В ростовском Театре 18+ прошел предпоказ спектакля «Ханана» — впервые в истории театра постановку показали до ее официальной премьеры. Спектакль, сначала кажущийся несколько отстраненным от реальности с доведенными до самых высоких точек ужасами, к концу становится настоящим манифестом человеколюбия.
Как рассказал режиссер спектакля «Ханана», художественный руководитель Театра 18+ Юрий Муравицкий, премьера постановки запланирована только на начало февраля следующего года, но создателям спектакля было важно показать его именно на этом этапе, в таком виде, которого удалось достичь на сегодня. Но несмотря на заявленный «промежуточный» вариант спектакля, выглядит он уже сейчас отлично отрепетированным и продуманным до мелочей.
«Ханану» делает та же команда, что и работала над спектаклем «Невероятные приключения Юли и Наташи» в Театре 18+ три года назад: автор пьесы — Герман Греков, режиссер — Юрий Муравицкий, художник — Екатерина Щеглова. Надо сказать, что в «Ханане» руку постановщиков можно узнать сразу — такая же классная сценография, единый стиль реплик актеров и их поведения на сцене. Но обо всем по порядку.
Жанр нового спектакля авторы определяют как «русский гиньоль», то есть театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что «зрителю становится не только страшно, но и смешно». Действительно, «страшно» и «смешно» в спектакле будут если не в равной степени, то где-то близко к этому.
Пьеса «Ханана» рассказывает о жизни не самой благополучной деревенской семьи, члены которой — это немолодая женщина Наташа по прозвищу Ханана, ее младший сын Сашка — агрессивный психопат, а также запуганный, молчаливый муж Наташи Борис. Привычную жизнь этой семьи нарушает появление неожиданного для всех, кроме самой Наташи, гостя — так сказано в описании спектакля, но тут позволим себе спойлер и скажем, что это будет появление даже двух героев, которые «раскрутят» сюжетную линию.
Сразу нужно отметить, что весь спектакль зрителям придется смотреть сквозь пленку, которой завешена сцена. Благодаря этой задумке художника, все действо кажется немного размытым, отделенным от зрителя, как бы фантазией авторов, не имеющей к реальности никакого отношения. Да, тем более что на сцене — обшарпанные шкафы, грязные люди в своей скудной одежде, а в зале — чистые, стильно одетые зрители, пришедшие в театр.
Но под конец постановки эта пленка становится незаметной, как бы растворяется — и вот уже ты чувствуешь себя рядом с этими героями, несмотря на весь тот трэш, который разворачивается по ходу спектакля.
И это не пустые слова: герои, которые сначала больше похожи на «недолюдей», даже в полный рост не стоят на сцене — их сильнее и сильнее засасывает то болото, в котором они живут. Для этого актеры выходят на сцену только сгорбившись, а еще говорят нараспев, как будто читают свой текст по слогам, неуверенно. Здесь нужно сразу отметить потрясающий актерский состав во главе с исполнительницей роли Наташи — Светланой Лысенковой. Помимо общей концепции спектакля, которой должны были соответствовать все актеры в плане дикции, жестов и внешнего вида, у каждого героя — много своих «фишек». Так, например, мать семейства Наташа Ханана с молниеносной скоростью меняется в зависимости от того, с кем разговаривает: она испуганная — с сыном Сашкой, властная — с мужем, смелая — с подругой.
Сложно уловить тот момент, когда люди на сцене (именно люди, а не герои, потому что все происходящее уже будто переродилось в реальность) перестают вызывать отвращение и ужас. Появляются эмоции и чувства диаметрально противоположные — сопереживание, жалось, желание как-то помочь. То, что происходит в спектакле «Ханана», — настоящая трагедия с вовлечением зрителя, внутренним очищением героев, с поисками себя. Не раскрывая сюжета, скажем, что, как и в истинной трагедии, все не будет гладко, а ощущение ужаса, но к концу более тихого, смиренного что ли ужаса, никуда не уйдет, только лишь трансформируется. Но несмотря на это, так хочется, чтобы все наладилось — и у этих людей, и у других, попавших в такую же волну непроглядного мрака и безысходности.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.