Автостоп – это всегда увлекательная авантюра. Поэтому такой вид путешествия притягивает многих людей по всему миру. Ростовская автостопщица Наталья Брагина рассказала «Городскому репортеру» о своем опыте, попутчиках и познании мира с помощью хитч-хайкинга.

О первом путешествии

– Мне 22 года, заканчиваю вуз по специальности «Клиническая психология». Работаю тренером по аква-аэробике, с сентября прошлого года занимаюсь массажем.

Я увлеклась поездками автостопом не так давно, но уже успела проехать по всей России не меньше 15 тысяч километров. Побывала в Карелии, на Алтае, в Казахстане, Мурманске, Адыгее, на краю Кольского полуострова. Ездила в Элисту и даже успела немного поколесить по Крыму.

//фото из архива Натальи Брагиной

Меня всегда манил дух свободы и приключений, но постоянно находились какие-то оправдания и отговорки: то родственники не поймут, то нет денег, то компании, то просто страшно. Однако позже получалось так, что жизнь сводила с путешественниками. Они и поменяли мой взгляд на мир.

Конечно, сначала были маленькие поездки в Петербург и Москву традиционным способом, на поезде. Позже я познакомилась с парнем, который путешествовал автостопом по Уралу. Вдохновившись его опытом, я «напросилась» в следующий раз поехать с ним. В августе 2016 года мы согласовали свои планы и отправились на попутках в Карелию.

Родители не знали, что я еду именно автостопом. Сказала, что доберусь вполне цивилизованно, на поезде. Когда выходила из дома, меня просто колотило от страха. Преследовала куча мыслей о том, что водитель неадекватный попадется, что ограбят, в конце концов можно в аварию попасть или заболеть в дороге.

В первой поездке было очень тревожно, потому что с детства сложилась картина, в которой мир опасен, людям не следует доверять и ночевать в палатке около трассы – тоже. Одновременно хотелось убедиться, так ли это на самом деле.

//фото из архива Натальи Брагиной

От первого приключения остались невероятные воспоминания. Я познакомилась с огромным количеством людей, а с одним из попутчиков – прямо на трассе. Позже с ним мы вместе добирались до карельской мистической горы Воттоваары. Потом с компанией мы пошли на яхте в поход к необитаемым островкам в Онежском озере. Несмотря на огромное расстояние, со всеми я поддерживаю связь до сих пор.

О попутчиках и компании

– С водителями попуток мне обычно везло, в основном попадались добрые и отзывчивые люди, готовые помочь. Был всего раз, когда не села в машину. Наверное, потому что сильно переволновалась.

Конечно, когда «стопишь», полагаешься на интуицию, и меня она подводила только в одном случае. В тот раз я путешествовала одна. Водитель, к которому я села, вероятно, решил меня «заботливо напугать», чтобы впредь я больше не ездила самостоятельно. И ему это удалось. Выяснилось, он сидел за непреднамеренное убийство. Потом стал философствовать, что дорога – это смерть, опасность и всё в таком духе, задавал провокационные вопросы и выводил на негативные эмоции. Я пыталась воспринимать это как шутку, однако, когда приехала в место назначения, настолько паниковала, что не могла верить ни одному человеку. После этой ситуации я решила, что нужно завязывать ездить в одиночку. Сейчас воспринимаю это с благодарностью как хороший урок, но осознаю, насколько иногда просто меня сбить с толку.

//фото из архива Натальи Брагиной

Очень многие водители говорят, что подбирают людей в надежде, что и им когда-нибудь тоже помогут и верят, что добро возвращается. Некоторые даже не знают, зачем это делают, просто сажают и везут. Удивило, что многие из водителей – сами бывшие автостопщики. Дальнобойщики довольно часто сажают к себе, но жалуются на некоторых непорядочных хитч-хайкеров.

Хочется сказать всем автостопщикам: ведите себя хорошо, чтобы потом
других подбирали!

Всегда нужно сохранять бдительность и держать при себе средства самообороны, например, баллончик или электрошокер. Сложность в том, что нужно постоянно быть начеку, даже если хорошо складывается разговор с водителем. Также в дороге не стоит засыпать.

Путешествовать в компании или же вдвоем с кем-то бывает не всегда просто. Трудно находиться вместе длительное время, если вы совсем не подходите друг другу. Автостоп – это всегда напряжение и риск, из-за чего все чувства обострены. К тому же сказывается недостаток сна. В дороге необходим попутчик, с которым будет легко найти компромисс. Это важно в первую очередь потому, что вы должны в прямом смысле выживать: разводить костер, готовить еду, ставить палатку и при этом проводить много времени, просто ловя машину. Эгоизм отодвигается на второй план, а если этого не происходит, то мы расходимся в разные стороны.

О познании себя и мира

– Несомненно, путешествие – всегда процесс познания. Ты вырываешься из привычной среды, зоны комфорта, открываешься миру и учишься ему доверять. Это необычное состояние, которого невозможно достичь в системе «работа – дом – друзья — семья». Когда ловишь попутку, учишься жить сегодняшним днем.

Мне всегда хотелось побороть страхи, проверить ресурсы своего организма и узнать предел своей смелости. Благодаря автостопу это получилось. Кроме того, такие путешествия очень помогают научиться понимать и принимать людей, потому что в пути ты ежедневно сталкиваешься с абсолютно разными характерами, менталитетами, религиями и национальностями.

//фото из архива Натальи Брагиной

В дороге начинаешь больше ценить свою жизнь и удивляться простым вещам. Вот ты сам развел огонь, подогрел воду, заварил чай в кружке, любуешься красивым видом, ты «есть здесь и сейчас».

Кроме познания себя, я изучаю природу и на практике. Во время путешествия обычно стремлюсь в неизведанные, глухие места, чтобы увидеть и потрогать растения, прикоснуться к древним камням, прочувствовать атмосферу места и узнать нравы людей. Мне кажется, это просто моя жизненная потребность.

Если я живу сейчас на этой планете, то
не побывать везде и не прочувствовать всего мне было бы обидно.

О стечении обстоятельств

– В путешествии автостопом начинают действовать особые жизненные законы. Может, это мои предрассудки, но в дороге случаются такие события, когда невольно начинаешь невольно верить и в карму, и в синхроничность (неочевидная связь событий – прим. ред.). Один из таких случаев произошел, когда мне нужно было добраться до Беломорска, а дальше до Мурманска на электричке. Но на тех станциях, по которым я планировала добираться, электропоезда ходят всего три раза в неделю. Было решено доехать на Blablacar до Беломорска, а дальше действовать по обстоятельствам. Водитель попутки оказался местным машинистом. Он позвонил своему другу и сказал: «На рабочую электричку возьми мою родственницу с юга». Меня посадили в кабину к машинисту и довезли до Мурманска.

И таких «неслучайных случайностей» набирается не один десяток. Эти счастливые стечения обстоятельств похожи на матрицу, которую мы будто сами рисуем. Не скажу, что я в это кардинально верю, но задуматься стоит.

О вещах

– В поездку желательно брать с собой как можно меньше вещей. Однако стандартный багаж весит примерно 7-10 килограммов. В длительных путешествиях обязательно нужна палатка, каремат (туристический коврик в палатке – прим. ред.), спальник, теплая одежда, резиновые сапоги, дождевик, котелок, сухое горючее. Не лишней будет и карта. Необходимо готовиться к непредсказуемому повороту событий: должен быть необходимый запас еды и воды, так как не всегда получится остановиться в хостеле, а в степи или в
пустыне точно не найдется кафе, чтобы поесть.

//фото из архива Натальи Брагиной

В дороге понимаешь, как мало вещей тебе в принципе необходимо. Как-то раз я брала с собой огромный шаманский плед. В итоге протаскалась с лишней тяжестью, а пригодился он, чтобы один раз красиво сфотографироваться на фоне гор. Минимум багажа полезен еще и потому, что в машину берут охотнее.

Некоторые путешествуют с музыкальными инструментами, гитарами и прочим. Я одно время тоже ездила со скрипкой. В Москве и в Питере играла в переходах, чтобы заработать на поездку.

О прекрасном

– Большие и тяжелые книги в дороге ни к чему, лучше скачать на телефон. Разумеется, без походных книг никуда, они очень вдохновляют. Я брала с собой карманный томик стихов Окуджавы, и он меня очень сильно выручал, когда не хватало мотивации. Конечно, сложные произведения в дороге не подходят, лучше взять маленький бардовский сборник с простыми песнями для гитары. Книги, как выяснилось, нужны не только для себя. Однажды мне пришлось читать дальнобойщику стихи Бродского, чтобы он не уснул по пути.

После поездок остается столько впечатлений, что хочется их выплеснуть. Кто-то рисует, пишет музыку, а я, например, начала писать рассказы. Если вам хочется начать ездить автостопом, то для начала необходимо осознать, почему ты хочешь путешествовать: ради экономии, общения или же исследования мира. Но во всем этом главное и сложное – отбросить страх и решиться. Если это получится, то успех будет преследовать вас сам. А путешественникам хочется пожелать всегда идти к своей цели, несмотря на
трудности, преодолевать страхи и вдохновлять себя и других на новые приключения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ