Ушедший в историю 2014 год для местного рынка масс-медиа прошел относительно спокойно. Не было ярких открытий и закрытий, громких заявлений и высказываний, как это было в прошлые годы. Но все же рынок развивался, особенно если рассматривать сегмент интернет-медиа. Что же, на наш взгляд, важного было на ростовском рынке медиа в 2014 году?
Кризис глянца
События середины декабря 2014 года на финансовых рынках страны вызвали серьезный кризис региональной глянцевой прессы. В Ростове-на-Дону, в частности, в кризисной ситуации оказался крупнейший в этом сегменте издательский дом, который, по сведениям некоторых игроков рынка, планирует сокращение объемов выпуска журналов в 2015 году.
Другие ростовские глянцевые журналы находятся в не менее затруднительном положении. И, несмотря на то, что конкретные детали пока неизвестны, очевидно, что и им придется «ужиматься» в связи с отказом рекламодателей размещать большие объемы рекламы из-за постоянного колебания курсов иностранных валют.
Новые игроки
Наверное, наиболее важным открытием 2014 года можно назвать создание в Ростове-на-Дону локальной редакции Информационного бюро РБК. Даже несмотря на то, что выпуском локального ростовского сайта занимается краснодарская компания, владеющая франшизой на издание интернет-СМИ на юге России, приход, а точнее воскрешение такого бренда в южной столице, — достаточно знаковое событие. С первых же дней работы РБК-Ростов занял прочные позиции в информационном поле региона.
Тенденцию выхода в регион, но уже без франшизы, а самостоятельно, в 2014 году продолжили и другие федеральные игроки. Так, в Ростове были открыты корпункты и локальные версии портала «Русская планета» и сайта «Свободная пресса». Во многом это было связано с проходившей в начале года в Сочи Олимпиадой и обострением вооруженного конфликта на Украине.
Появлялись и новые местные игроки. Самым значимым из всех открытий стало создание в начале декабря 2014 года сети региональных сайтов под общим названием «Ёрш». Новое издание планирует специализироваться на новостях четырех городов региона: Таганрога, Новочеркасска, Красного Сулина и Азова. Кроме того, на сайте есть разделы «Новости Ростовской области» и «Новости России и мира». «Ёрш» предлагает читателям делиться интересной информацией. Для этого на главной странице онлайн-издания размещена форма отправки новостей. Издателем «Ерша» стало «Ростовское агентство новостей», издающее популярный городской сайт Donnews.ru.
[quote_center]Появлялись и другие местные интернет-СМИ, а общая численность городских сайтов в Ростове-на-Дону за 2014 год, по данным Liveinternet, выросла почти в три раза: сейчас рынок локальных новостей делят между собой почти 30 местных порталов разного уровня.[/quote_center]
Гибель профессора Смирнова
В конце сентября в результате ДТП погиб профессор ЮФУ Владислав Смирнов. На проходившей в конце декабря 2014 года премии «Человек года» Владислав Смирнов был признан «Журналистом года» посмертно. Диплом вручили жене погибшего, которая в своей речи сказала: «Он и преподаватель, и писатель, и поэт, и журналист. Все 50 лет он продолжал сотрудничать с прессой. Наверно поэтому его ученикам так легко было принимать от него знания. Погибла планета по имени Владислав Смирнов, погибла планета, которая нам могла бы еще столько дать и столько показать».
Гибель профессора сплотила крупнейшие СМИ Ростовской области, которые выступили с петицией о возбуждении уголовного дела против виновника ДТП. К сожалению, петиция не возымела должного эффекта, а разбирательство обстоятельств ДТП и определение наказания виновнику всячески затягиваются.
Первая премия для местных интернет-СМИ
В конце октября 2014 года в Ростове прошла первая конференция и премия для интернет-СМИ TAG-2014. Пожалуй, первая конференция не смогла ответить на все вопросы функционирования современного интернет-медиа рынка, не смогла она и сплотить в профессиональный круг всех основных игроков ростовских интернет-медиа.
[quote_center]Однако само появление такого мероприятия и заявленная его годовая периодичность говорят о том, что местный медиарынок подошел к той черте, после которой трудно будет вести бизнес в одиночку: уже появилась необходимость обсуждать, делиться опытом и «держаться в стае».[/quote_center]
После конференции были награждены ростовские интернет-СМИ в различных номинациях. «Городской репортер» был признан лучшим городским интернет-порталом.
Украинские СМИ о Ростове-на-Дону
С самого начала трагических событий на Украине Ростов-на-Дону оказался в центре внимания украинских СМИ. Сначала как место обитания сбежавшего украинского президента Виктора Януковича, который провел здесь две крупных пресс-конференции, а позже — как опорный пункт «донецких и луганских террористов» и «вероломной русской армии, осуществляющей агрессию на Украине».
Наши украинские коллеги периодически распространяли в своих изданиях противоречивую информацию и о «лагерях по подготовке террористов» под Ростовом, и о том, что «что диверсанты, которые базируются на Востоке Украины, направляются и координируются из Ростова-на-Дону», и даже о «смерти Виктора Януковича». Впрочем, ни одно сообщение так и не нашло каких-либо подтверждений.
День хороших новостей
1 декабря информационный сайт «Городской репортер» провел «День хороших новостей», приуроченный к редизайну сайта. С самого утра 1 декабря на «Городском репортере» выходили только позитивные новости. В ленту не попадали сообщения об авариях, убийствах, игнорировались сводки ГИБДД, МВД и МЧС. В «День хороших новостей» не должно было быть ничего плохого. Итогом эксперимента стало падение посещаемости сайта почти в три раза.
Однако уже назавтра нашей инициативой с хорошими новостями заинтересовался теоретик журналистики Андрей Мирошниченко. Его небольшой пост в соцсетях об эксперименте привлек внимание, пожалуй, наиболее известного «чернушника» рунета — LifeNews.ru. Именно благодаря коллеге-теоретику и коллегам-практикам слух о «Дне хороших новостей» к концу недели перелетел через океан и попал на страницы ВВС, The Independent, Guardian, Le Monde и сотни других иностранных СМИ, а также поднялся ввысь на Останкинскую башню в передачу «Вечерний Ургант». Иван в пятничном эфире своей программы вынес наш инфоповод на первое место в подборке новостей и даже высказал мысль, что «на телевидении все по-другому».
Реформатирование Lenta.ru, появление «Медузы»
Крупнейшим событием года на федеральном рынке масс-медиа стало переформатирование популярнейшего новостного издания Lenta.ru. В марте 2014 г. была уволена главный редактор этого издания Галина Тимченко. На ее место пришел новый менеджер, основной задачей которого, как сообщали участники событий, стало приведение Lenta.ru к курсу лояльности проводимой правительством России внешней политики. Смена руководства вызвала волну возмущений сотрудников редакции, более двух третей которых через время покинули Lenta.ru.
[quote_center]Twitter просто-таки зашелся в рыданиях. От простого «До слез» до даже такого: «С изгнанием Галины Тимченко с поста главреда „Ленты.ру“ в нашей стране окончательно закрывается эпоха надежд на перемены к лучшему».[/quote_center]
Через пять месяцев после ухода из Lenta.ru Тимченко и команда создали новое — Meduza.io. Его позиционируют как «новое либеральное русскоязычное СМИ, пишущее о самом важном и делающее лучшие тексты в России». Примечательно, что офис нового российского СМИ расположен в Латвии. Видимо, это и есть для «дорогой редакции» гарантия свободы их слова и превосходности их работы.
Федеральные баталии за «свободу слова» в либеральном ее понимании (это когда делаешь что хочешь, но за это тебе ничего не будет), никоим образом не затронули местный рынок медиа. Наоборот, он все дальше отходил от социально-политических тем, сосредотачиваясь на криминальных сводках. День хороших новостей, который провело наше издание, наглядно показал эту тенденцию. Между тем, продолжился выход федеральных игроков на местные рынки, а региональные игроки решили сплачиваться перед лицом все возрастающей конкуренции.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.