Как признается сам Георгий Гугдадзе, председатель комитета ЖКХ и жилищному реформированию ростовского областного отделения РОО «ОПОРА РОССИИ», член Совета директоров Кировского района Ростова-на-Дону, не только стать членом РОО «ОПОРА РОССИИ», но претендовать и в последствии вступить в должность председателя комитета ЖКХ и жилищному реформированию ростовского областного отделения, было необходимостью для него как профессионала.
Сегодня рынок управления многоквартирными домами разрознен, интересы как компаний, так и собственников не представлены единой организацией, но голос каждого должен быть услышан и учтен, а принятые на законодательном уровне решения обязаны резонировать с реальными потребностями отрасли.
— До сих пор не утихают споры про эффективность и целесообразность проведения реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Каков Ваш взгляд на эту тему?
— Город стал чище и убирают мусор с контейнерных площадок регулярно. Но тут, как всегда, увы, есть и другая сторона медали. Если до этого момента вопросы по замене контейнеров решались без административных барьеров: без обращений, заявлений, то сейчас обновление вышедшего из строя объекта — это месячная переписка с региональным оператором. Его представители ставят вопрос так, что у них на это денег не заложено, должны менять управляющие организации за счет жителей. Здесь возникают сложности.
— Есть контейнерные площадки, которые относятся к одному дому, но есть и те, которые, во-первых, стоят на земле муниципальной, а, во-вторых, обслуживают сразу несколько домов, здания при этом могут находится под управлением разных организаций. И тогда как здесь быть? Какая из УО должна на себя брать финансовые обязательства?
— Я, конечно, в своей управляющей организации с региональным оператором вопросы решаю, но процесс идет очень трудно. Еще один вопрос, который волнует представителей рынка — уборка контейнерных площадок. В регламенте четко прописано, что региональный оператор обязан этим заниматься и, в том числе, очищать территорию за собой, после забора мусора. Если вдруг по этому вопросу к ним звонят собственники, то специалисты регоператора почему-то направляют их в управляющую организацию. У меня возникает вопрос: если это моя площадка моего дома, конечно, я уберу, но если эта территория обслуживает десятки домов и принадлежит муниципалитету? Третий важный вопрос — перерасчет. Я расскажу на примере своей компании — ООО «АРТЕЛЬ». Мои жители все до одного на общих собраниях собственников приняли решение заключить прямые договоры с региональным оператором. Тогда представители компании по вывозу ТКО заявили, что будут печатать свои квитанции и разносить по квартирам своими силами, кстати, это верно и по закону.
Получилось, однако, по-другому. Региональный оператор заключил договор с ЕИРЦ (Единый информационный расчетный центр — прим. ред.), что разрешено законом, но далее началась нездоровая экономия: услуги по вывозу мусора стали вносить в мои квитанции, те, которые печатаются за счет средств управляющей организации.
— Естественно, когда что-то не вывозиться, не убирается, кому звонят жители?
— Управляющей организации, а не региональному оператору, с которым у дома заключен договор на обслуживание. Хуже, когда встает вопрос о перерасчетах. Часто бывает, что гражданин зарегистрирован в одном месте, а живет в другом, он желает этот факт завизировать и обращается согласно квитанции снова в управляющую организацию. А мы элементарно не имеем права выполнять эту работу, прямой договор с региональным оператором и жителями этого не предполагает. Просто-напросто сам «Чистый город» отказывается от меня принимать подобные сведения.
Сейчас стало еще хуже, жители приходят и говорят, мы звонили регоператору, они нам отказали, сказали квитанция общая, значит, к Вам идти. Не секрет, что платежные документы печатаются и разносятся за счет собственников помещений. В среднем это получается 1 рубль 60 копеек с квадратного метра. Я ставлю вопрос потому, что необходимо экономить средства собственников. Если региональный оператор использует мою квитанцию, то они тоже что-то платят ЕИРЦ, а, значит, цена на квадратный метр для жителей должна уменьшиться на сумму, которую вносит Группа Компаний «Чистый Город». Скажу, что на практике такое не происходит, то есть пока с собственника стоимость печати и доставки берется два раза, а платежка приходит одна. Но все-таки с началом реализации реформы изменения к лучшему есть, однако, шероховатости нужно мирно и планомерно урегулировать.
— Проблемы с реформой возникли не только со стороны собственников. У самой ГК «Чистый город» есть сложности. Среди них новые районы, где квартиры часто сдаются в аренду без подтверждающей документации. Получается, что, например, прописан один человек, а проживает семья из четырех. Есть ли решение этой проблемы?
— Ничего нового здесь придумывать не надо, расскажу, как мы решали подобный вопрос до 1 января 2019 года. Согласно 354 Постановлению, управляющая организация совместно с советом дома составляет акт фактического проживания граждан. Потом эти данные передаются ЕИРЦ. Далее, в соответствии с законодательством, начисления происходят по данным, указанным в документе, то есть по факту проживания. После этого дня, если кто-то убывает или переезжает, уже сам гражданин доказывает, что сменил место проживания, а до этого начисления идут исходя из вышеупомянутого акта. Группе компаний «Чистый город» никто не запрещает провести такую работу и составить подобный документ. Если бы они обратились, например, лично ко мне, как к руководителю управляющей организации, я бы оказал эту услугу. И это законно! Только собственники не всегда знают свои обязанности, увы. Закон говорит о том, что если Вы убываете куда-то более чем на месяц, Вы обязаны там оформить временную регистрацию. Во-вторых, когда я собирал деньги за мусор, еще до реформы, если человек говорил, что я живу в другом месте, я просил, принести справку оттуда и квитанции, что собственник оплачивает коммунальные услуги. Такую официальную бумагу может выдать любая управляющая организация, председатель ТСЖ или СНТ. Человек не может и там, и здесь суммы в квитанции погашать, конечно. Дважды платит только тот, что не знает своих прав! Чтобы все проходило честно, есть совет дома, представители которого смотрят, действительно ли люди приехали, например, в гости на неделю или же проживают в многоквартирном доме.
— Было предложение взвешивать мусор и, если данные не совпадают с нормативом, разницу «раскидывать» по платежкам жителей. Как Вы смотрите на такую идею?
— Я обсуждал этот вопрос и со специалистами ГК «Чистый город», и на высшем уровне. Давайте исходить из того, что есть закон, в котором написано, что коммунальная услуга должна выставляться или по нормативу, или по факту потребления. По закону, я, конечно, могу обратиться к экспертизе, ходить туда каждый день с мусором, ставить его на весы и получать справку, что я выношу меньше, опротестовав, тем самым, норматив и доказав, что я меньше выкидываю мусора, чем прописано в законодательном акте. Но это гипотетически, реально это невозможно. Распределять разницу на всех собственников они не могут, потому что, по сути, эта дельта получается СОИДом. Однако закон говорит однозначно, что на отопление и мусор его быть не может, это конкретно прописано в пунктах регламентирующего документа. Если кто-то введет эту схему, то она будет незаконной. Мы иногда не по логике должны думать, а как написано в законе.
— Что сегодня происходит с рынком жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, с управляющими организациями? Многие уходят с рынка, банкротятся. С чем связаны, на Ваш взгляд, эти процессы?
— Причин и следствий этому может быть сотни и говорить об этом можно вечно. Одна из основных проблем, что в качестве руководителей управляющих компаний заходят в работу люди случайные. Их большинство. Я не считаю, что они виноваты в этом, здесь скорее — законодательная база, которая не предполагает получение профильного образования в сфере ЖКХ. За 10 тысяч рублей каждый гражданин РФ даже без опыта работы может открыть свою управляющую организацию и назвать себя генеральным директором. Потом просто можно найти какой-нибудь дом, подкупить старшего по нему и фактически «нарисовать» себе протокол общего собрания собственников жилья, отнести в ГЖИ и получить МКД в управление. И хочу сказать, что по такой схеме начинала почти половина представителей всего рынка в нашей сфере. Следствие этого то, что работают люди без опыта, без образования, без наличия материально-технической базы, получается, максимум они выдерживают три года — это потолок. Несколько лет и они уходят на банкротство.
— Как можно исправить ситуацию?
— Элементарно! Надо изменить закон о лицензировании управляющих организаций. Там, честно говоря, много что изменять надо. На уровне ГЖИ или Администрации города, областного министерства эту ситуацию не исправить, не потому что они не хотят, а потому что нет законодательной базы. Должен сказать, что я, являясь членом «Опоры России» и в ней же председателем комитета по ЖКХ, хочу начать именно с работы в этом направлении. Нет фактически человека в городе, который не имеет отношений с управляющими организациями или ТСЖ, то есть, те изменения, о которых я говорю, повысят уровень жизни сотни тысяч людей. Это элементарные вещи и для меня остается загадкой, почему это до сих пор не учтено и не исправлено.
— А на Ваш взгляд, кто идеальный руководитель УО: отличный управленец или человек с опытом работы в сфере ЖКХ?
— Могу сказать только на личном опыте, я в этой сфере работаю всю свою жизнь с момента окончания института. Я сам инженер, я не управленец изначально, но, как видите, я на этом рынке уже более 27 лет. Мое мнение, что руководителем управляющей компании должен быть хороший инженер. Беда именно в этом, что приходят работать на рынок бизнесмены, финансисты, экономисты, акцент делается на деньги. Конечно, умение работать с бюджетом важно, но эта деятельность не должна занимать более 20% от затраченного на дело время. Это специфичная отрасль. Конечно, законом это пока не предусмотрено, но, скорее всего, мы придем к тому, что, как и с мусорной реформой, и с капитальным ремонтом, должен быть единый оператор и в сфере управления домами. То есть, должно быть одно предприятие, которое управляет всем, а остальные компании, которых у нас более пятисот, станут обслуживающими организациями. Вы скажите, какая это управляющая компания, у которой три или пять домов? Это такая сфера, в ней столько информации, постоянно меняется законодательство, надо повышать уровень знаний, экономически невозможно при таких малых объемах и небольшом коллективе иметь возможность за всем уследить, пройти обучение, обеспечить компанию техникой.
— Тогда насколько жизнеспособны ТСЖ, где сидит максимум председатель и бухгалтер, а надо понимать и следить за широким спектром вопросов: от технических до юридических и везде быть специалистом?
— Если мы идем жить в дом, где ТСЖ, то раскрывай шире карман. Если исходить из тех товариществ, которые есть в городе, то единицы работают в новых домах, у остальных оплата за жилищно-коммунальные услуги в разы выше, чем у управляющих организаций. Есть у меня и родственники и друзья, которые живут в домах с формой управления ТСЖ, у них там постоянные поборы. Ощущение, что они оплачивают на содержание дома 32 рубля с квадратного метра, и это уходит у них просто так, «в никуда», а дальше любой шаг — отдельно нужно сдать средства. Задумано было ТСЖ как одно из наилучших способов управления, а я Вам так скажу, сегодня доходы собственников жилья просто недостаточно для этой формы, у людей нет денег за все платить втридорога. Я думаю, что ТСЖ, чтобы работало, нужен развитый капитализм с высоким уровнем доходов населения.
— Как Вы относитесь к инициативе создания единых базы платильщиков и квитанции?
— Вы помните, что по закону еще к 1 января 2018 года у нас должно была быть и единая база, и квитанция. А другого документа, который бы отменял этот акт или переносил сроки, не было, то есть мы сейчас все нарушаем закон. Я представляю, какой колоссальный это объем работ, но и база, и квитанция необходимы не сегодня, они были необходимы еще вчера! Мое представление, как я вижу, начать надо с единой квитанции. Независимо от того, кто является исполнителем коммунальных услуг, с кем заключены договоры, жителям это все равно, для обывателя должно быть все максимально комфортно. И для остальных тоже удобно. Заходите в единую базу и ведите общую картину, на сегодняшний день, я как руководитель управляющей организации, не владею полной информацией о моих жителях, о их потребностях, обо всех процессах, происходящих в домах. Я пишу письма, от чиновников и надзорных органов мне через два месяца приходит ответ, который уже не актуален, соответственно, я не могу реагировать на ситуацию в реальном времени. Мы тратим ресурс временной и профессиональный! Единая база — это вопрос который надо решать!
— Вы уже говорили, что для вас управляющая организация — это не просто бизнес, насколько мне известно, часть прибыли Вы направляете на социальные проекты, связанные со спортом. Так ли это?
— Я всегда был общественно активным, например, уже два года состою в Совете директоров Кировского района Ростова-на-Дону. Активно веду общественную работу и в направлении развития спорта. Я им занимался профессионально до двадцати пяти лет, потом оставил на время. Несколько лет назад в спорт вернулся сначала я сам, а потом уже осуществил свою мечту и открыл школу «Багратион». Она работает уже два года. Еще очень много сделать нужно, но в общем, на сегодняшний момент у нас около 80 учеников. Некоторые из них взяли даже золотые медали по джиу-джитсу на федеральном уровне. Я сам закончил курсы учителя и лично три раза в неделю виду с детьми занятия по самбо и дзюдо. Время… Чего бы мне хотелось — добавить в сутки еще несколько часов! Катастрофически не хватает времени в рамках многозадачности. Я ухожу из дома в шесть утра, возвращаюсь в девять вечера — день проходит мгновенно, но я в таком ритме живу уже давно, поэтому для меня это привычно. Единственный выходной беру в воскресенье. Я не устаю, я втянулся в режим. Государственной поддержки спортивной школы «Багратион» никакой нет, чтобы ее получить, надо участвовать в программах и гранты выигрывать, но бюрократия такая, что для этого надо отдельного сотрудника нанять, то есть овчинка выделки не стоит. Я занятия веду бесплатно. Иной раз я даже отказываюсь, когда родители начинают скидываться, чтобы купить что-то в зал.
— Какие ближайшие планы относительно спортивной школы?
— На его базе сейчас на каникулах я пробую брать детей на весь день, то есть с восьми утра до пяти вечера, на полный пансион: тренировки, питание, экскурсии. Я пока буду это делать для тех детей, которые у меня занимаются, а летом, может быть, расширю эту работу и реализую еще на выезде за городом этот проект. Конечно, родители сейчас очень довольны этой идеей!
Материал подготовила Анастасия Куньчикова, газета «Путеводитель по ЖКХ»
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.