Герман Греков и Сергей Зуев о театре:«Современное искусство продаёт атмосферу»

Частный театр «Линии» открылся в феврале 2023 года на месте бывшего «Театра 18+», который был очень популярен у ростовчан вплоть до закрытия в 2020 году. Тем не менее, новому театру тоже есть чем похвастаться — работа Германа Грекова «Это любовь» вошла в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска».

«Городской репортёр» поговорил с режиссёром Германом Грековым и директором D30 и учредителем театра «Линии» Сергеем Зуевым, о продаже особой атмосферы, перспективах частных театров в Ростове и о мечте о масштабировании творческих площадок.

— Что такое театр «Линии»? Это продолжение «Театр 18+» или совершенно новый проект?

 

Герман Греков: «Театр 18+» какое-то время позиционировался как театр современной драматургии. Позже, непосредственно перед закрытием, мы начали немного расширяться — вместо современной драматургии хотели заниматься театром актуальной драматургии. Тогда планировалось, что в репертуар «Театр 18+» войдут и классические произведения, так как мы себя почувствовали тесновато в рамках только современной драматургии, нам хотелось уже разнопланового репертуара….

Однако после пресс-конференции, где мы рассказывали о наших творческих планах и концептуальных преобразованиях, прошло два месяца и «Театр 18+» перестал существовать…

Театр «Линии» открылся именно с целью быть театром актуальной драматургии. «Театр 18+», как говорил Юрий Муравицкий (худрук «Театра 18+», — прим.ред.), был неким проектным театром, такой площадкой для экспериментов. Часть принципов «Театра 18+» перетекла в театр «Линии» и естественно у нас есть бэкграунд от предыдущего проекта. Поэтому, если говорить о преемственности, то она есть, но лишь частичная. Театр «Линии» — это отдельный проект.

Сергей Зуев: Театр «Линии» стал естественным продолжением того театра, который мы ранее создали в городском пространстве D30, на Донской улице. Тот театр мы создавали с нуля, просто преобразовав творческий потенциал заинтересованных людей в театральные проекты. Мы выпустили пять успешных спектаклей фактически на голом энтузиазме. Д30 очень быстро перерос то пространство, в котором находился, и остро нуждался в новой, более широкоформатной площадке. И когда здание макаронной фабрики, хорошо известное на тот момент театралам нашего города, вновь осиротело после закрытия уже второго по счету театра в его стенах, мы точно знали, что нужно делать.

Наработанный опыт, компетенции, понимание коммерческих формул и технологий позволили нашей команде Д30 создать новый, мультижанровый театр, бережно сохранив традиции и концепции наших предшественников и объединив их с новым подходом к пониманию частного театра. Театр «Линии»  — это по сути креативное пространство, в котором возможность высказаться имеют разные режиссеры, они же резиденты театра.

 
Сергей Зуев с супругой Екатериной на премьере спектакля «Академия смеха» в театре «Линии» // фото: архив Сергея Зуева

— Сергей, ранее в интервью вы заявили, что декорации для спектакля «Академия смеха» обошлись примерно в 1 млн рублей. Это достаточно дорого. Почему решили потратить такую сумму?

Сергей Зуев: В любом спектакле нет лишних элементов. Задумка режиссера, актерская игра, костюмы, свет, декорации — все имеет значение и работает на общее впечатление. И каждая составляющая — результат творческого процесса конкретного талантливого специалиста. Для работы над «Академией смеха» мы пригласили питерского художника-постановщика Артема Агапова.

Он и предложил создать декорацию в виде японской головоломки со множеством открывающихся ящичков и трансформируемых деталей. Режиссер эту задумку поддержал. Мы со своей стороны никак не ограничивали полет фантазии и не просили художника уложиться в своем творчестве в конкретную сумму. После того как проект декораций был одобрен, нашей задачей было найти качественного и бюджетного исполнителя. Что оказалось весьма непросто, в конечном итоге пришлось заказывать и везти конструкцию из Санкт-Петербурга. Да, вышло недешево, но оно того стоило. На мой взгляд, это получилось очень по-эстетски, необычно и интересно. Благодаря этому решению сцена буквально оживает. Поэтому денег на него мы не пожалели.

— Окупаются ли вложения в театр?

Сергей Зуев: Все проекты, которые мы создавали находятся на разной стадии окупаемости. Например, спектакли «Это любовь» и «Морфий» уже окупились и приносят прибыль, есть проекты, которые пока не окупились, это вопрос времени.
Создание новых спектаклей стоит дорого. А их необходимо выпускать хотя бы 2–4 в сезон. Сейчас мы находимся в состоянии операционной окупаемости, но на каждый новый проект нужно еще 1,5–2 млн рублей. Такие расходы мы уже не можем себе позволить. И вот тут нам очень пригодилась бы помощь частных инвесторов или средства госгрантов.

— Вы говорили, что декорацию для «Академии смеха» специально заказывали в Петербурге, это говорит о большом уважении к зрителю…

Герман Греков: Если говорить про современное искусство, то самое главное, что там продаётся — это атмосфера. В атмосферу же входит очень много, она нематериальна, но очень важна.

В театре «Линии» она создана, и человек, попадая туда, испытывает желание вернуться, еще что-то посмотреть, быть здесь чаще, рекомендовать.

Над атмосферой театра мы работаем, это правда. Также как и над атмосферой спектаклей, у которой тоже много составляющих. Это — конечная точка, вершина пирамиды творческого продукта.

У театра, у спектакля есть неповторимая атмосфера, в которую хочется погрузиться. Есть книги такие, которые неоднократно перечитываются, есть фильмы, которые пересматриваем. А почему? Мы зачастую не задаёмся такими вопросами, почему они притягивают нас, просто хочется там побыть.

— У вас частный театр. Это предполагает свободу творчества, борьбу за зрителя при значительно меньших бюджетах, чем в государственных учреждениях культуры и искусства. Как вы считаете, насколько частный театр более выигрышен по сравнению с государственным? Нужно ли частных театров больше в Ростове?

Герман Греков: На самом деле современный театр как институция многообразен, и настолько есть чем ознакомить неискушённого ростовского зрителя, что можно и пять открыть театров, и шесть и т. д. Плюсов у государственного театра как у институции достаточно много и они очень большие. В таком театре государство даёт тебе какие-то полномочия, и ты можешь существовать и как в рамках традиционного театра, так и какие-то делать эксперименты.

Но с чем мы сталкиваемся, когда мы слышим «государственный театр»? На ум сразу приходит что-то такое неподвижное, некая бюрократическая неповоротливая махина.
Театр частный — более подвижный, и поэтому в значительно большей степени соответствует запросу времени. А мы как художники только со временем и работаем, больше ни с чем.

Далее, в нашем театре, например, очень хорошо работает менеджмент, и есть просто тотальная заинтересованность всех в том, чтобы про театр знали, чтобы к нам ходили.

Сергей Зуев: Например, в гостеатре в принципе не смогли бы поставит оперу «Это любовь», потому что репертуарная политика там жёсткая. В Ростове есть местные драматурги и режиссеры, которые создают локальную культуру. По сути, только благодаря частным театрам их творчество могут увидеть и в Ростове, и по всей стране. Ростовский локальный театральный продукт очень востребован. Наше попадание в лонг-лист «Золотой Маски» лишнее тому подтверждение.

Герман Греков: Для каждого областного театра раньше была разнарядка: раз в год премьера по пьесе местного драматурга. И театры искали их, находили и ставили спектакли этих самых местных авторов. В те годы Минкульт в этом был заинтересован.

Если мы говорим про наши реалии, то сейчас у нас есть пишущие и популярные на всю Россию драматурги, но они абсолютно не востребованы государственными институциями. Есть известные авторы, давно пишущие, например, Сергей Артурович Медведев — легенда, знаковый для Ростова драматург. Достаточно давно в РАМТ что-то ставили по его работе. А он пишет и сейчас, у него есть новые пьесы. Ну вот не ставят в гостеатрах местных авторов, и это — большой минус…

Но есть мы, независимые, частные, которые работают с местными драматургами, творческими деятелями.

Или же вот взять театральных художников. Вы посмотрите с кем работают госучреждения Ростова — это, в основном, приглашённые специалисты. А мы растим сад на месте, взращиваем талантливых людей! У нас понимание театра как кластера творческих людей. «Это любовь» — чисто ростовский продукт, и он возможен как форма только в независимом театре, потому что это смелая форма.

Герман Греков // фото: архив Германа Грекова

— Увидим ли не только современных драматургов, но и классиков в театре «Линии» в целом и в ваших постановках в частности?

Герман Греков: В театре «Линии» есть спектакли по Чехову и Булгакову. Сам я испытываю большой пиетет и интерес к классическим произведениям, к осмыслению их. Это удовольствие для режиссёра — работать с классическими текстами, потому что внутри вложена очень мощная драматическая структура. Можно с точки зрения времени на это посмотреть, фантазию включить.

— Пытались ли вы получить гранты на свои спектакли?

Сергей Зуев: По всем проектам мы подавали заявки на гранты, но, увы, получали отказы. О причинах в таком случае никто обычно не сообщает.

— Ваш зритель — кто он? Какой он?

Герман Греков: Так глубоко я эту тему не изучал, но считаю, что наш сегодняшний зритель — он очень разный, каким и был в «Театре 18+». Некий мультисоциальный зритель, много у него пластов… Когда мы ставили «Академия смеха», то для технического удобства сделали два состава — актёры очень занятые, а в график хотели спектакль ставить чаще. В итоге мы долго его репетировали и получили два абсолютно разных спектакля. И естественно, на премьере я говорю, что у спектакля две версии, и если вам интересно, то приходите на вторую версию тоже. И вот посмотревшие одну версию, идут на вторую. Я бы назвал ростовских зрителей одним словом — «любопытные».

— Кто ваши резиденты на площадке театра «Линии»? По какому принципу вы их отбираете?

Герман Греков: Есть худсовет, и мы там обсуждаем участников.

Сергей Зуев: Если резидент разделяет наши ценности, нашу философию, тогда добро пожаловать в театр «Линии». Сейчас у нас есть спектакли разных режиссёров — Грекова, Бахарева, Цупко, есть спектакли театра «Муха».

Герман Греков: Наша задача — быть мультижанровой площадкой. Поэтому планируем выпускать и поэтические спектакли, и музыкальные спектакли.


— Каким вы видите театр «Линии» через три года? Какие у вас творческие планы?

Сергей Зуев: Горизонт планирования сейчас у нас не больше одного года. Хотя бы по той причине, что арендную плату, которую с нас взимает собственник помещения, он может повышать не чаще раза в год.

Я вижу полные залы, интерес к нашим проектам в соцсетях, читаю отзывы зрителей и думаю, что нашему городу нужно минимум пять таких театров. Мы можем усилить театр своими бизнес-технологиями, что сделает его не дотационным, а социально-значимым явлением, которое формирует городскую культуру.

В идеале хотелось бы, чтобы Ростов был не только гастрономической, но и культурной столицей. Но это возможно только при участии государства. Например, мне кажется, что для театра идеально подошло бы здание клуба приказчиков. Если бы у нас была возможность получить его по льготной арендной ставке, то мы могли бы дать ему вторую жизнь и превратить его в культурный центр.

— Хотели бы вы зал побольше или вас устраивает камерность на 18-ой линии?

Герман Греков: Когда мы делали оперу «Это любовь», автор пьесы и продюсер этого проекта — Виктория Бабкина, — задалась целью найти в Ростове площадку для показа спектакля, и она её не нашла. Нет в городе оборудованных театральных площадок. Мы пробовали и в креативных пространствах играть, но это не то. Театральные площадки требуют определённых технических условий.

— Герман, как изменился ваш творческий почерк за последние годы? Есть ли кардинальные перемены?

Герман Греков: Метаморфоз кардинальных нет. На мой взгляд, «Академия смеха» получилась достаточно мощным спектаклем, но в неё мы вложили много труда, репетировали три месяца, а обычно премьерные спектакли репетируют один месяц.
Вы берете вопрос, связанный с временем… Время меняется, и это не может не отражаться на творчестве. И, конечно, я надеюсь, что у меня получается ставить с каждым годом все лучше и лучше (смеётся).


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ

Бывший губернатор Ростовской области может стать фигурантом уголовного дела

Василий Голубев может стать фигурантом уголовного дела.

В Ростовской области в 2024 году переселили 3348 человек из ветхого жилья

В Ростовской области продолжается реализация программы по расселению людей из аварийного жилья.

В Ростовской области на выходных ожидается мокрый снег

В Ростовской области с 17 по 19 января местами осадки в виде мокрого снега и налипание мокрого снега на провода и деревья.

Президент ФК «Ростов» продал проект ЖК «Текучев» депутату Джиоеву

Бизнесмен Арташес Арутюнянц продал свою долю в проект ЖК «Текучев» депутату донского Заксобрания Асланбеку Джиоеву.

Семь улиц Ростова преобразятся в 2025 году

В Первомайском районе донской столицы в текущем году планируют отремонтировать дорожное полотно на семи улицах.

Дончане могут увидеть ярчайшую комету ATLAS 

Самая яркая за последние 20 лет комета C/2024 G3 ATLAS стала заметна в небе над Ростовской областью. Жители региона могут наблюдать это явление примерно до 18 января без специальных астрономических инструментов.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ЕЩЕ НОВОСТИ