«Гравитация» мексиканского режиссера Альфонсо Куарона в этом году открывала Венецианский кинофестиваль. В Венеции Куарона любят: в 2001 году там чествовали его картину «И твою маму тоже». Но не только поэтому новый фильм «Гравитация» талантливого кинематографиста уже заслужил свою страницу в истории кино: это идеальный с точки зрения картинки и звука фильм, красивый, но нескучный. А режиссер «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон и вовсе назвал фильм лучшей картиной, посвященной космосу.
«Гравитация» — это фантастический триллер, космический 3D-экшен c Джорджем Клуни и Сандрой Буллок в главных ролях. В творческой биографии мексиканца Альфонсо Куарона – фильмы разноплановые: экранизация классики («Большие надежды» по Диккенсу), молодежная драма, роуд-муви «И твою маму тоже», антиутопия «Дитя человеческое» и даже одна из частей в серии фильмов о юном волшебнике Гарри Поттере.
На этот раз Куарон взялся за сложную тему космоса, где конкурировать с мастерами — Кубриком, Скоттом и Тарковским – казалось бы, бесполезно. Но у Куарона получилось создать самый зрелищный фильм года.
Доктор Райан Стоун (Сандра Буллок), блестящий специалист в области медицинского инжиниринга впервые оказывается в космосе. С непривычки ее тошнит, она неразумно расходует кислород, параллельно пытаясь отремонтировать внешнее оборудование шаттла. Работает ученый под командованием ветерана астронавтики Мэтта Ковальски (Джордж Клуни), который пребывает в веселом расположении духа и постоянно травит байки и анекдоты и для которого этот полет — последний перед отставкой. Но, как всегда бывает в кино, неожиданно русские именно в этот момент решают уничтожить один из своих спутников, обломки которого теперь летят во все стороны с невероятной скоростью. Шаттл уничтожен, все члены экипажа, кроме Стоун и Ковальски, погибли.
Связь с Землей прервана, кислород на исходе, нервы сдают. Двоими выжившим остается только одна надежда – на российской космическая станции, которая виднеется вдали, кажется, есть спасательная капсула.
Эта завязка фильма и остается самым насыщенным действием картины. Дальше сюжет фильма строится вокруг доктора Стоун, которой в одиночку и нечеловеческими усилиями приходится спасать свою жизнь. Героине Сандры Буллок предстоит побывать на двух космических кораблях в поисках спасательной капсулы и несколько раз отчаяться. Но «Гравитация» — это прежде всего фантастический фильм, в меньшей степени – научный и в еще меньшей степени – философский. И хотя Куарон нашпиговал свое кино довольно предсказуемыми метафорами (когда Стоун решает все-таки бороться, то скидывает с себя скафандр и повисает в позе эмбриона – невооруженным глазом видно ее перерождение, или когда она, потеряв надежду на спасение, от безысходности начинает, подражая собакам, лаять – привет от Белки и Стрелки), вся эта сентиментальная подоплека – не для искушенного зрителя. По сути, она играет вторую, третью, а, может быть, и двадцать седьмую роль, потому что главное в «Гравитации» — это не душевная драма героини Буллок и не горькая участь беспомощного человека в открытом космосе, а визуальное восприятие и звуковые эффекты.
В конце концов, когда доктор Стоун плачет, и ее слезы в невесомости превращаются в летающие водяные шарики, – это прежде всего красиво, а не жалостливо.
И в этом заслуга оператора картины – гениального мастера Эммануэля Любецки. Скептики скажут, что за оператора в «Гравитации» всю работу сделала компьютерная графика, ведь фильм полностью снимали в павильоне и моделировали на компьютере. Но здесь скорее камера и компьютерные технологии работают в связке, органично дополняя и выручая друг друга.
Если бы за камеру встал не Любецкий, а другой оператор, то, поверьте, мы бы увидели совершенно другую «Гравитацию»: да, там бы точно так же нарисовали чудесное зияющее пространство космоса и совершенные космические корабли, и Сандра Буллок бы так же прекрасно парила в невесомости, но такой фильм никогда бы не назвали столь зрелищным.
Взять хотя бы тот факт, что «Гравитация» начинается 17-минутной сценой полета в космосе без единой (!) монтажной склейки. По этому кусочку картины наверняка будут учить снимать кино. Любецки балует зрителя мастерскими сменами точек зрения: мы то оказываемся прямо в скафандре с астронавтом и чувствуем порывистое дыхание доктора Стоун, то нарезаем круги по орбите вместе с героем Джорджа Клуни, а то просто в тишине любуемся чудной картиной космоса. Надеемся, что в этот раз пятикратный номинант на «Оскара» Эммануэль Любецки свою заслуженную статуэтку получит.
Большую часть экранного времени Сандра Буллок проводит в скафандре, а лицо Джорджа Клуни мы видим и вовсе только через шлем. Но Клуни все равно обаятелен, а Буллок довольно выразительна. Когда действие в картине превращается в театр одного актера, от игры Сандры Буллок в сон не клонит – и это здорово. В конце концов, ведь, правда, очень сложно, играть, по сути, одной головой.
И спасибо создателям «Гравитации» за хронометраж – фильм идет полтора часа. Больше и не надо, потому что и за эти 90 минут вы вдохнете меньше воздуха, чем обычно. Зрелище завораживает.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.