В Ростовской области в марте стартовал проект «УчимЗнаем»: в областной детской клинической больнице открылся учебный класс для детей, которые проходят длительный курс лечения в онкогематологическом отделении. Госпитальные школы уже работают в нескольких регионах страны, чтобы создать на территории больниц полноценную систему обучения для детей, которые долго и тяжело болеют.
Ростовская область стала уже 11-м регионом страны, где запустили такой социальный проект. В Москве он работает с 2014 года на базе школы № 109, Российской детской клинической больницы и Федерального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Проект придумали, чтобы у детей с тяжелыми заболеваниями, которые вынуждены прервать учебу из-за длительного лечения, была возможность получить полноценное образование.
В Ростове обучают детей, находящихся на лечении в онкогематологическом центре, специалисты городского лицея № 11. Проект реализуют при поддержке областных Минздрава и Минобра. Координатором в регионе стала педагог и кандидат психологических наук Екатерина Зорина. «В прошлом году на всероссийском форуме для молодых педагогов в Калининграде выступал идейный вдохновитель проекта Сергей Шариков. Мы с ним познакомились, завязалась беседа, — рассказывает Екатерина Зорина. — Я давно работаю в сфере образования, знаю, что когда-то к детям в областной больнице приходили учителя, чтобы ребята не забывали школьную программу. Но потом изменилась структура финансирования и эту практику не смогли продолжать. А сейчас проект возрождается, но уже в новом качестве».
Не у всех детей с тяжелыми заболеваниями есть возможность перейти на домашнее обучение, случается так, что они пропускают по целому году обучения и им приходится потом начинать все заново, говорят специалисты.
В областной больнице для ребят сейчас оборудован специальный класс с игровой комнатой для творчества. Но дети не занимаются там постоянно и обязательно все вместе, как в школе: процесс обучения подобран для каждого ребенка индивидуально, с учетом состояния его здоровья и рекомендаций врачей. Поэтому учителя, которые приходят в больницу, часто занимаются с детьми прямо в их палатах. «Когда ребенок попадает в больницу, мы, конечно, в первую очередь советуемся с врачом: когда можно начать непосредственное обучение либо лучше пока начать с психологической поддержки, пригласить его на творческие занятия — на лепку или рисование. С родителями тоже разговариваем: узнаем, где ребенок учился, сколько пропустил», — говорит Екатерина Зорина.
При этом педагоги понимают, что на первом месте — все-таки необходимое лечение, поэтому учебная нагрузка на болеющего ребенка уменьшается по рекомендациям медиков. «К примеру, если в пятом классе на изучение математики отводится восемь часов, то по индивидуальному плану оно может быть сокращено до 2–3 часов», — рассказывает Екатерина Зорина.
Как говорит учитель начальных классов Галина Грунина, занимаются педагоги с детьми и лично, и дистанционно, например, по скайпу. «Наши ученики принимают серьезное лечение, поэтому мы четко опираемся на рекомендации докторов. Иногда дети находятся в боксе долгое время, и нам просто нельзя туда заходить, — говорит педагог. — Могу сказать, что дети хотят заниматься — часто даже больше, чем те, которые каждый день ходят в школу. В больнице они находятся в замкнутом пространстве, и каждый собеседник для них важен и интересен. Тем более, что на занятиях они узнают что-то новое. Мои первоклассники всегда ждут меня с нетерпением: они уже начинают волноваться, если я задерживаюсь и стою где-то в пробке по пути к ним».
Учебная программа составляется по тем же учебникам, по которым занимаются в школе, отмечает учитель физики и математики Олег Конин. Как и в обычной школе, детям тоже дают домашние задания. «Мы не отрываемся от той программы, которая была у ребенка в школе. Это позволит ему после лечения вернуться в школу, не упустив это время, — говорит Олег Конин. — Кроме того, каждый ребенок гарантированно получает внимание педагога, так как занятия индивидуальные, а не в большом классе. Мы видим, где есть пробелы, и сразу можем их ликвидировать».
Собираются ребята вместе на разных творческих занятиях в игровой комнате: рисуют, лепят, читают книги, в распоряжении детей постарше — настольные игры. Внеурочные занятия — не просто творческие, а тоже наполнены дополнительными знаниями: через настольную игру «Монополия», например, можно рассказать об экономике и обществознании.
Оборудование для обучения предоставила компания Samsung: класс оснащен интерактивной доской, планшетными компьютерами. «Мы обеспечены всем необходимым оборудованием, единственное, хотелось бы еще иметь хороший фотоаппарат для занятий по фототерапии, — отмечает Екатерина Зорина. — К 8 марта, например, у нас была акция: к нам приходили визажист, который делал мамам макияж, и фотограф, который потом снимал их вместе с детьми, всем очень понравилось. А к 1 июня мы хотим записать с нашими учениками видеопоздравление для московских ребят».
Современные технологии здесь — это не только средство для подготовки интересных интерактивных уроков, но и часто — необходимость: не всегда в бокс можно зайти с книгой, а планшеты легче продезинфицировать.
Онкогематологическое отделение в ростовской больнице рассчитано на 35 мест, и, к сожалению, оно никогда не пустует. Половина детей, которые сейчас там проходят лечение, — это дошкольники. «18 детей с 1 по 11 класс всегда у нас есть на обучении, а всего за время существования проекта около 40 детей уже приняли участие в наших занятиях и мероприятиях», — рассказывает Екатерина Зорина. Некоторых детей, которые проходят наиболее долгий курс лечения, зачисляют в лицей № 11, они, как и положено, проходят аттестацию и переходят в следующий класс. Сейчас таких детей в больнице — шесть. Педагоги сопровождают их в том числе и после выписки из больницы, пока они не смогут выйти в школу.
«Родители были рады, когда открылась наша госпитальная школа, благодарили. А некоторые дети уже подтянули свои знания: раньше была тройка по предмету, а сейчас — уже четверка, — отмечает Екатерина Зорина. — Родители говорят, что во время обучения ребенок отвлекается, забывает, что он в больнице». Педагоги, работающие с детьми в больнице, также должны обладать знаниями психологии, считает координатор проекта «УчимЗнаем». В основном дети понимают, что у них серьезные заболевания, могут спросить про смерть, поделиться с учителем своими мыслями. И педагогу нужно быть к этому готовым.
Кроме того, во время болезни особую значимость приобретает любая цель, к которой надо двигаться. Учеба — это тоже всегда цель, которая помогает в этот сложный период. «Как-то мне ребенок в Москве сказал: „Если меня учат, значит, я буду жить“. Мы эту уверенность поддерживаем», — говорит Екатерина Зорина.
Сейчас учебный год в школах уже закончился. Но к тем детям, которые много пропустили и которые сейчас находятся в больнице, летом продолжат приходить учителя. Педагоги также будут все каникулы организовывать для ребят внеурочные занятия.
«Развитие госпитальной педагогики очень важно для нас всех, — добавляет Екатерина Зорина. — В перспективе, конечно, хотелось бы, чтобы во всех больницах, где дети находятся на лечении длительно, постепенно появлялась возможность такого обучения».
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.