Дорожная карта по оздоровлению бассейна реки Дон: какие меры предлагают ученые и политики?

21 июля правительство РФ утвердило дорожную карту по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон. В ходе реализации программы будут очищать притоки Дона, сокращать использование воды из Цимлянского водохранилища и уменьшать засорение реки сточными водами. Смогут ли выделенные до 2030 года 103 млрд спасти Дон и Азовское море?

Согласно дорожной карте по оздоровлению донского водного бассейна, 38% от общего объема финансирования пойдет на снижение антропогенного воздействия на реку Дон и ее притоки, 28% – на сокращение использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища для обеспечения гарантированного судоходства, 18% – на восстановление и расчистку водности притоков, рек и междуречья Дона и Кубани. Остальные деньги направят на зарыбление малых рек и восстановление водоохранной территории.

На межрегиональном совещании власти Волгоградской области предложили на выделенные средства снизить площади водоохранных зон с нарушенным режимом использования путем ликвидации свалок, расчистить оросительные системы, реконструировать очистные сооружения для уменьшения количества отводимых со сточными водами загрязняющих веществ, реконструировать водозаборные сооружения для сокращения потерь воды при водной транспортировке.

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров отметил, что основной проблемой Дона является маловодье, которое фиксируется с 2000-х годов, но особенно остро проявилось в последние 10 лет.

 

Из-за уменьшения водотока с основного русла реки Дон, значительно возросла засоленность Азовского моря и его зарастание сине-зелеными водорослями, также это привело к сокращению объемов водных ресурсов, эрозии почв и обрушению берегов.

По мнению Бочарова, запланированные меры по реабилитации рек донского бассейна обеспечат некоторый эффект, но проблему в полном объеме не решат: «Проект строительства судоходного канала Волго-Дон-2 в объеме 5,5 кубометров в год разработан в 80-е годы, протяженность канала – 64,7 км. Возведение канала решало массу задач: увеличение водотока Дона, снижение засоленности Азовского моря, смягчение климата, увеличение плодородного слоя, снижение засухи, защита от песчаных бурь, улучшение водонасбжения населения и снижение деградации водных объектов».

схема канал Волго-Дон-2 // фото: скриншот межрегионального совещания по оздоровлению Дона

Волго-Дон-2 начали строить в 1987 и через три года, из-за экономических трудностей, прекратили при 30% готовности объекта. Канал начинался с поселка Ерозовки Волгоградской области, затем двигался по Грачам и Котлубани в Паньшино.

«Мы считаем, что завершение проекта поможет пополнить водные запасы Дона и Цимлянского водохранилища, а также зарыбить водоемы и увеличить площади орошаемых земель. Однако обсудить целесообразность проекта необходимо на площадке РАН, так как мнение ученых здесь первостепенно», – рассказывает Бочаров.

По мнению властей Волгоградской области, эксперты также должны оценить три фактора: экономический эффект от реализации проекта, возможные затраты на электроэнергию при водоподаче и возможного изменения гидрологического режима Волжско-Камского бассейна.

Мнение губернатора поддержал глава комитета Госудумы Федерального собрания РФ по природным ресурсам Николай Николаев: «Средства, которые выделены, это своего рода техобслуживание. Мероприятия, которые будут осуществлены на эти средства, приведут к среднесрочному эффекту, это не исправит ситуацию кардинально. Для спасения Дона нам сейчас нужны не меньшего масштаба проекты, как во время Сталина», – отметил Николаев.

По словам первого заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова, на Нижнем Дону с 2007 года проходит период маловодья. При этом оздоровление Дона и увеличение его водности сможет решить и проблемы орошения земель: «Сейчас в Ростовской области 231 тысячи гектаров орошаемых земель. Это немалая цифра, но в советское время орошали 420 тысяч гектаров. Напомню, что орошение имеет большое значение из-за засушливого климата Ростовской области. В настоящее время для орошения южных и восточных районов водных ресурсов не хватает».

По мнению кандидата биологических наук, зампредседателя ЮНЦ РАН Валерия Стахеева, из-за проблем с осолонением Азовского моря жители Ростовской области могут не только столкнуться с ухудшением земледелия, но и с недостатком питьевой воды хорошего качества: «Повышение солености Азовского моря приводит к проникновению соленой воды до водозабора Азова при штормовых нагонов. Также выросла соленость воды в Цимлянском водохранилище и водной системе реки Маныч. Климат в регионе в целом становится аридным».

А кандидат биологических наук, заведующий лабораторией прикладной океанографии ЮНЦ РАН Олег Степаньян отметил, что обмеление также привело к серьезному ухудшению возможности судоходства. Он уверен, что из-за изменения климата на Дону и в Азовском районе ухудшается судоходство.

остановка судов в декабре 2020 года на Дону и в Азовском море
// фото: скриншот презентации во время круглого стола об проблема реки Дон

«Так, в декабре 2020 года на Дону и в Азовском море было остановлено движение около 100 судов из-за низкого уровня воды и штормового ветра. Кроме того, если не заниматься восстановлением водной зоны и прибрежных берегов, то, по подсчетам ЮНЦ РАН, с 2021 по 2041 из-за обрушения берегов ущерб составит 756,7 млн рублей», – заявил Степаньян.

По его словам, проблемы судоходства не решаться с помощью увеличения водности донского бассейна: «В условиях маловодья мы идем неправильным путем: все время пытаемся реку углублять, а нужно строить новые суда, трехтысячники с меньшей осадкой. Потому что рекомендованная глубина осадки судов составляет четыре метра, а сейчас между днищем корабля и днем реки полметра остается».

Ученый отметил, что суда с Волги, с Астрахани и Каспия идут недогруженными, догружаются в Ростове и в Азове, уходя в Азовское море уже с полной загрузкой. «Знаю такую оценку: 1 см недогруза по глубине это 10 тысяч долларов потери для судоходства», – заявил Степаньян.

В советские годы была разработана карта по строительству новых ирригационных систем и лесных полос. Именно такой подход, по мнению Степаньяна, поможет переломить ситуацию по оздоровлению экосистемы Ростовской области и улучшению климата в регионе.

 

 

 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ЕЩЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ