«До конца сезона мы как-то дотянули – уже хорошо», – режиссер Юрий Муравицкий о закрытии Театра 18+

В конце июня Театр 18+ объявил о прекращении своей деятельности в качестве постоянно действующей репертуарной театральной площадки.  Незадолго до этого корреспондент «Городского репортера» поговорил с Юрием Муравицким, художественным руководителем Театра 18+, который рассказал об основных причинах возможного ухода театра с ростовской сцены.

— Как случилось, что театр попал в такое непростое финансовое положение?

— Все очень просто — денег на новые постановки нет. А старые спектакли наши зрители уже пересмотрели. Денег на рекламу, чтобы привлечь новых зрителей, тоже нет. Это значит, что билеты продаются плохо — выручка с их продажи низкая, следовательно, денег на новые постановки нет. И дальше так по кругу. Бесконечно жить за счёт постоянных денежных вливаний учредителя театр не может.

 

— Изменился ли в связи с этим актёрский состав? Много ли тех, кто готов работать только за идею?

— «За идею» у нас актёры не работали. Театр всегда платил им за выход на сцену. А своей труппы у нас никогда не было — только приглашённые артисты.

— В своём инстаграме театр пишет, что 51% от суммы для постановки камерной оперы «Это любовь», которую, думаю, многие ждут, удалось собрать при помощи зрителей. А как обстоят дела с пожертвованиями непосредственно театру, а не конкретным постановкам? Чувствуется ли поддержка от зрителей?

— Дела с пожертвованиями в последнее время обстоят никак. За последний месяц собрали примерно 500 рублей.

Наши зрители и друзья театра помогали нам как могли. За что им огромное спасибо!

Но их не так много. Сейчас сложное время — всем тяжело. До конца сезона мы как-то дотянули — уже хорошо.

 

— Как театр планирует жить дальше? Может быть, в планах привлечь спонсора или так же идти вперёд на чистом энтузиазме? Есть ли какая-нибудь финансовая подушка безопасности?

— Театр никогда не работал на чистом энтузиазме. У нас есть учредитель, и он всегда поддерживал театр. Попытки привлечь спонсоров, по большому счету, ни к чему не привели. Финансовой подушки безопасности у нас нет. По аренде уходим всё дальше и дальше в минус. Сейчас команда театра в отпуске без содержания на неопределённый срок. Что будет дальше — неизвестно.

— Межрегиональная перфоманс-игра «Смотри на меня» продолжит своё существование после снятия режима самоизоляции? И как вам такой опыт?

— Опыт интересный, и, думаю, он будет продолжаться. Но никакой коммерческой составляющей у этого проекта пока нет.

— В чем заключается суть игры?

— Каждый участник игры делает то, что может, чтобы смотрели именно на него.
Зрители голосуют за того, на кого они больше всего смотрят — кто им больше всего понравился. Об этом они сообщают в чате трансляции. Выигрывает тот, за кого проголосует больше зрителей.

Это то, что сейчас происходит в соцсетях: все что-то снимают и выкладывают и очень хотят, чтобы на них смотрели — массовый эксгибиционизм. В перфомансе «Смотри на меня» всё это сконцентрировано и обострено условиями игры.

— Как вам практика репетиций онлайн? Создаёт ли экран большой барьер между вами и актёрами? Хотели бы в будущем часть репетиций проводить в сети, ведь это неплохо экономит ценный ресурс?

— Я уже привык репетировать онлайн. Барьер со временем преодолевается. Думаю, и в будущем можно при необходимости проводить часть репетиций таком формате. Но если мы говорим о спектакле, который должен играться на сцене — то бесконечно репетировать онлайн невозможно. В какой-то момент нужно выйти на сцену.

— Насколько важна публика во время спектакля? Велика ли разница между залом живым и цифровым?

— Контакт между людьми в реальном пространстве и в виртуальном — это принципиально разные вещи. От реакции публики от её «дыхания» очень многое зависит в театре.

Онлайн-театр энергетически — это всегда разговор с пустотой, что тоже интересно.

— На самоизоляции театр провёл более 30 онлайн-показов. Как считаете, могут ли такие онлайн-спектакли стать достойной заменой живому театру? И большую ли конкуренцию они составят реальным спектаклям после пандемии?

— Важно понимать, что онлайн-показы спектаклей — это всегда выход из положения, только и всего. Когда нет возможности посмотреть спектакль живьём — почему бы не посмотреть его онлайн. Но о замене одного другим речи не может идти. Хотя, конечно, после пандемии, как собственно и до неё, люди будут смотреть спектакли онлайн.

— Понравился ли вам такой опыт показов? Хотели бы продолжить эту практику или, может быть, в будущем стали бы вести онлайн-трансляции живых спектаклей?

— Онлайн-трансляция живых спектаклей — дело дорогое и с экономической точки зрения не выгодное. Мы уже оказались в новой реальности, и так как раньше — уже не будет. Будет примерно так же, но по-другому. Мы будем другими. Это значит — хотим мы этого или нет — онлайн-театра будет больше.

— Театр 18+ в значительной степени отличается от других театров города характером своих постановок. Некоторым они приходятся не по вкусу, люди говорят, что слишком пошло. По вашему мнению, как скоро публика привыкнет к такой неудобной «пошлой» правде в театре и привыкнет ли вообще?

— Во-первых, вопрос в том, что считать пошлостью. На мой взгляд, пошлость — это безвкусица и желание понравиться — и по этим показателям мы явно не на первом месте. В этом смысле на сценах репертуарных театров столько откровенной «китчухи» и пошлости, что нам за ними не угнаться. Во-вторых, правда пошлой не бывает. Пошлой бывает ложь. Часто пошлость — это не то, что на сцене, а то, что в головах людей, в их восприятии. И тут только самообразование поможет. Больше читать, смотреть, слушать. Тогда будет проще разобраться, где пошлость, а где нет.

Но, если честно, мне уже всё равно. Кто не хочет привыкать — пусть не привыкает.

У Театра 18+ всегда была своя публика, которая понимала и ценила то, что мы делаем. Мы не стодолларовая купюра, чтобы нравиться всем. А вот чем Театр 18+ отличается прежде всего, так это наличием внятной художественной политики.

— Театр завершил восьмой сезон и, как мы знаем, ушёл на заслуженные каникулы. Какие планы на новый сезон? Какие постановки ждать зрителю?

— Индейцы говорят — хочешь рассмешить духов — расскажи им о своих планах. Никто не знает, когда театр вернётся с каникул и вернётся ли. Могу сказать одно — мы обещали выпустить оперу «Это любовь» и мы ее выпустим в том или ином виде. Про остальное говорить не имеет смысла. Возможно, опера «Это любовь» будет последним подарком Театра 18+ Ростову-на-Дону.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ

Кущевский суд 27 марта вынесет приговор Быковской

Приговор бывшему министру здравоохранения Ростовской области объявят 27 марта

Бывшую главу Ростовского облсуда оставили в СИЗО до 17 июня

Басманный районный суд Москвы продлил до 17 июня меру пресечения Елены Золотаревой и ее зама Татьяны Юровой.

Следи за Сиянием! ГК «ЮгСтройИнвест» дала старт новому проекту в «Новом Ростове»

Открыты продажи нового проекта ГК «ЮгСтройИнвест» - квартала на Шолохова «Сияние». 8 кластеров комфортного жилья расположатся возле нового уникального парка, площадью 12,8 гектар. Второй проект на территории старого аэропорта отличается стильной арх...

Русский музей завершил реставрацию пострадавших при взрыве в Таганроге картин

Русский музей завершил реставрацию 22 экспонатов Таганрогского художественного музея, которые пострадали после взрыва летом 2023 года.

В Ростовской области до 7 мая продлили запрет на пиротехнику

Губернатор Ростовской области продлил запрет на использование пиротехники

Голубев назначил нового министра труда и соцразвития региона

В Ростовской области назначили нового главу регионального минтруда.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ЕЩЕ НОВОСТИ