«Кризис — хорошее время для нового бизнеса»: Дмитрий Савельев — о первой в Ростове тайм-кофейне

Дмитрий Савельев//Фото Кристины Федичкиной

В Ростове в феврале открылась первая тайм-кофейня известной в столице сети Jeffreys Coffee. Владелец заведения  19-летний таганрожец Дмитрий Савельев рассказал, как решился бросить университет ради собственного дела, почему кризис  подходящее время для открытия заведения и в чем тайм-кофейня на Университетском может посоперничать с «Циферблатом».

О первом бизнес-опыте

Я родился в Таганроге, в семье людей, никак с бизнесом не связанных. Мой папа  начальник таможни, а мама кассиром в банке работает. Но с детства у меня все же был пример  бабушка. Она была делец: и в компартии, и платья шила, и занималась перевозками  реально всем, чем только можно было заниматься, где только можно было пробиться. Наверное, в этом плане я в нее пошел. Может, на меня ее рассказы повлияли: мы с ней часто за полночь садились и до утра разговоры вели о делах.

 
Дмитрий Савельев//Фото Кристины Федичкиной
Дмитрий Савельев//Фото Кристины Федичкиной

Позже на меня сильно повлиял мой лучший друг Денис, который сам заболел идей открыть свое дело и меня заразил. К тому моменту я учился на первом курсе, поступил на политологию в ЮФУ, потому что всегда «дружил» с историей, мне было это интересно. Но на середине первого бизнес-проекта я понял, что вуз мне только мешает. Мы устанавливали интерактивную рекламу в транспорте с помощью вай-фай сетей. Тогда же нас пригласили в диджитал-агентство Gambit Media. И я там проработал около года.

По работе у меня было много встреч, переговоров с директорами муниципальных транспортных компаний, с владельцами других бизнесов. И чем больше я стал общаться с людьми, которые занимаются предпринимательством, тем яснее понимал, что вузовское образование сейчас не для меня.

Мне хотелось чего-то более масштабного и такого, где больше твоей собственной инициативы, нежели распоряжений какого-то другого человека.

По первому проекту нам обещали государственный тендер. Мы рассчитывали, что подключим 200 автобусов, и будет везде вай-фай в Ростове. Но потом нам сказали: «Денег нет, делайте, ребята, сами». Мы решили взять кредит и подумали, что сейчас напишем бизнес-план, денег нам дадут, и все мы круто сделаем. И как раз у «Центр-инвеста» появились программы «Start up» и «Молодежный бизнес России». В итоге с кредитом не получилось, по Ростову ходило всего пять автобусов  и это все было сделано на наши средства. Но я не забыл, что эти программы в банке есть.

О покупке франшизы

Я подумал, что пробовать еще раз стоит  и кредит для Jeffreys Coffee мне сразу без проблем одобрили. Бизнес-план писал сам, немного отец помогал, по финансовой модели  ребята из франшизы. На самом деле в банке на бизнес-план практически не смотрят. Они непосредственно присылают специалиста по кредитованию, который и оценивает риски, и помогает в оформлении.

При поручительстве родителей банк мог до 600 000 выдать, но мне в принципе и 300 000 хватало. Эти деньги пошли на аренду и на часть взноса за франшизу. Кредит — 15 или 20% от суммы, которую я в целом вложил. Остальное  мои личные и родительские сбережения.

Общий вклад около 2 150 000 получился, из них 265 000 франшиза.

Jeffreys Coffee  франшизный проект, который появился в Москве, и сейчас его планируют активно распространять по другим городам-миллионникам. У его создателей также есть проект, ориентированный на регионы,  тайм-кофейня New York coffee. Одна из них открылась в Таганроге. И мне там очень нравилось.

Формат тайм-кофейни предполагает, что посетитель может заказывать любой кофе у профессионального бариста, попробовать снеки, воспользоваться развлечениями, которое предлагает заведение, при этом оплачивая только время, проведенное в нем.

Я смотрел и думал, что это очень жизнеспособный проект, новый и крутой. И я подумал: почему бы нет? Никаких особых заморочек, как в ресторанном бизнесе, нет. То есть формат для своего заведения я выбрал сразу.

На сайте Jeffreys Coffee я оставил заявку, после чего со мной связывались по скайпу. У них формат взаимодействия такой: ты оставляешь заявку, и они начинают с тобой работать, «убивают» на тебя неделю-полторы еще до оплаты, то есть прощупывают, что ты за человек вообще.

//Фото предоставлено героем интервью
//Фото предоставлено героем интервью

Некоторые вещи по маркетингу я знал лучше, чем ребята из франшизы, благодаря работе в диджитал-агентстве. Многое пришло не с образованием, а на практике. Это действительно важно. Как научиться креативу? Никак, это только практика. Мне повезло, что когда мы начали делать первый проект, эта компания взяла нас к себе под крыло, и мы работали вместе.

Изначально я был силен только в области маркетинга, переговоров, продаж, что в принципе к кофейной тематике не относится, но относится к заведению в целом. И я подумал, что те моменты, которые я сейчас не знаю, я получу из франшизы.

Я пришел к Jeffreys Coffee уже с готовым помещением. Это было за несколько дней до оформления, к тому моменту я уже договорился с владельцем, потому что понял, что место подходит под формат тайм-кофейни. И ребятам из Jeffreys я начал сразу скидывать архитектурные планы, показывать, что, где, как будет располагаться. И они увидели во мне человека, который реально хочет и будет работать. А препятствия незачем ставить.

//Фото предоставлено героем интервью
//Фото предоставлено героем интервью

Почему выкупил франшизу, а не сделал что-то свое? Наверное, потому, что я еще слишком молод. Хотя не сказать, что это сильно облегчило раскрутку. Вот если бы открывал в Москве, имя было бы. Здесь же Jeffreys почти не знают. А в столице кофейни сети уже вовсю воюют со Starbucks  вплоть до того, что выкупили в торговом центре по соседству с ним площадь и сделали классическую кофейню Jeffreys. И у них уже есть своя аудитория.

И если люди из Москвы в Ростов приедут, они будут думать  идти в Starbucks или в Jeffreys Coffee.

Они уже знают, что и по качеству кофе, и по вкусовым показателям мы ничем не уступаем Starbucks, а ценник намного приятнее, чем у них. Я думал, что франшиза станет панацеей от всех бед, но на самом деле совсем не так оказалось.

Франшиза давала брендбук: название, логотип, набор корпоративных цветов, стиль, продукцию, рецептуру напитков, оборудование. В франшизе был конкретный список настольных и видеоигр, а книги  треть из моей домашней библиотеки, остальное  с книжного развала у публичной библиотеки. Иногда работники одну-две приносят, а иногда у меня хорошее настроение, пойду, куплю штук 50, принесу  ну вот, давайте расставлять!

Но куча всяких мелких моментов Какие проводить мероприятия, каким должен быть план работы на месяц  этого не было. Когда я непосредственно с этим столкнулся, мне пришлось недели две не есть и не спать, чтобы во всем этом разобраться. Я, конечно, не был в шоке, но очень много всего свалилось. Я-то думал, что это будет сделано для меня и за меня по франшизе. Взять организацию мероприятий: у меня возникло много вопросов о контактировании, об условиях взаимодействия с человеком, которого я приглашаю выступить. Я определял условия индивидуально, просчитывал, чтобы это было интересно и ему, и посетителям, и кофейне для поддержания концепции, и мне в финансовом плане. Но сейчас все это я уже прощупал на практике, понял и проработал.

А между тем этот аспект  мероприятия  один из сотни. Было таких реально много, вплоть до установки пожарной сигнализации: как все сделать, где какие датчики и огнетушители должны стоять, какие законы это регулируют

О Jeffreys Coffee

Главное отличие Jeffreys Coffee от антикафе  здесь готовят профессиональные кофейные напитки. По сути это классическая кофейня, но с поминутной системой оплаты: первый час стоит 2,5 рубля в минуту, последующие — 2 рубля. В Jeffreys Coffee на 120 кв. м любой человек найдет для себя что-то интересное: здесь можно уютно посидеть у камина, почитать книгу, посмотреть свежие журналы, поиграть в PlayStation или настольные игры. Можно попасть на закрытый ночной киносеанс и в школу английского языка, на поэтический и музыкальный вечер

Наш основной конкурент  «Циферблат». Чем Jeffreys Coffee лучше? Ну, как минимум — настоящий кофе  делаем на это большой упор. У них есть латте, какао, капучино. У нас же  рафф-кофе, гляссе, кофе по-венски, с маршмеллоу, с топингами, с сиропами. В «Циферблате» нет банального простого развлечения. Нет акцента на настольные игры, нет настольного футбола и видеоигр. Там отдыхают по-особому — у нас в этом плане все проще, свободнее.

К слову о конкурентах: к нам пару раз заходили ребята из CoffeeLAB, что на Советской улице. Это очень приятно  то, что люди, которые разбираются в кофе, специализируются на нем, к нам приходят. Это показатель качества.

Наша аудитория  это в основном люди от 16 до 3035 лет, но ограничений никаких нет. Так, мы проводили поэтические вечера, к нам приходили люди преклонного возраста. У нас есть соседи  пожилая пара лет по 70  они живут на 3 или 4 этаже этого здания, иногда приходят к нам просто попить кофе. Каждый вечер буквально приходят папа с дочкой. То есть на хипстерах стараемся не зацикливаться.

75z43xDgCCg
//Фото предоставлено героем интервью

У нас в команде все на одном уровне. Всего шесть ребят, мы все почти ровесники. Поначалу было больше сотрудников, но по факту оказалось, что раздувать штат не нужно. Чем больше опыта у ребят, тем лучше они самостоятельно справляются.

Думаю, всем им нравится, чем мы занимаемся. У нас по срокам очень сильно затянулся ремонт, и непосредственно за два дня до открытия некоторые ребята здесь реально ночевали, хотя я, конечно, их не заставлял оставаться, говорил: вполне успеваем, давайте по домам. Но все равно кто-то подметал, кто-то расставлял посуду, кто-то доучивался на кофемашине напитки готовить. Кстати, кофемашина  единственное, на чем я не работаю. А так могу остаться в конце дня помочь загрузить посуду в мойку, расставить ее после, полы помыть. Универсальный солдат.

Сейчас для нас главная задача  забить сетку мероприятий. Чтобы человек в любой день пришел и на что-то попал: на лепку, на киноночь, в школу английского или живописи, на поэтический или музыкальный вечер. При этом у нас несколько залов, мероприятия проходят в малом, поэтому если кому-то неинтересно их посетить, а хочется провести время самостоятельно или со своей компанией, он может это сделать в любом другом помещении. Чтобы всегда было комфортно посетителям, и никто никому не мешал.

Хочется выстроить баланс, чтобы в начале недели были скорее познавательно-образовательные мероприятия, а ближе к уик-энду  больше развлечений. Потому что обычно если в середине недели человек себя еще как-то держит, готов что-то изучать, то в выходные заставить его опять что-то делать сложно.

О кризисе, окупаемости и прибыльных решениях

У Jeffreys Coffee  1,52 года окупаемость. По франшизе  год, но там заявлено, что заведение в 1 200 000 выходит, по факту это совсем не так. Потому что у них на сайте все данные с 2014 года, а сейчас все-таки 2016-й. Курс доллара, инфляция  намного больше средств уходит. В моем случае вышло больше на миллион, поэтому и срок ставлю больше в два раза. Потому что тарифы те же, а инвестиции повысились.

Первый месяц мы на удивление на ноль вышли, хотя чаще всего первый месяц заведения в убыток работают. На открытии у нас ажиотаж был полнейший, я не ожидал.

Кризис  хорошее время для нового дела. В плане инвестиции оказалось затратней, но в кризис везде сдаются помещения и ценник намного ниже. Кроме того, какой бы не был кризис, люди всегда будут отдыхать и куда-то ходить, но просто возможности их становятся меньше, а отдых в тайм-кофейне  бюджетный вариант.

Человек может себе намного больше позволить за те же деньги. Сходить в «Пить кофе»  500 рублей на человека, ну, час ты посидишь, поешь что-нибудь и уйдешь. Здесь же за 500 рублей ты можешь провести весь день: выпить несколько чашек кофе с разными вкусами, поиграть, почитать книгу, за ноутбуком поработать, так как у нас есть стоп-чеки.

Система стоп-чека есть во всех заведениях с поминутной оплатой. Вдруг человек забудет, что он тут сидит, насидит на 1 500 рублей, и ему будет нечем расплачиваться. В среднем пребывание человека в таком месте  23 часа. Для удобства клиента, который сидит здесь больше, мы ограничили максимальную оплату 500 рублями. Это удобно, посетитель чувствует себя комфортно и уверено: ему не нужно смотреть на часы с мыслью «господи, у меня не хватит денег».

Утром, когда люди учатся и работают, у нас есть два способа зарабатывать: на продаже кофе с собой, потому что мы все-таки кофейня, и на предоставлении площадки для фрилансеров. Тут быстрый вай-фай, горячий кофе, быстрый перекус, розетки, бесплатное использование МФУ (то есть посетитель может бесплатно отсканировать, распечатать что-нибудь), если он устал, может полежать в кресле-качалке. Утром здесь спокойно, я сам здесь всегда работаю. И фрилансеру это недорого обойдется  4 000 в месяц. В коворкингах стоят вендинговые аппараты, где ты за все платишь. И сравните качество растворимого кофе за 40 рублей или такого, который готовят здесь: из свежих зерен в профессиональной кофемашине. К тому же в дальнейшем мы планируем организовать завтраки для фрилансеров с каким-нибудь рестораном или кулинарной службой.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.