, составит около 115 тыс. рублей.
Поэтому наиболее вероятно, что в июле повысится и стоимость проезда в городском транспорте.
«Это дополнительные расходы, и они независимо от транспортников создают внешние предпосылки для повышения тарифа. В каком размере, мы не знаем. Мы понимаем, что у перевозчиков и сейчас есть затраты. Даже если техника отечественная, запчасти и агрегаты — импортные. Они требуют ремонта, а цена на них связана с курсом иностранных валют», — пояснил Христофор Ермашов.
Для решения транспортных вопросов и оптимизации работы городского транспорта было принято решение создать общественный совет, который скоро начнет свою работу.
«При департаменте транспорта Ростова мы создаем общественный совет, в который пригласим активных жителей. Решения будут приниматься с одной стороны на общественном совете, с другой стороны — в рабочей группе, членами которой являются работники предприятий», — рассказал Христофор Ермашов.
Известно, что в этот совет войдут представители СМИ, научные сотрудники и представители Центра интеллектуальной транспортной системы.
По словам главы департамента транспорта Ростова, там всегда готовы к диалогу с жителями города: «Мы всегда готовы к коммуникации, всегда рады слышать конструктивные предложения без критики ради критики. Если вы хотите помочь нам улучшить транспортное обслуживание населения, мы всегда готовы к вашим предложениям».
Телефон «горячей линии» по вопросам транспортного обслуживания: 8-800-222-76-76 (круглосуточно)
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.