В Ростове в феврале открылась первая тайм-кофейня известной в столице сети Jeffrey’s Coffee. Владелец заведения — 19-летний таганрожец Дмитрий Савельев рассказал, как решился бросить университет ради собственного дела, почему кризис — подходящее время для открытия заведения и в чем тайм-кофейня на Университетском может посоперничать с «Циферблатом».
О первом бизнес-опыте
Я родился в Таганроге, в семье людей, никак с бизнесом не связанных. Мой папа — начальник таможни, а мама кассиром в банке работает. Но с детства у меня все же был пример — бабушка. Она была делец: и в компартии, и платья шила, и занималась перевозками — реально всем, чем только можно было заниматься, где только можно было пробиться. Наверное, в этом плане я в нее пошел. Может, на меня ее рассказы повлияли: мы с ней часто за полночь садились и до утра разговоры вели о делах.
Позже на меня сильно повлиял мой лучший друг Денис, который сам заболел идей открыть свое дело и меня заразил. К тому моменту я учился на первом курсе, поступил на политологию в ЮФУ, потому что всегда «дружил» с историей, мне было это интересно. Но на середине первого бизнес-проекта я понял, что вуз мне только мешает. Мы устанавливали интерактивную рекламу в транспорте с помощью вай-фай сетей. Тогда же нас пригласили в диджитал-агентство Gambit Media. И я там проработал около года.
По работе у меня было много встреч, переговоров с директорами муниципальных транспортных компаний, с владельцами других бизнесов. И чем больше я стал общаться с людьми, которые занимаются предпринимательством, тем яснее понимал, что вузовское образование сейчас не для меня.
Мне хотелось чего-то более масштабного и такого, где больше твоей собственной инициативы, нежели распоряжений какого-то другого человека.
По первому проекту нам обещали государственный тендер. Мы рассчитывали, что подключим 200 автобусов, и будет везде вай-фай в Ростове. Но потом нам сказали: «Денег нет, делайте, ребята, сами». Мы решили взять кредит и подумали, что сейчас напишем бизнес-план, денег нам дадут, и все мы круто сделаем. И как раз у «Центр-инвеста» появились программы «Start up» и «Молодежный бизнес России». В итоге с кредитом не получилось, по Ростову ходило всего пять автобусов — и это все было сделано на наши средства. Но я не забыл, что эти программы в банке есть.
О покупке франшизы
Я подумал, что пробовать еще раз стоит — и кредит для Jeffrey’s Coffee мне сразу без проблем одобрили. Бизнес-план писал сам, немного отец помогал, по финансовой модели — ребята из франшизы. На самом деле в банке на бизнес-план практически не смотрят. Они непосредственно присылают специалиста по кредитованию, который и оценивает риски, и помогает в оформлении.
При поручительстве родителей банк мог до 600 000 выдать, но мне в принципе и 300 000 хватало. Эти деньги пошли на аренду и на часть взноса за франшизу. Кредит — 15 или 20% от суммы, которую я в целом вложил. Остальное — мои личные и родительские сбережения.
Общий вклад около 2 150 000 получился, из них 265 000 —франшиза.
Jeffrey’s Coffee — франшизный проект, который появился в Москве, и сейчас его планируют активно распространять по другим городам-миллионникам. У его создателей также есть проект, ориентированный на регионы, — тайм-кофейня New York coffee. Одна из них открылась в Таганроге. И мне там очень нравилось.
Формат тайм-кофейни предполагает, что посетитель может заказывать любой кофе у профессионального бариста, попробовать снеки, воспользоваться развлечениями, которое предлагает заведение, при этом оплачивая только время, проведенное в нем.
Я смотрел и думал, что это очень жизнеспособный проект, новый и крутой. И я подумал: почему бы нет? Никаких особых заморочек, как в ресторанном бизнесе, нет. То есть формат для своего заведения я выбрал сразу.
На сайте Jeffrey’s Coffee я оставил заявку, после чего со мной связывались по скайпу. У них формат взаимодействия такой: ты оставляешь заявку, и они начинают с тобой работать, «убивают» на тебя неделю-полторы еще до оплаты, то есть прощупывают, что ты за человек вообще.
Некоторые вещи по маркетингу я знал лучше, чем ребята из франшизы, благодаря работе в диджитал-агентстве. Многое пришло не с образованием, а на практике. Это действительно важно. Как научиться креативу? Никак, это только практика. Мне повезло, что когда мы начали делать первый проект, эта компания взяла нас к себе под крыло, и мы работали вместе.
Изначально я был силен только в области маркетинга, переговоров, продаж, что в принципе к кофейной тематике не относится, но относится к заведению в целом. И я подумал, что те моменты, которые я сейчас не знаю, я получу из франшизы.
Я пришел к Jeffrey’s Coffee уже с готовым помещением. Это было за несколько дней до оформления, к тому моменту я уже договорился с владельцем, потому что понял, что место подходит под формат тайм-кофейни. И ребятам из Jeffrey’s я начал сразу скидывать архитектурные планы, показывать, что, где, как будет располагаться. И они увидели во мне человека, который реально хочет и будет работать. А препятствия незачем ставить.
Почему выкупил франшизу, а не сделал что-то свое? Наверное, потому, что я еще слишком молод. Хотя не сказать, что это сильно облегчило раскрутку. Вот если бы открывал в Москве, имя было бы. Здесь же Jeffrey’s почти не знают. А в столице кофейни сети уже вовсю воюют со Starbucks — вплоть до того, что выкупили в торговом центре по соседству с ним площадь и сделали классическую кофейню Jeffrey’s. И у них уже есть своя аудитория.
И если люди из Москвы в Ростов приедут, они будут думать — идти в Starbucks или в Jeffrey’s Coffee.
Они уже знают, что и по качеству кофе, и по вкусовым показателям мы ничем не уступаем Starbucks, а ценник намного приятнее, чем у них. Я думал, что франшиза станет панацеей от всех бед, но на самом деле совсем не так оказалось.
Франшиза давала брендбук: название, логотип, набор корпоративных цветов, стиль, продукцию, рецептуру напитков, оборудование. В франшизе был конкретный список настольных и видеоигр, а книги — треть из моей домашней библиотеки, остальное — с книжного развала у публичной библиотеки. Иногда работники одну-две приносят, а иногда у меня хорошее настроение, пойду, куплю штук 50, принесу — ну вот, давайте расставлять!
Но куча всяких мелких моментов… Какие проводить мероприятия, каким должен быть план работы на месяц — этого не было. Когда я непосредственно с этим столкнулся, мне пришлось недели две не есть и не спать, чтобы во всем этом разобраться. Я, конечно, не был в шоке, но очень много всего свалилось. Я-то думал, что это будет сделано для меня и за меня по франшизе. Взять организацию мероприятий: у меня возникло много вопросов о контактировании, об условиях взаимодействия с человеком, которого я приглашаю выступить. Я определял условия индивидуально, просчитывал, чтобы это было интересно и ему, и посетителям, и кофейне для поддержания концепции, и мне в финансовом плане. Но сейчас все это я уже прощупал на практике, понял и проработал.
А между тем этот аспект — мероприятия — один из сотни. Было таких реально много, вплоть до установки пожарной сигнализации: как все сделать, где какие датчики и огнетушители должны стоять, какие законы это регулируют…
О Jeffrey’s Coffee
Главное отличие Jeffrey’s Coffee от антикафе — здесь готовят профессиональные кофейные напитки. По сути это классическая кофейня, но с поминутной системой оплаты: первый час стоит 2,5 рубля в минуту, последующие — 2 рубля. В Jeffrey’s Coffee на 120 кв. м любой человек найдет для себя что-то интересное: здесь можно уютно посидеть у камина, почитать книгу, посмотреть свежие журналы, поиграть в PlayStation или настольные игры. Можно попасть на закрытый ночной киносеанс и в школу английского языка, на поэтический и музыкальный вечер…
Наш основной конкурент — «Циферблат». Чем Jeffrey’s Coffee лучше? Ну, как минимум — настоящий кофе — делаем на это большой упор. У них есть латте, какао, капучино. У нас же — рафф-кофе, гляссе, кофе по-венски, с маршмеллоу, с топингами, с сиропами. В «Циферблате» нет банального простого развлечения. Нет акцента на настольные игры, нет настольного футбола и видеоигр. Там отдыхают по-особому — у нас в этом плане все проще, свободнее.
К слову о конкурентах: к нам пару раз заходили ребята из CoffeeLAB, что на Советской улице. Это очень приятно — то, что люди, которые разбираются в кофе, специализируются на нем, к нам приходят. Это показатель качества.
Наша аудитория — это в основном люди от 16 до 30–35 лет, но ограничений никаких нет. Так, мы проводили поэтические вечера, к нам приходили люди преклонного возраста. У нас есть соседи — пожилая пара лет по 70 — они живут на 3 или 4 этаже этого здания, иногда приходят к нам просто попить кофе. Каждый вечер буквально приходят папа с дочкой. То есть на хипстерах стараемся не зацикливаться.
У нас в команде все на одном уровне. Всего шесть ребят, мы все почти ровесники. Поначалу было больше сотрудников, но по факту оказалось, что раздувать штат не нужно. Чем больше опыта у ребят, тем лучше они самостоятельно справляются.
Думаю, всем им нравится, чем мы занимаемся. У нас по срокам очень сильно затянулся ремонт, и непосредственно за два дня до открытия некоторые ребята здесь реально ночевали, хотя я, конечно, их не заставлял оставаться, говорил: вполне успеваем, давайте по домам. Но все равно кто-то подметал, кто-то расставлял посуду, кто-то доучивался на кофемашине напитки готовить. Кстати, кофемашина — единственное, на чем я не работаю. А так могу остаться в конце дня помочь загрузить посуду в мойку, расставить ее после, полы помыть. Универсальный солдат.
Сейчас для нас главная задача — забить сетку мероприятий. Чтобы человек в любой день пришел и на что-то попал: на лепку, на киноночь, в школу английского или живописи, на поэтический или музыкальный вечер. При этом у нас несколько залов, мероприятия проходят в малом, поэтому если кому-то неинтересно их посетить, а хочется провести время самостоятельно или со своей компанией, он может это сделать в любом другом помещении. Чтобы всегда было комфортно посетителям, и никто никому не мешал.
Хочется выстроить баланс, чтобы в начале недели были скорее познавательно-образовательные мероприятия, а ближе к уик-энду — больше развлечений. Потому что обычно если в середине недели человек себя еще как-то держит, готов что-то изучать, то в выходные заставить его опять что-то делать сложно.
О кризисе, окупаемости и прибыльных решениях
У Jeffrey’s Coffee — 1,5–2 года окупаемость. По франшизе — год, но там заявлено, что заведение в 1 200 000 выходит, по факту это совсем не так. Потому что у них на сайте все данные с 2014 года, а сейчас все-таки 2016-й. Курс доллара, инфляция — намного больше средств уходит. В моем случае вышло больше на миллион, поэтому и срок ставлю больше в два раза. Потому что тарифы те же, а инвестиции повысились.
Первый месяц мы на удивление на ноль вышли, хотя чаще всего первый месяц заведения в убыток работают. На открытии у нас ажиотаж был полнейший, я не ожидал.
Кризис — хорошее время для нового дела. В плане инвестиции оказалось затратней, но в кризис везде сдаются помещения и ценник намного ниже. Кроме того, какой бы не был кризис, люди всегда будут отдыхать и куда-то ходить, но просто возможности их становятся меньше, а отдых в тайм-кофейне — бюджетный вариант.
Человек может себе намного больше позволить за те же деньги. Сходить в «Пить кофе» — 500 рублей на человека, ну, час ты посидишь, поешь что-нибудь и уйдешь. Здесь же за 500 рублей ты можешь провести весь день: выпить несколько чашек кофе с разными вкусами, поиграть, почитать книгу, за ноутбуком поработать, так как у нас есть стоп-чеки.
Система стоп-чека есть во всех заведениях с поминутной оплатой. Вдруг человек забудет, что он тут сидит, насидит на 1 500 рублей, и ему будет нечем расплачиваться. В среднем пребывание человека в таком месте — 2–3 часа. Для удобства клиента, который сидит здесь больше, мы ограничили максимальную оплату 500 рублями. Это удобно, посетитель чувствует себя комфортно и уверено: ему не нужно смотреть на часы с мыслью «господи, у меня не хватит денег».
Утром, когда люди учатся и работают, у нас есть два способа зарабатывать: на продаже кофе с собой, потому что мы все-таки кофейня, и на предоставлении площадки для фрилансеров. Тут быстрый вай-фай, горячий кофе, быстрый перекус, розетки, бесплатное использование МФУ (то есть посетитель может бесплатно отсканировать, распечатать что-нибудь), если он устал, может полежать в кресле-качалке. Утром здесь спокойно, я сам здесь всегда работаю. И фрилансеру это недорого обойдется — 4 000 в месяц. В коворкингах стоят вендинговые аппараты, где ты за все платишь. И сравните качество растворимого кофе за 40 рублей или такого, который готовят здесь: из свежих зерен в профессиональной кофемашине. К тому же в дальнейшем мы планируем организовать завтраки для фрилансеров с каким-нибудь рестораном или кулинарной службой.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.